Предупреждение №05-03/4001 Предупреждение 22ш-2016 от 13 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

22ш-2016

Администрация МО «Плесецкий муниципальный район»

 

164260, Архангельская область, Плесецкий район, п. Плесецк, ул. Ленина, 33

       
       
 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

12 октября 2016 года                                                                                                                                                                                         г. Архангельск

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в ходе рассмотрения материалов, направленных прокуратурой Плесецкого района, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны администрации МО «Плесецкий муниципальный район» при передаче муниципального имущества (объекты водоснабжения) ООО «Исток» без проведения торгов, установлено следующее.

31 декабря 2015 года между МО «Пуксоозерское» (Ссудодатель) и МО «Плесецкий муниципальный район» (Ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом.

Согласно пункту 1.1 Ссудодатель предоставил, а Ссудополучатель принял в безвозмездное временное пользование муниципальное имущество:

- эксплуатационная скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Школьная, 11 а;

- эксплуатационная скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Пионерская, 11 а;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро.

Срок действия договора установлен с 01.01.2016 на один месяц включительно, в случае если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора договор считается пролонгированным на один месяц.

06 июля 2016 года между МО «Пуксоозерское» (Ссудодатель) и МО «Плесецкий муниципальный район» (Ссудополучатель) вновь был заключен договор безвозмездного пользования следующим муниципальным имуществом: - эксплуатационная скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Школьная, 11 а; - эксплуатационная скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Пионерская, 11 а; - водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро; - скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Белое озеро; - скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Пуксоозеро, ул. Сельская.

Срок действия договора установлен с 06 июля 2016 года до момента государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество, в соответствии с действующим законодательством.

06 июля 2016 года Постановлением главы МО «Плесецкий муниципальный район» № 32-пг на территории МО «Пуксоозерское» был введен режим повышенной готовности до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, заключенного по результатам конкурса.

Пунктом 4.2 данного Постановления к администрации МО «Плесецкий район», в лице отдела по управлению муниципальным имуществом было поручено заключить соглашение с ООО «Исток» о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское».

Постановлением администрации МО «Плесецкий муниципальный район» от 06.07.2016 № 668-па был утвержден перечень социально-значимых объектов имущества, необходимых для обеспечения холодного водоснабжения на территории МО «Пуксоозерское» в период повышенной готовности, в который было включено следующее имущество:

- скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Белое Озеро;

- скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Пуксоозеро, ул. Сельская;

- скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Школьная, 11 а;

- скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро, ул. Пионерская, 11 а;

- водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, пос. Пуксоозеро.

Из пункта 1.1 постановления администрации МО «Плесецкий муниципальный район» «О порядке использования имущества жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 № 669-па следует, что ООО «Исток» необходимо обеспечить бесперебойную эксплуатацию объектов водоснабжения, определенных как перечень социально-значимых объектов имущества ЖКХ, необходимого для холодного водоснабжения населения, организаций на территории МО «Пуксоозерское».

06 июля 2016 года МО «Плесецкий муниципальный район» передало ООО «Исток» указанное выше муниципальное имущество по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское». Срок действия до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, заключенного по результатам конкурса.

Конкурсные процедуры на проводились.

 

На основании статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

 

Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения отдельными объектами системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Объекты ЖКХ, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок. Необходимо отметить, что услуги передачи тепловой энергии, а также услуги по водоснабжению и водоотведению входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии (статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Таким образом, доступ на рынок коммунальных услуг, в том числе услуг для осуществления водоснабжения и водоотведения, обусловлен приобретением прав владения и (или) пользования соответствующими объектами коммунальной инфраструктуры, то есть создание равных условий для возможности такого доступа возникает исключительно в случае проведения процедуры торгов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы права является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передавая муниципальное имущество без проведения конкурса, администрация МО «Плесецкий муниципальный район» создала преимущество ООО «Исток» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг водоснабжения и водоотведения МО «Пуксоозерское», что свидетельствует о признаках нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Администрация МО «Плесецкий муниципальный район» не указала конкретную норму федерального закона, разрешающую органу местного самоуправления осуществить передачу имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, без проведения конкурсных процедур.

Причины, по которым муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения было передано ООО «Исток» (введение режима повышенной готовности) без проведения торгов не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона № 135‑ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Согласно п. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) администрации МО «Плесецкий муниципальный район», выразившихся в передаче в пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения населению, организациям на территории МО «Пуксоозерское» ООО «Исток», признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельское УФАС России

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости в срок до 01 марта 2017 года прекратить указанные действия (бездействие) путем отмены пункта 4.2 Постановления главы МО «Плесецкий муниципальный район» «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Пуксоозерское» от 06 июля 2016 года № 32-пг, пункта 1.1 Постановления администрации МО «Плесецкий муниципальный район» «О порядке использования имущества жилищно-коммунального хозяйства на территории МО «Пуксоозерское» от 06.07.2016 № 669-па, а также проведении конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения, расположенных по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Пуксоозерское», в соответствии с требованиями Федерального закона «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 и Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.


 


 

 

Руководитель управления                                                                                                                                                     Д.В. Бугаев

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны