Решение №05-03 3908 Решение 39т-15 от 3 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 39т-15

 

 

Организатор конкурса

(конкурсная комиссия):

Агентство по транспорту Архангельской области

 

 

Заявитель:

ИП Варакин Денис Олегович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

 

30 июня 2015 года                                                                                                    г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ИП Варакина Д.О. в присутствии:

ИП Варакина Д.О.

ИП Гудзя С.Н. и его представителя – <…> (доверенность от 24.06.2015)

представителя ИП Сейдеметовой Е.А. (после перерывов, объявленных 26.06.2015 и 30.06.2015) – <…>

представителей Агентства по транспорту Архангельской области (до перерыва, объявленного 26.06.2015) – <…> (и.о. руководителя агентства), <…> (доверенность от 26.06.2015)

 

УСТАНОВИЛА:

 

19.06.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила жалоба ИП Варакина Д.О. (далее – заявитель) на действия организатора конкурса (конкурсной комиссии) при проведении в июне 2015 года конкурса на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино».

Содержание жалобы:

Заявитель указал, что претенденты не были оповещены о дате и времени процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в рассматриваемом конкурсе, выразил сомнение относительно факта ведения аудиозаписи, а также составления протокола вскрытия конвертов.

На официальном сайте организатора торгов не была опубликована информация о решении допуска претендентов к участию в конкурсе (пункт 4 конкурсной документации).

Также заявитель указал, что конкурс проходил не в установленное в извещении время, предположил, что конкурсной комиссией мог быть нарушен порядок начисления баллов и определения победителя конкурса.

В опубликованном на сайте организатора торгов протоколе от 11.06.2015 не содержится информации обо всех претендентах с указанием начисленных баллов и занятых мест.

Кроме того, после объявленного 26.06.2015 в заседании комиссии перерыва, ИП Варакин Д.О. представил дополнения к жалобе, согласно которым в заявках, поданных на участие в рассматриваемом конкурсе ИП Гудзем С.Н. и ИП Сейдеметовой Е.А., по некоторым автобусам отсутствовали технические паспорта и свидетельства о регистрации транспортных средств. Указал на то, что в конкурсной заявке Гудзя С.Н. в подтверждение опыта работы водителей представлены ненадлежащие документы. В конкурсной заявке ИП Сейдеметовой Е.А. такие документы по некоторым водителям отсутствуют, в одном из случаев отсутствует водительское удостоверение.

Учитывая изложенное, заявитель полагает, что ИП Сейдеметова Е.А. и ИП Гудзь С.Н. не должны были быть допущены к участию в конкурсе на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино».

Также заявитель указал на то, что организатор конкурса не запросил у Управления ГИБДД УМВД  России по Архангельской области информацию, необходимую для оценки конкурсных заявок по подпункту 6 пункта 5 конкурсной документации.

Агентство по транспорту Архангельской области не согласилось с жалобой. По мнению организатора конкурса, он проведен в полном соответствии с Порядком организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам на территории Архангельской области и перечня межмуниципальных маршрутов регулярного автомобильного сообщения на территории Архангельской области, утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 N 593-пп, и требованиями конкурсной документации.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с учетом следующего.

В мае 2015 года на сайте www.transport29.ru было размещено извещение о проведении конкурса на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино».

Согласно указанному извещению уполномоченным органом (организатором конкурса) выступает агентство по транспорту Архангельской области.

Место приема заявок: агентство по транспорту Архангельской области, адрес: г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49. Начало приема заявок – 21 мая 2015 года, окончание приема заявок – 12:00 04 июня 2015 года.

Срок принятия решения о допуске к участию в конкурсе – 3 рабочих дня со дня окончания приема заявок.

Место, дата и время проведения конкурса: агентство по транспорту Архангельской области, адрес: г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49, 14:15 11 июня 2015 года.

Заявки на участие в конкурсе подали: ИП Гудзь С.Н., ИП Рослова Л.А., ИП Варакин Д.О., ИП Сейдеметова Е.А., которые согласно распоряжению агентства по транспорту Архангельской области от 05.05.2015 № 110-р были допущены к участию в конкурсе.

Согласно пункту 1.1 протокола заседания комиссии по организации регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Архангельской области от 11.06.2015 № 4 победителем конкурса на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино» признана ИП Сейдеметова Е.А. (сумма балов – 318).

Законом Архангельской области от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области» определено, что организация транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам осуществляется в соответствии с порядком организации транспортного обслуживания по межмуниципальным маршрутам, утверждаемым постановлением Правительства Архангельской области (пункт 1 части 1 статьи 5).

Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 593-пп утвержден порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам на территории Архангельской области и перечня межмуниципальных маршрутов регулярного автомобильного сообщения на территории Архангельской области (далее – Порядок).

В соответствии пунктом 19 указанного Порядка привлечение перевозчиков к выполнению регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам осуществляется посредством проведения конкурса на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальным маршрутам в случаях, установленных пунктом 5 статьи 6 областного закона.

Согласно пункту 20 Порядка организатором конкурса является уполномоченный орган, который:

1) разрабатывает и утверждает конкурсную документацию;

2) утверждает форму заявления на участие в конкурсе;

3) публикует извещение о проведении конкурса, а также протокол о результатах конкурса на сайте уполномоченного органа;

4) осуществляет прием и регистрацию заявления на участие в конкурсе и прилагаемых к нему документов, предусмотренных пунктом 24 настоящего Порядка, представленных перевозчиками, претендующими на участие в конкурсе;

5) определяет победителя конкурса на основании протокола комиссии и заключает с ним договор об организации регулярных перевозок.

В рассматриваемом случае конкурсная документация для проведения конкурса на право осуществления регулярных автобусных по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино» (далее – конкурсная документация) утверждена распоряжением агентства по транспорту Архангельской области от 08.04.2015 № 71-р.

Порядком также определено, что уполномоченный орган осуществляет прием и регистрацию заявок на участие в конкурсе в сроки и в месте, которые указаны в извещении о проведении конкурса (пункт 28).

В срок, указанный в извещении о проведении конкурса, уполномоченный орган проверяет полноту и правильность оформления заявок и принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе (пункт 29).

В случае наличия оснований, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения возвращает документы претенденту с мотивированным уведомлением об отказе в допуске к участию в конкурсе (пункт 31).

В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о допуске претендента к участию в конкурсе уполномоченный орган передает заявки претендентов на рассмотрение комиссии (пункт 32).

Комиссия в срок и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса, рассматривает и оценивает заявки претендентов (пункт 33).

Оценка предложений претендентов осуществляется каждым членом комиссии, присутствующим при проведении конкурса, и проводится в баллах по критериям оценки заявки, указанным в пункте 7 статьи 6 областного закона. Значимость каждого из критериев устанавливается конкурсной документацией (пункт 34).

Оценка заявок проводится комиссией посредством суммирования баллов, полученных каждой заявкой по всем критериям оценки заявок, предусмотренным пунктом 34 настоящего Порядка (пункт 35).

Протокол о результатах конкурса подписывается председателем и секретарем комиссии и размещается на сайте уполномоченного органа (пункт 37).

На основании протокола о результатах конкурса уполномоченный орган в течение одного рабочего дня со дня проведения конкурса принимает решение о победителе конкурса (пункт 38).

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Порядок, утвержденный Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 593-пп, а также конкурсная документация для проведения конкурса на право осуществления регулярных автобусных по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино» не предусматривают для организатора конкурса обязанности оповещения претендентов о дате и времени процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в таком конкурсе, не предполагают ведение аудиозаписи, а также составления протокола вскрытия конвертов.

Кроме того, указанные документы не содержат каких-либо особых требований к составлению протокола о результатах конкурса, в том числе обязанности отразить в нем информацию обо всех претендентах с указанием начисленных баллов и занятых мест.    

Учитывая изложенное, соответствующие доводы ИП Варакина Д.О. в названной части не обоснованы.

Предположение о том, что на официальном сайте организатора торгов не была опубликована информация о решении допуска претендентов к участию в конкурсе (пункт 4 конкурсной документации), а также о том, что конкурс проходил не в установленное в извещении время, опровергнуты в заседании комиссии представителями агентства по транспорту Архангельской области. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Доводы ИП Варакина Д.О. того, что в конкурсной заявке Гудзя С.Н. в подтверждение опыта работы водителей представлены ненадлежащие документы, а в конкурсной заявке ИП Сейдеметовой Е.А. такие документы по некоторым водителям отсутствуют (в одном из случаев отсутствует копия водительское удостоверение), не принимаются Комиссией Архангельского УФАС России.

В частности, при оценке опыта водителей учитывается фактическая профессиональная деятельность, которая может быть подтверждена, в том числе  соглашением, договором на оказание соответствующих услуг. Ненадлежащее оформление трудовых отношений с работодателем относится исключительно к сфере трудового законодательства.

Отсутствие документов, подтверждающих опыт работы некоторых водителей, предполагает лишение баллов по данному критерию, но не является основанием для отклонения конкурсной заявки (в том случае, где указано на отсутствие копии водительского удостоверения в заявке, водитель закреплен за резервным транспортным средством).

Относительно довода о том, что организатор конкурса не запросил у Управления ГИБДД УМВД  России по Архангельской области информацию, необходимую для оценки конкурсных заявок по подпункту 6 пункта 5 конкурсной документации, необходимо отметить, что по соответствующему критерию «данные о соблюдении перевозчиком требований законодательства Российской Федерации в сфере осуществления регулярных автобусных перевозок и обеспечения безопасности дорожного движения» конкурсной комиссией был применен равный поход ко всем претендентам, допущенным к участию в конкурсе (у всех претендентов – «0» баллов).      

Вместе с тем, Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

Как следует из пункта 24 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 593-пп, а также пункта 2 конкурсной документации, утвержденной распоряжением агентства по транспорту Архангельской области от 08.04.2015 № 71-р, перечень документов, представляемых претендентами вместе с заявлением на участие в конкурсе, в обязательном порядке должен содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие и характеристики автобусов, предлагаемых для регулярных перевозок на межмуниципальном маршруте (копии паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, документов, подтверждающих право владения транспортным средством на законных основаниях, если оно не является собственностью претендента, документов о прохождении технического осмотра).

Согласно пункту 30 Порядка и пункту 4 конкурсной документации основанием для принятия решения уполномоченным органом об отказе в допуске претендента к участию в конкурсе является, в том числе, непредставление одного или нескольких документов, указанных, соответственно, в пункте 24 Порядка и пункте 4 конкурсной документации.

Как уже отмечалось ранее, согласно пункту 31 Порядка в случае наличия оснований, указанных в пункте 30 настоящего Порядка, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня принятия соответствующего решения возвращает документы претенденту с мотивированным уведомлением об отказе в допуске к участию в конкурсе.

Пункт 4 конкурсной документации также предполагает зависимость соответствующего решения от представленных претендентом документов. В частности, согласно данному пункту уполномоченный орган вскрывает конверты с конкурсными предложениями, проводит проверку документов, прилагаемых к заявке, и в течение трех рабочих дней принимает решение о допуске или об отказе в допуске претендента.   

По результатам анализа заявок участников рассматриваемого конкурса установлено, что по одному из автобусов с регистрационным номером B246AH/152, предложенному ИП Сейдеметовой Е.А. в качестве основного, в составе заявки отсутствует копия паспорта данного транспортного средства (Комиссией Архангельского УФАС России исследовался оригинал заявки, представленной для ознакомления агентством по транспорту Архангельской области).

В составе конкурсной заявки ИП Гудзя С.Н. копии паспортов транспортных средств не представлены по основным автобусам с регистрационными номерами K207MP/29, K333AO/29, АС862/29. По основным автобусам с регистрационными номерами C916CC/29, K648EP/29 отсутствуют копии свидетельств о регистрации транспортных средств. В заседании комиссии ИП Гудзь С.Н. не отрицал того факта, что копии указанных документы по некоторым автобусам в его заявке, которую он подавал в агентство по транспорту Архангельской области, отсутствовали. 

Таким образом, принимая во внимание положения Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 593-пп, а также конкурсной документации, утвержденной распоряжением агентства по транспорту Архангельской области от 08.04.2015 № 71-р, в тех формулировках, в которых они были включены в указанные документы (пункты 24, 30, 31 Порядка и пункты 2, 4 конкурсной документации), в вышеназванных случаях имелись основания для отказа ИП Сейдеметовой Е.А. и ИП Гудзю С.Н. в допуске к участию в конкурсе на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино».

Учитывая изложенное, допустив ИП Сейдеметову Е.А. и ИП Гудзя С.Н. к участию в конкурсе, организатор торгов (распоряжение агентства по транспорту Архангельской области от 05.05.2015 № 110-р) нарушил требования пункта 31 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам на территории Архангельской области и перечня межмуниципальных маршрутов регулярного автомобильного сообщения на территории Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 593-пп, а также пункт 4 конкурсной документации, утвержденной распоряжением агентства по транспорту Архангельской области от 08.04.2015 № 71-р.

Возможность выдачи предписания в данном случае отсутствует, так как на момент рассмотрения дела № 39т-15 открытый конкурс на право осуществления регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту № 125 «г. Архангельск (м.р. вокзал)  - о. Краснофлотский - пос. Катунино» завершился. По результатам конкурса заключен договор от 19.06.2015 № 125180701 об организации регулярных автобусных перевозок по указанному маршруту с ИП Сейдеметовой Е.А. (до направления Архангельским УФАС России уведомления от 23.06.2015 № 05-03/3618 о рассмотрении жалобы ИП Варакина Д.О. в адрес агентства по транспорту Архангельской области).

Из буквального толкования части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений антимонопольный орган не выдает обязательное для исполнения предписание, а принимает решение относительно наличия либо отсутствия необходимости выдачи такого предписания.

Таким образом, диспозиция части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наделяет антимонопольный орган правом, а не обязанностью принять решение относительно необходимости выдачи предписания применительно к конкретным обстоятельствам.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими законами или договором, а также по решению суда.

При этом пункт 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», содержащий перечень действий, совершение которых антимонопольный орган вправе предписать организатору торгов, не предусматривает полномочий антимонопольного органа расторгнуть соответствующий договор самостоятельно либо предписать организатору торгов расторгнуть этот договор.

Таким образом, применительно к торгам, контролируемым в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в указанном законе отсутствуют нормы, позволяющие антимонопольному органу вмешаться в гражданско‑правовые отношения, связанные с расторжением договоров.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Аналогичная позиция изложена арбитражным судом при рассмотрении дела № А40‑42693/2014.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Варакина Д.О. обоснованной.

2. Признать организатора конкурса нарушившим требования пункта 31 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам на территории Архангельской области и перечня межмуниципальных маршрутов регулярного автомобильного сообщения на территории Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 29.12.2014 № 593-пп, а также пункт 4 конкурсной документации, утвержденной распоряжением агентства по транспорту Архангельской области от 08.04.2015 № 71-р. Нарушение выразилось в допуске ИП Сейдеметовой Е.А. и ИП Гудзя С.Н. к участию в указанном конкурсе (распоряжение агентства по транспорту Архангельской области от 05.05.2015 № 110-р).

3. Предписание не выдавать.

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      Д.В. Бугаев

Члены Комиссии                                                                                                   Е.В. Нестеренко

                                                                                                                                  А.Ю. Шахов

                                                                                                                           

Связанные организации

Связанные организации не указаны