Решение №05-03/4290 Решение 15-18 от 5 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 15-18

 

Ответчик:

Администрация

МО «Вельский  муниципальный район»

165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Советская, 52/15

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Теплоресурс»

165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Горького, д.1, стр. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 10.08.2018

Решение изготовлено в полном объеме 23.08.2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Поддубная Ю.А.

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в отсутствие представителей администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», ООО «Теплоресурс», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 15-18, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Советская, 52/15, ОГРН 1022901219791, ИНН 2907003416)  по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

08.11.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступили материалы, направленные Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче администрацией МО «Вельский муниципальный район» муниципального имущества (объектов теплоснабжения) ООО «Теплоресурс» по договору аренды объектов теплоснабжения от 21.09.2015 № 25.

Ранее, 19 января 2016 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в результате рассмотрения материалов, направленных прокуратурой Вельского района, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район» при передаче во временное владение и пользование ООО «Теплоресурс» муниципального имущества (объектов теплоснабжения), по договору аренды объектов теплоснабжения                                                от 21.09.2015 № 25 для эксплуатации муниципального  имущества по назначению — обеспечение теплоснабжения населения и иных потребителей в муниципальных образованиях «Верхнешоношское», «Солгинское», «Усть-Шоношское», «Аргуновское», «Пакшеньгское», «Благовещенское», «Липовское», «Тегринское», «Попонаволоцкое»,  «Низовское», выдало администрации МО «Вельский муниципальный район» предупреждение от 19.01.2016 № 01ш-2016 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения  требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в срок до 01 мая 2016 года.

Администрация МО «Вельский муниципальный район» сообщила о принятых мерах по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства. 14.03.2016 между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплоресурс» было заключено концессионное соглашение.

Заключение соглашения осуществлялось по итогам конкурса. Согласно п. 7.4 конкурсной документации, утвержденной распоряжением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 10.11.2015 № 494-рп,  обеспечением исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению является безотзывная банковская гарантия сроком действия концессионного соглашения.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» установлено, что в случае, если до установленного конкурсной документацией или в предусмотренном статьей 54 данного Федерального закона случае проектом концессионного соглашения дня подписания концессионного соглашения победитель конкурса не представил концеденту документы, предусмотренные конкурсной документацией и (или) указанным проектом концессионного соглашения и подтверждающие обеспечение исполнения обязательств по концессионному соглашению, концедент принимает решение об отказе в заключении концессионного соглашения с указанным лицом.

Учитывая, что ООО «Теплоресурс» не предоставило банковскую гарантию  сроком  действия концессионного соглашения,  концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения между МО «Вельский муниципальный район» ООО «Теплоресурс» от 14 марта 2016 года заключено с нарушением действующего законодательства.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу письмом от 24.06.2016 № 16-08/3692 отказало администрации МО «Вельский муниципальный район» в государственной регистрации.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что концессионное соглашение от 14.03.2016 фактически не заключено.

С 01.11.2016 на территориях МО «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское» введен режим повышенной готовности, в рамках которого имущество, необходимое для организации теплоснабжения, передано во временное пользование                                         ООО «Теплоресурс» по соглашению от 01.11.2016.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области установило, что, передавая муниципальное имущество без проведения конкурса, как того требует Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», администрация МО «Вельский муниципальный район» создала преимущество ООО «Теплоресурс» на рынке теплоснабжения, что свидетельствует о признаках нарушения статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

02.03.2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области направило в адрес администрации МО «Вельский муниципальный район» предупреждение № 17ш-2017 о необходимости  в срок до 25.08.2017 принять меры по устранению причин и последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: изъять из необоснованного использования ООО «Теплоресурс» муниципальное имущество в соответствии с соглашением от 01.11.2016, и принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

На основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Письмом № 01-54/2420 от 23.08.2017 администрация МО «Вельский муниципальный район» сообщила, что 18.08.2017 между администрацией МО «Вельсий муниципальный район» и ООО «Теплоресурс» заключено соглашение о расторжении соглашения о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории муниципальных образований «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское» от 01.11.2016. Муниципальное имущество согласно акту приема-передачи передано администрации МО «Вельский муниципальный район». Однако выполнить предупреждение  в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, администрации не представляется возможным в связи с тем, что для проведения конкурса администрации требуется более длительное время, чем установлено в предупреждении. Для заключения концессионного соглашения администрацией подготовлен и утвержден перечень мероприятий, планируемых в рамках реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, рассчитаны показатели надежности и энергетической эффективности объектов централизованного теплоснабжения. 22.05.2017 данный перечень согласован Министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области. В дальнейшем согласованный перечень вместе с показателями надежности должны пройти процедуру согласования в Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области. Только после получения ответа от Агентства по тарифам и ценам Архангельской области администрация сможет объявить конкурс на заключение концессионного соглашения.

В связи с этим администрация ходатайствовала о продлении срока выполнения предупреждения от 02.03.2017 № 05-03/881 до 30.01.2018.

Определением от 25.08.2017 № 05-03/4007 Архангельское УФАС России, удовлетворив ходатайство администрация МО «Вельский муниципальный район», продлило срок выполнения предупреждения № 17ш-2017 до 30.01.2018.

Письмом от 26.01.2018 № 01-54/214 администрация МО «Вельский муниципальный район» сообщила о том, что ею ведется работа по подготовке единого концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципальных образований, входящих в состав МО «Вельский муниципальный район». В связи с отсутствием денежных средств в бюджете муниципального образования поставить на кадастровый учет все объекты теплоснабжения, переданные от поселений в район, не представилось возможным. В связи с отсутствием документации на земельные участки, на которых располагаются объекты теплоснабжения, а также технической документации администрация не имеет правовых оснований для проведения торгов.

Кроме того, для выполнения программы энергоэффективности и оптимизации бюджета МО «Вельский муниципальный район» путем вывода из эксплуатации ряда объектов теплопотребления в нескольких сельских поселениях, финансируемых из бюджета муниципального образования, которые повлияли на выработку объема тепла котельными, администрацией вновь были произведены перерасчеты объемов теплоснабжения и теплопотребления объектов, что потребовало за собой временных затрат. Администрацией подготовлены и утверждены перечени объектов и мероприятий, планируемых в рамках реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, рассчитаны показатели надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Администрация считала, что для проведения конкурса требуется более длительное время.

В связи с этим, администрация МО «Вельский муниципальный район» ходатайствовала о продлении срока выполнения предупреждения от 02.03.2017 № 17ш-2017 до 30.05.2018.

Определением от 01.02.2018 № 05-03/536 Архангельское УФАС России, удовлетворив ходатайство администрация МО «Вельский муниципальный район», продлило срок выполнения предупреждения № 17ш-2017 до 13.04.2018.

В установленные сроки информация о выполнении предупреждения № 17ш-2017 от 02.03.2017 от администрации МО «Вельский муниципальный район» в Архангельское УФАС России не поступила.

 

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

20.04.2018 в отношении администрации МО «Вельский муниципальный район» было возбуждено дело № 15-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

03.05.2018 определением о назначении дела № 15-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению администрация МО «Вельский муниципальный район» была привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

 

 

На определение о назначении дела № 15-18 о нарушении антимонопольного законодательства письмом от 21.05.2018 № 01-54/1569 администрация МО «Вельский муниципальный район» сообщила, что для заключения концессионного соглашения администрацией разрабатывается для утверждения перечень мероприятий, планируемых в рамках реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, рассчитываются показатели надежности и энергетической эффективности объектов  централизованного теплоснабжения, утвержден перечень объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район», в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения. Услуги теплоснабжения на территориях муниципальных образований «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское» с 05.09.2017 оказывает ООО «Теплоресурс» по соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения. Схемы теплоснабжения МО «Попонаволоцкое», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Тегринское», «Благовещенское» находятся в стадии разработки.

В заседание комиссии 04.06.2017 представитель ответчика не явился.

Определением от 04.06.2018 № 05-03/2762 ООО «Теплоресурс» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица. У ООО «Теплоресурс» были запрошены следующие материалы и документы: письменное мнение (при наличии) по делу № 15-18 с правовым обоснованием своей позиции и приложением подтверждающих документов; иная информация (при наличии), имеющая отношение к рассмотрению дела                                    № 15-18.

Письмом, полученным Архангельским УФАС России 20.06.2018,                                               ООО «Теплоресурс» сообщило, что соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское» от 05.09.2017 заключено между ООО «Теплоресурс» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Вельский муниципальный район» в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, которая могла быть вызвана прекращением теплоснабжения поселений. Издавая постановление от 05.09.2017 № 1166 и заключая соглашение с ООО «Теплоресурс» соглашение о передаче в пользование имущества, глава МО «Вельский муниципальный район» и Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Вельский муниципальный район» действовали в рамках Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», осуществляя полномочия, предусмотренные законодательством.

 

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 15-18, в ходе которого установлено, что продуктовыми границами товарного рынка являются услуги теплоснабжения, географическими границами рынка теплоснабжения являются границы присоединенных сетей в муниципальных образованиях «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское».

Оценивая изменения (возможные изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие передачи муниципального имущества ООО «Теплоресурс» по  соглашениям о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории муниципальных образованиях «Солгинское», «Попонаволоцкое», «Аргуновское», «Усть-Шоношское», «Верхнешоношское», «Пакшеньгское», «Липовское», «Тегринское», «Благовещенское» от 01.11.2016 и от 05.09.2017, следует отметить, что была ограничена возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате доступ на рынок теплоснабжения вне процедуры конкурентного отбора получило ООО «Теплоресурс».

В соответствии со статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2016 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с наличием в материалах дела № 15-18 достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях (бездействии) администрации                                 МО «Вельский муниципальный район» признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», комиссией Архангельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства 22.06.2018 было принято заключение об обстоятельствах дела № 15-18.

Лицам, участвующие в деле, было предложено представить комиссии пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела.

На дату рассмотрения дела по существу администрацией МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплоресурс»  пояснений представлено не было.

 

По результатам анализа информации и документов, представленных по запросам Архангельского УФАС России, иных материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 15-18, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области установлено следующее.

В соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области                                        «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» Архангельской области и входящими в его состав поселениями» от 26.06.2015 № 163-рп, объекты собственности муниципальных образований «Верхнешоношское», «Солгинское», «Усть-Шоношское», «Аргуновское», «Пакшеньгское», «Благовещенское», «Липовское», «Тегринское», «Попонаволоцкое» были переданы в собственность муниципального образования «Вельский муниципальный район».

02.11.2016 постановлениями администрации МО «Вельский муниципальный район» №№ 1165, 1166, 1167, 1169, 1171, 1173, 1175, 1177, 1187 на территории МО «Солгинское», МО «Попонаволоцкое», МО «Аргуновское», МО «Усть-Шоношское», МО «Верхнешоношское», МО «Пакшеньгское», МО «Липовское», МО «Тегринское», МО «Благовещенское» был введен режим «повышенная готовность» в связи с чем председателю КУМИ МО «Вельский муниципальный район» было поручено заключить соглашения с ООО «Теплоресурс» о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории указанных муниципальных образований.

01.11.2016 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Вельский муниципальный район» и ООО «Теплоресурс» было заключено соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории МО «Аргуновское»,  МО «Благовещенское», МО «Верхнешоношское», МО «Липовское», МО «Пакшеньгское», МО «Попонаволоцкое», МО «Солгинское», МО «Тегринское»,  МО «Усть-Шоношское» (далее — Соглашение от 01.11.2016), пунктом 4.1 которого определено, что соглашение действует с момента подписания сторонами данного соглашения до вступления в действие концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса.

В соответствии с Соглашением от 01.11.2016 в пользование ООО «Теплоресурс» было передано следующее муниципальное имущество:

МО «Аргуновское»

Здание котельной, площадь 460 кв. м.

165111, Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский, ул. 60 лет Октября, дом 11А

Наружная сеть теплоснабжения (п.Аргуновский), протяженность 1647 м.

 

65111, Архангельская область, Вельский район, п. Аргуновский

МО «Благовещенское»

Здание котельной, общая площадь 148,8 кв. м.

165136, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Благовещенское», с. Благовещенское, ул. Центральная, д. 10а, строен. №2

Теплотрасса, протяженность 2 026 м.

 

165136, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Благовещенское», с. Благовещенское

Котельная, общая площадь 182,8 кв.м.

 

165136, Архангельская область, Вельский р-н, с. Воскресенское, д. 32

Тепловые сети от котельной к жилым корпусам, столовой, бане, прачечной, гаражу, магазину, конторе, протяженность 808 м.

 

165136, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Благовещенское», с.Воскресенское

МО «Верхнешоношское»

Котельная МУПа, общая площадь 144.4 кв.м.

 

165117, Архангельская область, Вельский район, МО «Верхнешоношское», п. Комсомольский

Наружная сеть теплоснабжения, протяженность 2075.8 м.

165117, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Верхнешоношское»,

п. Комсомольский

МО «Липовское»

Здание котельной, общая площадь 119,5 кв. м.

165135, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Липовское», д. Малая Липовка, ул. Школьная, д. 7

Наружная сеть теплоснабжения, протяженность 823 м.

 

165135, Архангельская область, МО «Вельский муниципальный район», МО «Липовское»,

д. Малая Липовка, ул. Школьная, ул. Одиновская

МО «Пакшеньгское»

Здание центральной котельной, общая площадь 165,3 кв. м.

165125, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Пакшеньгское", д. Ефремковская

Здание котельной, общая площадь 115,6 кв. м.

165125, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Пакшеньгское", д. Артемковская, ул. Школьная, д. 1А

Наружная сеть теплоснабжения, длина 568,9 м

165125, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Пакшеньгское", д. Ефремковская

МО «Попонаволоцкое»

Здание котельной, общая площадь 61,3 кв. м.

 

165141, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Попонаволоцкое», пос.Пасьва, ул. Свердлова

Здание котельной, общая площадь 389,9 кв. м

165141, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Попонаволоцкое»,

пос. Пасьва

Наружная сеть теплоснабжения, протяженность

34 м.

165141, Архангельская область, МО «Вельский муниципальный район», МО «Попонаволоцкое», п. Пасьва, ул. Свердлова

Тепловые сети, протяженность 2545 м.

 

165141, Архангельская область, МО «Вельский муниципальный район», МО «Попонаволоцкое», п, Пасьва, ул. Фефилова, Железнодорожная, Стахановская, Южная, Мира

МО «Солгинское»

Нежилое помещение, площадью 104,6 кв.м.

 

165129, Архангельская область, Вельский р-н, пос. Солгинский, ул. Правобережная,

Д. 11 А

Часть здания котельная, площадью 17,8 кв.м

165129, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Солгинское", пос. Солгинский, ул. Советская, д. 39, строен. 1

Помещение котельной (подвальное помещение), площадью 119,1 кв.м.

 

165129, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Солгинское", пос. Солгинский, ул. Советская, д. 29

Тепловая сеть, протяженность 764 п. м.

 

165129, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО "Солгинское", п. Солгинский, ул. Правобережная, д. 3,5,7

МО «Тегринское»

Котельная, площадь 379 кв.м

165107, Архангельская область, Вельский район, МО «Тегринское» пос.Тегроозеро, ул.Мира Д.6Б

Сети теплоснабжения, длина 4 950,4 м.

165107, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Тегринское» пос.Тегрозеро ул.Советская, пер.Приозерный,

ул.60 лет СССР, ул.Мира, ул.Первомайская, ул.Труда

Сети теплоснабжения, протяженность 634,6 п.м.

 

165107, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Тегринское» пос.Тегрозеро ул.Мира, 60 лет СССР, Труда, Первомайская

МО «Усть-Шоношкое»

Нежилое здание, площадь 66,6кв.м.

165108, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Усть-Шоношское», п. Усть-Шоноша, пер. Школьный, д. 5

Нежилое здание, площадь 42 кв. м.

165108, Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Усть-Шоношское», п. Усть-Шоноша, ул. Октябрьская, д. 9-А, строение 4

Наружная сеть теплоснабжения,

протяженность 989 м.

 

165108, Архангельская область, Вельский р-н,

пос. Усть-Шоноша

 

22.05.2017 министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области согласован перечень мероприятий, планируемых в рамках реализации концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения МО «Вельский муниципальный район», а также рассчитаны показатели надежности и энергетической эффективности объектов централизованного теплоснабжения, находящихся на территории муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Верхнеустькулойское», «Липовское», «Пуйское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Судромское», «Тегринское»,                                    «Усть-Шоношское».

18.08.2017 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Вельский муниципальный район» и                                      ООО «Теплоресурс» заключено соглашение о расторжении соглашения о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское» от 01.11.2016.

05.09.2017 между комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МО «Вельский муниципальный район» и                                     ООО «Теплоресурс» заключено соглашение о передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории                                                    муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское»,                                       «Усть-Шоношское» (далее - Соглашение от 05.09.2017).

Имущество, переданное обществу по вышеуказанному соглашению, аналогично имуществу, переданному ООО «Теплоресурс» по Соглашению от 01.11.2016 и договору аренды от 21.09.2015 № 25.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (пункт 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Срок ввода в эксплуатацию муниципального имущества, переданного                     ООО «Теплоресурс» по Соглашению от 01.11.2016 и Соглашению от 05.09.2017, превышает 5 лет.

Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения являются объектами концессионного соглашения. Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, отдельными объектами системы теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур. 

Объекты ЖКХ, как имущественный комплекс, представляют  собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок.

Проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.   

Таким образом, доступ на рынок коммунальных услуг, в том числе услуг для осуществления теплоснабжения, обусловлен приобретением прав владения и (или) пользования соответствующими объектами коммунальной инфраструктуры, то есть создание равных условий для возможности такого доступа возникает исключительно в случае проведения процедуры торгов.

Учитывая изложенное, проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы права является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Необходимость проведения торгов  в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», у администрации МО «Вельский муниципальный район» возникла с момента передачи муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения от МО «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское» в собственность МО «Вельский муниципальный район».

Заключая Соглашение от 01.11.2016 с ООО «Теплоресурс» на срок действия соглашения с момента подписания сторонами до вступления в действие концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса, администрация                                        МО «Вельский муниципальный район» в полной мере осознавала необходимость заключения концессионного соглашения, однако, действий по передаче рассматриваемого имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ                                               «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» администрацией МО «Вельский муниципальный район» совершено не было, администрация продолжала предоставлять право пользования ООО «Теплоресурс» объектами теплоснабжения, расположенными на территории муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское».

Напротив, впоследствии администрацией МО «Вельский муниципальный район» было вновь заключено соглашение  передаче в пользование имущества для оказания услуг теплоснабжения населению, организациям на территории муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское»  от 05.09.2017 с тем же самым хозяйствующим субъектом - ООО «Теплосресурс», срок действия соглашения также с момента подписания сторонами до вступления в действие концессионного соглашения, заключенного по результатам конкурса.

Таким образом, бездействие администрации МО «Вельский муниципальный район» в части необеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к рассматриваемому муниципальному имуществу в соответствии с требованиями действующего законодательства привело в итоге к повторному созданию конкурентных преимуществ для                                       ООО «Теплоресурс», которое получило его в приоритетном порядке (без проведения необходимых процедур), что свидетельствует о нарушении администрацией МО «Вельский муниципальный район» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                                      «О защите конкуренции».

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

С учетом изложенного, неоднократное, последовательное предоставление муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, без проведения конкурса (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ                      «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях») по Соглашению от 01.11.2016 и Соглашению от 05.09.2017 одному и тому же хозяйствующему субъекту - ООО «Теплоресурс»  привели или могли привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения указанных муниципальных образований.

Причины, по которым объекты теплоснабжения были переданы ООО «Теплоресурс» (в том числе в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское»,                                  «Усть-Шоношское») не имеют правового значения для установления нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответчику была предоставлена возможность устранения последствий нарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, администрации МО «Вельский муниципальный район» 02.03.2017 было выдано предупреждение № 17ш-2017 о необходимости в срок до 25.08.2017 принять меры по устранению причин и последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: изъять из необоснованного использования ООО «Теплоресурс» муниципальное имущество в соответствии с Соглашением от 01.11.2016, и принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

На основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Предоставленной возможностью ответчик не воспользовался, предупреждение в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», выполнено не было.

Более того, фактически необходимость организации и проведения торгов у администрации МО «Вельский муниципальный район» должна была возникнуть еще с момента возникновения обстоятельств, предусмотренных статьей 36 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» (непредоставление банковской гарантии победителем конкурса по сообщению 111115/0141038/01); с момента отказа в государственной регистрации обременения права собственности на имущество, являющееся предметом концессионного соглашения, Управлением  Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — 24.06.2016; с момента заключения Соглашения от 01.11.2016.

Администрация продолжает предоставлять право пользования объектами теплоснабжения, расположенными на территории муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское», ООО «Теплоресурс».

Действий по проведению торгов не совершено.

Бездействие органа местного самоуправления и неисполнение им предупреждения № 17ш-2017 от 02.03.2017 в части принятия мер, направленных на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское» на условиях концессии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», ущемляет права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов — потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок теплоснабжения с использованием указанных объектов.

Установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения,  не соблюден, законные условия доступа на рынок теплоснабжения и экономически эффективного использования муниципальной собственности обеспечены не были, что свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В результате бездействия администрации МО «Вельский муниципальный район» ООО «Теплоресурс» получило доступ на рынок теплоснабжения на территории                                      муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское»,                                «Усть-Шоношское» в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

С учетом изложенного, несоблюдение администрацией МО «Вельский муниципальный район» установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское», и необеспечение законных условий доступа на рынок теплоснабжения, в результате чего                              ООО «Теплоресурс» вновь получило доступ на рынок оказания услуг по теплоснабжению указанных муниципальных образований в приоритетном порядке (без проведения необходимых процедур), получив права пользования в отношении данного муниципального имущества по Соглашению от 05.09.2017, являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На момент принятия решения по делу № 15-18 лицо, в пользование которого может быть передано имущество, предназначенное для теплоснабжения, по результатам конкурса на право заключения концессионного соглашения не определено, торги не объявлены, имущество продолжает находиться в пользовании ООО «Теплоресурс».

 

Органу местного самоуправления МО «Вельский муниципальный район» следует принять меры, направленные на прекращение неправомерного пользования                                       ООО «Теплоресурс» муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

1. Признать несоблюдение администрацией МО «Вельский муниципальный район» (165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Советская, 52/15, ОГРН 1022901219791, ИНН 2907003416) установленного Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское», и необеспечение законных условий доступа на рынок теплоснабжения, в результате чего                             ООО «Теплоресурс» получило доступ на рынок оказания услуг по теплоснабжению указанных муниципальных образований в приоритетном порядке (без проведения необходимых процедур), получив права пользования в отношении данного муниципального имущества по Соглашению от 01.11.2016, а затем по Соглашению от 05.09.2017,  нарушением требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации МО «Вельский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем принятия мер, направленных на прекращение неправомерного пользования ООО «Теплоресурс» муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения муниципальных образований «Аргуновское», «Благовещенское», «Верхнешоношское», «Липовское», «Пакшеньгское», «Попонаволоцкое», «Солгинское», «Тегринское», «Усть-Шоношское»,  и возврата муниципального имущества в казну.

Предписание исполнить в срок до 20.11.2018 .

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 20.11.2018.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

 

 

А.Ю. Шахов

 

 

Ю.А. Поддубная

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны