Предупреждение № 05-03/5180 Предупреждение 29ш-2016 от 30 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

29ш-2016

 

 

Администрация МО «Котласский муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район»

 

165300, Архангельская область, г. Котлас, пл. Советов, д. 9

 

Архангельская область, Котласский район, п. Шипицыно, ул. Советская, 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

17 ноября 2016 года                                                                                                                                                 г. Архангельск

 

 

По результатам рассмотрения обращения Котласского межрайонного отделения ПАО «Архэнергосбыт» от 18.10.2016 № 19-0/18-06/3990, обращения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.10.2016 № 313/3016, Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области установило, что согласно протоколу Комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности от 02.08.2016 № 15 на территориях МО «Сольвычегодское» и МО «Черемушское» с 03.08.2016 по 31.10.2016 был введен режим повышенной готовности для органов управления и сил и средств Котласского районного звена Архангельской территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Начальнику Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» поручено в срок до 10.08.2016 организовать подбор теплоснабжающей организации, готовой заключить краткосрочный договор аренды объектов ТЭК и ЖКХ МО «Сольвычегодское» и МО «Черемушское» для организации подготовки объектов к отопительному периоду 2016-2017 годов на срок до заключения концессионных соглашений; активизировать работу по оформлению документов для проведения конкурсных процедур на право заключения концессионных соглашений по объектам ТЭК и ЖКХ МО «Сольвычегодское» и МО «Черемушское».

05.09.2016 муниципальным образованием «Котласский муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» и ООО «Урал» был заключен договор № 05/08-2016 аренды объектов теплоснабжения, находящихся на территории муниципального образования «Черемушское». Согласно договору в аренду ООО «Урал» для осуществления деятельности по содержанию, обслуживанию и эксплуатации имущества в целях бесперебойного оказания потребителям услуг по теплоснабжению на территории МО «Черемушское» было передано следующее имущество:

- здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Котласский район, пос. Черемушский, ул. Железнодорожная, д. 19Б;

- тепловая сеть протяженностью 890 м;

- котел «Универсал 5», котел водогрейный № 1, котел водогрейный № 2, емкость (для подпиточной воды), емкость (для подпиточной воды), рельсовый путь, вагонная тележка, насос КМ 65-50-160 5,5 кВт, насос КМ 65-50-160 5,5 кВт, насос К 80-65-160 7,5 кВт, насос К 65‑50‑160а 4 кВт, насос К 65‑50‑160а 4 кВт, насос К 100-65-200 30к Вт, ПМЕ-222УЗ, щит распределительный, щит освещения, ящик силовой, ПЛМ-2230, ПЛМ-2230,ПЛМ-2230, ПЛМ‑2230;

- здание котельной, расположенное по адресу: Архангельская область, Котласский район, дер. Борки, ул. Школьная, д. 1-а;

- тепловая трасса протяженностью 1217 м;

- котел водогрейный Квр-1-45, котел водогрейный (твердотопливный) Квр-1-95, расходомер электромагнитный РС «Питерфлоу», расходомер электромагнитный РС «Питерфлоу», емкость (для подпиточной воды), химводоподготовка (в комплекте), электростанция ЭД30-Т400-1РПМ6, тепловычислитель СПТ 941 (в комплекте), дымосос, нагнетательная машина для поддува, электролебедка в комплекте с тросом, сверлильный станок, станок для заточки цепей, станок для заточки цепей, насос сетевой 22 кВт, паровой подогреватель, насосное оборудование ТРВ 65-410/2 (в том числе насос Grundros – 2 шт.), рельсовый путь, вагонная тележка.

Рассматриваемый договор аренды заключен на срок 11 месяцев 28 дней, вступает в силу с момента его подписания и прекращает действие с даты подписания (в период действия настоящего договора) концессионного соглашения с победителем конкурса.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

На основании статьи 2 Закона о теплоснабжении под теплоснабжением понимается обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности. Объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность. Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Услуги по передаче тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Продуктовыми границами рынка являются услуги теплоснабжения.

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о теплоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

В рассматриваемом случае торги на право заключения договора аренды от 05.09.2016 № 05/08-2016 не проводилось.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего теплоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Урал» (в том числе введение режима повышенной готовности), не имеют правового значения для установления факта нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Передав муниципальное имущества без проведения конкурса, муниципальное образование «Котласский муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» создало ООО «Урал» преимущество доступа на рынок теплоснабжения МО «Черемушское» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Устранение нарушения антимонопольного законодательства может быть достигнуто путем прекращения в срок до 01.05.2017 неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Урал» муниципальным имуществом МО «Котласский муниципальный район», предназначенным для теплоснабжения МО «Черемушское», переданным обществу по договору аренды от 05.09.2016 № 05/08-2016.

В указанный срок органам местного самоуправления МО «Котласский муниципальный район» следует принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения МО «Черемушское» на условиях концессии путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», чем будут достигнуты цели обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения и определения лица, в пользование которого может быть передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, на законных основаниях.

 

В связи с наличием в действиях Администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» по заключению с ООО «Урал» договора аренды от 05.09.2016 № 05/08-2016 без проведения торгов признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

 

о необходимости в срок до 01.05.2017 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: Управлению имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Урал» муниципальным имуществом МО «Котласский муниципальный район», предназначенным для теплоснабжения МО «Черемушское», переданным обществу по договору аренды от 05.09.2016 № 05/08-2016, заключенному муниципальным образованием «Котласский муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» и ООО «Урал».

 

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

И.о. руководителя управления                                                                                                              И.Ю. Короткова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны