Предупреждение № 05-03/4350 Предупреждение 19ш-2016 от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

19ш-2016

Администрация МО «Няндомский муниципальный район»

 

164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д.13.

       
   

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

26 сентября 2016 года                                                                                                                                                                 г. Архангельск


 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области рассмотрело материалы, направленные прокуратурой Няндомского района, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при заключении договора на годовое абонентское обслуживание сетей водоснабжения от 25.12.2015 между МО «Мошинское» и ООО УК «Активжилсервис», предметом которого являются объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для водоснабжения и водоотведения.

Как указала прокуратура Няндомского района, в нарушение действующего законодательства торги в отношении муниципального имущества администрацией МО «Мошинское» не проводились.

Установлено, что 25.12.2015 между администрацией МО «Мошинское» и ООО «Управляющая компания «Активжилсервис» был заключен договор на годовое абонентское обслуживание сетей водоснабжения. Срок действия договора с 01.01.2016 по 31.12.2016.

Кроме того, 25.12.2015 администрация МО «Мошинское» и ООО УК «Активжилсервис» заключили договор о передаче в безвозмездное пользование движимого имущества, необходимого для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения, сроком до 31.12.2016.

В соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от 29.12.2015 № 512-рп «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Няндомский муниципальный район» Архангельской области и МО «Мошинское» и МО «Шалакушское» с 01.01.2016 организация в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к полномочиям муниципальных районов.

Таким образом, вопросы обеспечения населения услугами водоснабжения и водоотведения на территории МО «Мошинское» являются вопросами, отнесенными к компетенции МО «Няндомский муниципальный район».

Письмом от 30.08.2016 № 4301 администрация МО «Няндомский муниципальный район» подтвердила факт передачи в собственность района 25.01.2016 имущества водоснабжения и водоотведения от МО «Мошинское».

ООО УК «Активжилсервис» своим письмом от 23.08.2016 подтвердило факт оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории МО «Мошинское», представив соответствующие договоры с потребителями.

При этом, до настоящего времени администрацией МО «Няндомский муниципальный район» не предпринято мер, направленных на соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Федерального закона от 21.07.2005 №115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», при распоряжении муниципальным имуществом, предназначенным для водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, администрация МО «Няндомский муниципальный район» сообщила о введении на территории МО «Мошинское» 30.08.2016 режима повышенной готовности на основании Постановления главы МО «Няндомский муниципальный район» № 1293 от 30.08.2016 и заключении с ООО УК «Активжилсервис» соглашения о передаче в безвозмездное пользование имущества для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории муниципального образования «Мошинское».

Объекты ЖКХ, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок.

Согласно статье 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения могут быть переданы только по концессионному соглашению.

Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения отдельными объектами сводоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14686/10 разъяснено, что из положения ч.1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему отварному рынку либо права ведения деятельности на нем. Такой вывод содержится и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11.

Учитывая изложенное, проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Администрация МО «Няндомский муниципальный район» не указала конкретную норму федерального закона, разрешающую органу местного самоуправления осуществить передачу имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур.

Причины, по которым муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения было передано ООО «Управляющая компания «Активжилсервис» (введение режима повышенной готовности) без проведения торгов не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона № 135‑ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».


 

Согласно п. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.


 

В связи с наличием в действиях (бездействии) администрации МО «Няндомский муниципальный район» (164200, Архангельская область, г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д.13) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выражающихся в непринятии мер, направленных на определение лица, в чьем пользовании будут находиться объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории МО «Мошинское», в порядке, установленном Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и принятии мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства в срок до 26 февраля 2017 года, в связи с чем необходимо проведение конкурсных процедур в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных по адресу: Архангельская область, Няндомский район, МО «Мошинское», в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006, Федерального закона «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 и Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».


 

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.


 

Примечание: Согласно пункту 3.1 «Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», утвержденного Приказом ФАС России от 14.12.2011 № 874, предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (п.3.2 Порядка).


 


 

Руководитель управления                                                                                                                      Д.В. Бугаев


 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны