Предупреждение №05-03/4883 Предупреждение 26ш-2016 от 3 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

26ш-2016

 

 

Глава МО «Холмогорский муниципальный район»

164530, Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Набережная им. Горончаровского, д. 21

 

Комитет по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район»

164530, Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Ломоносова, 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

02 ноября 2016 года                                                                                                                                                                               г. Архангельск

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области № 313/2788 о нарушении, по мнению заявителя, требований антимонопольного законодательства при передаче недвижимого имущества МО «Холмогорский муниципальный район» во временное владение и пользование ООО «Штиль» на основании договора аренды от 12.08.2016 № 311.

В ходе рассмотрения материалов было установлено следующее.

10.08.2016 временно исполняющим обязанности главы МО «Холмогорский муниципальный район» было вынесено распоряжение № 1285 предоставить в аренду ООО «Штиль» недвижимое имущество, технологически связанное с объектами, которые являются собственностью ООО «Штиль»: тепловые сети с. Холмогоры Котельная «ГПЗ», протяженностью 1862 м, год ввода в эксплуатацию 1979, адрес местонахождения объекта: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Племзаводская, кадастровый номер <...> :19:000000:1313. Целевое назначение передаваемых объектов теплоснабжения — производство и передача потребителям тепловой энергии. Срок действия договора аренды 11 месяцев с дальнейшей пролонгацией на неопределенный срок. Арендная плата в год (без учета НДС) 11886 рублей 12 копеек.

12.08.2016 Комитетом по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район» и ООО «Штиль» был заключен договор аренды № 311, в соответствии с которым в аренду обществу было передано имущество (присоединенные сети) тепловые сети с. Холмогоры Котельная «ГПЗ», протяженностью 1862 м, год ввода в эксплуатацию 1979, адрес местонахождения объекта: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Племзаводская, кадастровый номер <...> :19:000000:1313. Срок действия договора: 11 месяцев с дальнейшей пролонгацией на неопределенный срок.

В договоре указано, что он заключен в соответствии с п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пп. 8 п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с целью эффективного использования муниципального имущества и предоставления качественных услуг потребителям в с. Холмогоры.

 

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что государственное или муниципальное имущество может быть передано в пользование без проведения торгов лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Из представленных Администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» документов следует, что ООО «Штиль» принадлежит на праве собственности котельная, расположенная по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Племзаводская, 18 (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2016 № 29/001/090/216-733). Данные о наличии у ООО «Штиль» до момента заключения договора аренды от 12.08.2016 № 311 прав владения и (или) пользования в отношении иных, помимо указанной котельной, объектов теплоснабжения с. Холмогоры, в представленных материалах отсутствовали.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сетью инженерно-технического обеспечения признается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Понятие сетей инженерно-технического обеспечения раскрыто в пункте 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, как совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Согласно тому же пункту названных Правил технологически связанными сетями признаются принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, к сетям инженерно-технического обеспечения относятся имущественные объекты, в том числе сооружения, предназначенные для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, используемые для выполнения функций снабжения энергией.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Объектами теплоснабжения являются источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность. Тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Под источником тепловой энергии понимается устройство, предназначенное для производства тепловой энергии. Теплопотребляющая установка представляет собой устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, котельная определена как комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.

Для целей теплоснабжения сетью инженерно-технического обеспечения являются тепловые сети, предназначенные для доведения тепловой энергии (теплоносителя) от источника выработки до потребителей, т.е. к сетям инженерно-технического обеспечения относятся тепловые сети, непосредственно используемые для снабжения потребителей тепловой энергией.

Котельная как источник тепловой энергии не предназначена для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, соответственно, не может быть отнесена к сооружениям, входящим в состав сети инженерно-технического обеспечения в соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, исключение, установленное пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не распространяется на возможность передачи без проведения торгов сети теплоснабжения лицу, обладающему правами собственности в отношении источника тепловой энергии – котельной.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача тепловой энергии, теплоносителя представляет собой совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя. Под теплосетевой организацией понимается организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Услуги по передаче тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

С учетом изложенного, услуги по передаче тепловой энергии могут образовывать отдельный товарный рынок, находящийся в состоянии естественной монополии.

Географические границы рынка услуг по передаче тепловой энергии определяются границами присоединенных сетей.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о теплоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Представленные Администрацией МО «Холмогорский муниципальный район» не свидетельствуют о возможности заключения в отношении тепловых сетей с. Холмогоры Котельная «ГПЗ», протяженностью 1862 м, год ввода в эксплуатацию 1979, адрес местонахождения объекта: Архангельская область, Холмогорский район, с. Холмогоры, ул. Племзаводская, договора аренды без проведения торгов в порядке исключения, установленного пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В собственности ООО «Штиль» находится котельная, которая является источником тепловой энергии и частью системы теплоснабжения в с. Холмогоры, однако, входит в эту систему именно как источник тепловой энергии, не являясь частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения. При этом отсутствуют данные о наличии у ООО «Штиль» до момента заключения договора аренды от 12.08.2016 № 311 прав владения и (или) пользования в отношении тепловых сетей или иных объектов, предназначенных для передачи тепловой энергии, технологически связанных с сетями, преданными по рассматриваемому договору аренды.

Предоставив в аренду ООО «Штиль» тепловые сети без проведения торгов, орган местного самоуправления ограничил возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате, доступ на рынок услуг по передаче тепловой энергии, находящийся в состоянии естественной монополии, вне процедуры конкурентного отбора получило ООО «Штиль».

В соответствии с разделом 2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим на праве собственности муниципальному образованию «Холмогорский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от 06.02.2007 № 122, в полномочия главы муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» входит издание нормативных и индивидуальных правовых актов по вопросам владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом в пределах своей компетенции, в полномочия Комитета по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район» входит документальное оформление сделок, связанных с распоряжением муниципальным имуществом: заключение договоров аренды, безвозмездного пользования, купли-продажи, дарения, залога и т.п.

Согласно положению о Комитете по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от 26.09.2006 № 93, Комитет по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район» является самостоятельным структурным подразделением администрации МО «Холмогорский муниципальный район». Комитет является юридическим лицом. В соответствии с разделом 3 положения комитет выступает арендодателем муниципального имущества и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, совершает сделки с муниципальным имуществом в пределах, предусмотренных действующим законодательством, принимает меры к признанию недействительными не соответствующих законодательству сделок с муниципальным имуществом.

Таким образом, акт органа местного самоуправления МО «Холмогорский муниципальный район» - подписанное временно исполняющим обязанности главы МО «Холмогорский муниципальный район» распоряжение 10.08.2016 № 1285 «О передаче имущества в аренду ООО «Штиль» содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия органа, осуществляющего функции органа местного самоуправления МО «Холмогорский муниципальный район» по распоряжению муниципальным имуществом - Комитета по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район» по заключению с ООО «Штиль» договора аренды от 12.08.2016 № 311, в соответствии с которым в аренду обществу были переданы тепловые сети с. Холмогоры Котельная «ГПЗ» без проведения торгов, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости прекращения указанных выше действий (бездействий), содержащих признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем отмены актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно:

- Главе МО «Холмогорский муниципальный район» в срок до 15.02.2017 отменить распоряжение от 10.08.2016 № 1285 «О передаче имущества в аренду ООО «Штиль», которое содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- Комитету по управлению имуществом администрации МО «Холмогорский муниципальный район» в срок до 10.04.2017 принять меры по прекращению договора аренды от 12.08.2016 № 311, заключенного с ООО «Штиль» без проведения торгов.

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

Руководитель управления                                                                                                                       Д.В. Бугаев

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны