Решение №05-03 5518 Решение 48-15 от 28 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 48-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

05-03/5518

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

-

Гниденко Л.М.

заместитель руководителя управления

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

в присутствии:

главы МО «Павловское» <...>,

от министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - не явился, извещен, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя министерства,

от ООО «Каргопольские тепловые сети» - не явился, извещен,

рассмотрев дело № 48-15, возбужденное в отношении Главы МО «Павловское» по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В связи с поступлением из министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, на основании приказа Архангельского УФАС России от 30.04.2015 № 218 была проведена внеплановая документарная проверка в отношении главы муниципального образования «Павловское».

По итогам проверки составлен акт от 08.06.2015 № 22, согласно которому в действиях главы МО «Павловское», заключившей от имени муниципального образования договор аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2, в соответствии с которым в пользование ООО «Каргопольские тепловые сети» без проведения торгов было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, были выявлены признаки нарушения требований статей 15, 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

22.07.2015 в отношении Главы МО «Павловское» было возбуждено дело № 48-15 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В ходе рассмотрения дела было также установлено, что 30.05.2015 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды № 87/1 рассматриваемых объектов теплоснабжения, в то время как частью 3 статьи 28.1  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что в случае, если дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Определением от 10.08.2015 рассмотрение дела было отложено.

Дело рассмотрено по существу 15.09.2015.

В письмах от 31.07.2015 № 1076 и от 09.09.2015 № 1332 глава МО «Павловское» указала, что договоры аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2 и 30.05.2015 № 87/1 были заключены с ООО «Каргопольские тепловые сети» в соответствии с частью 2 статьи 422 и частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации как с арендатором, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности и имеющим преимущественное право на заключение договора.

В заседании комиссии глава МО Павловское поддержала позицию, изложенную в письмах от 31.07.2015 № 1076 и от 09.09.2015 № 1332, сообщив также, что полномочия по организации теплоснабжения на территории МО «Павловское» переданы МО «Каргопольский муниципальный район» и в данный момент идет процесс по согласованию передачи имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Павловское», МО «Каргопольский муниципальный район».

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

29.12.2007 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 41, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 11.12.2007 по 09.12.2008.

10.12.2008 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 46а, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 10.12.2008 по 08.12.2009.

09.12.2009 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 97/2, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 09.12.2009 по 07.12.2010.

08.12.2010 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 142/1, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 08.12.2010 по 06.12.2011.

07.12.2011 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 91, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 07.12.2011 по 05.12.2012.

31.05.2012 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 07.12.2011 № 91, в соответствии с которым стороны договорились расторгнуть договор аренды имущества от 07.12.2011 № 91 с 31 мая 2012 года.

01.06.2012 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 70/1, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 01.06.2012 по 31.05.2013.

01.06.2013 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 68/2, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 01.06.2013 по 31.05.2014.

В пояснениях от 02.06.2015 Глава МО «Павловское» указала, что  рассматриваемые объекты теплоснабжения были переданы в собственность МО «Павлоское» в соответствии с решением муниципального совета МО «Каргопольское» от 11.12.2007 № 147. При этом, муниципальный совет МО «Каргопольское» не обладал полномочиями по распоряжению данным имуществом, распоряжение указанным имуществом осуществляло МО «Каргопольский муниципальный район». Решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» от 25.02.2014 № 46 и решением муниципального совета МО «Павловское» был утвержден перечень имущества, передаваемого из собственности района в собственность поселения, в том числе и рассматриваемые объекты теплоснабжения. Законом Архангельской области от 20.06.2014 № 159-9-ОЗ объекты теплоснабжения были переданы в собственность МО «Павловское». Право собственности в отношении котельной было зарегистрировано 24.06.2014, а в отношении тепловой сети 14.01.2015.

01.06.2014 МО «Павловское» в лице главы МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 2, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 745 п.м., на срок с 01.06.2014 по 31.05.2015.

30.05.2015 МО «Павловское» в лице главы МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 87/1, в соответствии с которым в пользование общества было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: котельная № 7, расположенная по адресу: г. Каргополь, ул. Школьная, д. 1А, тепловые сети, протяженностью 661 п.м., на срок с  31.05.2015 по 29.05.2016.

 

Как указано в пункте 31 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66, заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора аренды.

На основании части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции было предусмотрено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды было возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.

Вместе с тем, часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции утратила силу с 01.07.2013 на основании Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».

На основании части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.

Для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции.

Согласно разъяснениям ФАС России от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 положения частей 9 - 11 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции применяются в отношении действующих договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе до 01.07.2008 не исключая субъектов малого и среднего предпринимательства, при условиях: если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, вступившими в силу 08.05.2013 и регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, установлены ограничения передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения,  находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 5 статьи 28.1  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

 

С учетом изложенного, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, до 01.01.2015 могла осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно материалам дела, ООО «Каргопольские тепловые сети» было передано следующее имущество:

котельная № 7 дата ввода в эксплуатацию — 1966 год,

тепловые сети дата ввода в эксплуатацию — 1966 год,

труба дымовая дата ввода в эксплуатацию — 2001 год,

котел Тула дата ввода в эксплуатацию — 1996 год,

дымосос 3,5 дата ввода в эксплуатацию 2002 год,

конвект. секции дата ввода в эксплуатацию — 2002 год,

секции топки дата ввода в эксплуатацию — 2002 год,

насос конс. Контракт-100-80-160 дата ввода в эксплуатацию — 2002 год,

насос Контракт — 90/35 дв. 15/3000 дата ввода в эксплуатацию — 2003 год.

 

Соответственно, для заключения договора аренды 01.06.2014 № 2 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» должны были  достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции.

Вместе с тем в рассматриваемом случае договор аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2 не может быть рассмотрен как заключение на новый срок договора в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», поскольку сторонами не было достигнуто соглашение о размере арендной платы, определенном по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проведенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации. Программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предусматривающая оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества на льготных условиях, в МО «Павловское» отсутствует. Таким образом, основания для передачи муниципального имущества, в том числе на новый срок, по льготным (отличным от рыночных) ставкам арендной платы при заключении договора аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2, отсутствовали.

Таким образом, обстоятельства, подтверждающие правомерность заключения  договора аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2 без проведения торгов, не установлены.

Кроме того, в соответствии с договором от 01.06.2014 № 2 имущество было предоставлено в пользование ООО «Каргопольские тепловые сети» на льготных условиях, поскольку оценка рыночной стоимости объекта в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, не проводилась.

 

Срок действия договора аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ограничен законодательством.

Поскольку срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования данными объектами в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 могла осуществляться только по концессионному соглашению.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного  закона.

Вместе с тем, 30.05.2015 МО «Павловское» и ООО «Каргопольские тепловые сети» был заключен договор аренды имущества № 87/1, в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как такая возможность ограничена законом.

 

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен  приобретением права владения или пользования соответствующими объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.). Услуги передачи тепловой энергии, входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Применительно к данному товарному рынку необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Согласно статье 4 Устава МО «Павловское» глава муниципального образования «Павловское» является органом местного самоуправления Павловского сельского поселения.

С учетом изложенного, в действиях главы МО «Павловское», заключившей от имени муниципального образования договор аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2, в соответствии с которым в пользование ООО «Каргопольские тепловые сети» без проведения торгов было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, тогда как сторонами не было достигнуто соглашение о размере арендной платы, определенном по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проведенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, содержится нарушение требований части 1 статьи 15, частей 1, 9 статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия главы МО «Павловское» по заключению с ООО «Каргопольские тепловые сети» договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 передача прав владения и пользования в отношении рассматриваемого имущества могла осуществляться только по концессионному соглашению, противоречит требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о выдаче предписания, комиссия принимает во внимание следующее.

С учетом выявленных правонарушений ответчику надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1. Действие договора аренды от 01.06.2014 № 2 на момент рассмотрения дела прекращено.

Глава МО «Павловское» указала, что в соответствии с Соглашением от 18.05.2015  полномочия по решению вопросов местного значения МО «Павловское» в части организации в границах поселения теплоснабжения переданы  муниципальному образованию «Каргопольский муниципальный район».

При этом, решением Собрания депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» срок принятия полномочий установлен с 01.10.2015.

27.08.2015 Муниципальным Советом МО «Павловское» принято решение № 129 об утверждении Перечня объектов муниципальной собственности МО «Павловское», передаваемых в муниципальную собственность МО «Каргопольский муниципальный район», в который входят здание котельной № 7 и тепловая сеть.

Вместе с тем, на момент рассмотрения дела указанное имущество в муниципальную собственность МО «Каргопольский муниципальный район» не передано, перечень передаваемого имущества Собранием депутатов МО «Каргопольский муниципальный район» не согласован.

С учетом изложенного, главе МО «Павловское» надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в заключении с ООО «Каргопольские тепловые сети» договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1, в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как в соответствии с частью 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 передача прав владения и пользования в отношении рассматриваемого имущества могла осуществляться только по концессионному соглашению.

 

Учитывая изложенное  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Главу муниципального образования «Павловское» нарушившей требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении от имени муниципального образования «Павловское» договора аренды муниципального имущества от 01.06.2014 № 2, в соответствии с которым в аренду ООО «Каргопольские тепловые сети» без проведения торгов было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, тогда как сторонами не было достигнуто соглашение о размере арендной платы, определенном по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проведенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Признать Главу муниципального образования «Павловское» нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении от имени муниципального образования «Павловское» договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как в соответствии с частью  3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 передача прав владения и пользования в отношении рассматриваемого имущества могла осуществляться только по концессионному соглашению.

2. Выдать Главе муниципального образования «Павловское» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в  заключении от имени муниципального образования «Павловское» договора аренды имущества от 30.05.2015 № 87/1 с ООО «Каргопольские тепловые сети», в соответствии с которым в аренду обществу было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, в то время как в соответствии с частью  3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 01.01.2015 передача прав владения и пользования в отношении рассматриваемого имущества могла осуществляться только по концессионному соглашению.

Предписание исполнить в срок до 01.02.2016.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 01.02.2016.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Л.М. Гниденко

Члены комиссии:

 

А.Ю. Шахов

 

 

Е.И. Красильникова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны