Определение №05-03/5579 Определение о назначении дела № 41-17 о нарушении антимонопо... от 14 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 41-17

Ответчик:

Глава МО «Катунинское»

163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Летчика Панкова, д. 2

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Ремэнерго 2»

163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Маркина, д. 2, офис 9

 

 

 

 

27.11.2017

 

05-03/5579

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 41-17 о нарушении АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«27» ноября 2017 года г. Архангельск
 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Бугаев Д.В.,

установил:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по результатам рассмотрения обращения ПАО «Архэнергосбыт» от 29.06.2017 № 16‑08/18‑06/2177 о нарушении требований антимонопольного законодательства при заключении муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Ремэнерго 2» дополнительных соглашений от 13.05.2017 к договорам аренды от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1 и № 210314/5214057/01-1, было установлено следующее.

21.03.2014 на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 210314/5214057/01 о проведении конкурса на право заключения договора аренды объектов коммунального хозяйства, находящихся в собственности МО «Катунинское», с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей п. Катунино, д. Лахта.

Победителем конкурса, состоявшегося 24.04.2014, было признано ООО «Ремэнерго 2».

12.05.2014 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Ремэнерго 2» был заключен договор аренды № 210314/5214057/01‑1 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, в соответствии с которым в пользование обществу были переданы: водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; водонасосная станция 1-го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; водонасосная станция 2‑го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; центральные водопроводные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино.

12.05.2014 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Ремэнерго 2» был заключен договор аренды № 210314/5214057/01‑2 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, в соответствии с которым в пользование общества были переданы: канализационная насосная станция №1 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационная насосная станция №2 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационные очистные сооружения с оборудованием, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», д. Лахта; канализационные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», д. Лахта; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино.

Акты приема-передачи имущества подписаны 12.05.2014.

В соответствии с указанными договорами, они вступают в силу с 12.05.2014 и действуют в течение трех лет.

Указанные договоры зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО 23.04.2015.

13.05.2017 муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Ремэнерго 2» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды № 210314/5214057/01‑1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.

13.05.2017 муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Ремэнерго 2» было заключено дополнительное соглашение к договору аренды № 210314/5214057/01‑2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.

На основании части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно информации, представленной письмом Администрации МО «Катунинское» от 10.02.2017 № 03-4/184, ООО «Ремэнерго 2» были переданы во временное владение и пользование объекты, которые входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения: водоносная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водоносная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1970 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1958 года ввода в эксплуатацию; центральные водопроводные сети п. Катунино 1958 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция № 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационные очистные сооружения с оборудованием 1971 года ввода в эксплуатацию; канализационные сети 1971 года ввода в эксплуатацию.

Срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 210314/5214057/01, превышал пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена по концессионному соглашению либо в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ до 1 января 2015 года имущество могло быть передано на основании договора аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

При указанных обстоятельствах, заключение договора аренды допускалось на срок до трех лет.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения и водоотведения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении рассматриваемых объектов после 12.05.2017 должно было стать заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Заключив с ООО «Ремэнерго 2» дополнительные соглашения от 13.05.2017 к договорам аренды от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1 и № 210314/5214057/01-1, продлевающие срок действия данных договоров, в то время как срок договора аренды был ограничен частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ и мог быть не более трех лет, глава МО «Катунинское» незаконно предоставил ООО «Ремэнерго 2» возможность пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017, чем обеспечил обществу доступ на рынок водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Закона о водоснабжении.

Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

При этом, с учетом требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения должны были быть совершены в пределах срока действия договора аренды.

С учетом изложенного, действия главы МО «Катунинское» по заключению дополнительного соглашения от 13.05.2017 к договору аренды № 210314/5214057/01‑1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, а также дополнительного соглашения к договору аренды № 210314/5214057/01‑2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, в то время как срок действия данных договоров был ограничен законом, результатом чего стало получение ООО «Ремэнерго 2» возможности пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017, что обеспечило обществу возможность осуществления деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Закона о водоснабжении, свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

03.08.2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Главе МО «Катунинское» предупреждение 45ш-2017 о необходимости в срок до 18.09.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации) использования после 12.05.2017 ООО «Ремэнерго 2» объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1, от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1 (с учетом дополнительных соглашений от 13.05.2017).

Определением от 08.09.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 13.11.2017.

Письмом от 08.11.2017 № 03-4/1451 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что 06.09.2017 администрацией были получены замечания министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области по предложению о заключении концессионного соглашения и проекту концессионного соглашения. Данные замечания администрация попыталась устранить совместно с инициатором заключения концессионного соглашения, что вызвало большие трудности. В результате письмом от 26.10.2017 ООО «ВИКС» отозвало предложение о заключении концессионного соглашения. Администрацией принято решение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в том числе 03.11.2017 в агентство по тарифам и ценам Архангельской области направлен запрос о представлении сведений о ценах, значениях и параметрах, подлежащих включению в конкурсную документацию. Администрация МО «Катунинское» просила продлить срок выполнения предупреждения 45ш-2017.

Основания для удовлетворения ходатайства главы МО «Катунинское» о продлении срока выполнения предупреждения отсутствуют. С учетом требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, все действия, связанные с подготовкой заключения концессионного соглашения должны были быть совершены в пределах срока действия договора аренды, заключение которого допускалось на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ от 20.11.2017 № 284 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 41-17 по признакам нарушения Главой МО «Катунинское» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

определил:

1. Назначить дело № 41-17 к рассмотрению на 22 декабря 2017 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий), 1 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Главу МО «Катунинское» (163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Летчика Панкова, д. 2).

Явка ответчика по делу № 41-17 или его представителя (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление письменного отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ООО «Ремэнерго 2» (163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Маркина, д. 2, офис 9).

4. На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Главе МО «Катунинское» в срок до 15.12.2017 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- пояснения какие действия, направленные на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское», направленные на организацию соответствующего конкурса, были совершены муниципальным образованием в период до 12.05.2017;

- информацию о совершенных на момент представления информации действиях, связанных с заключением концессионного соглашения;

- информацию об изменении ситуации, связанной с использованием ООО «Ремэнерго 2» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское»;

- документы, устанавливающие порядок распоряжения муниципальным имуществом МО «Катунинское, в редакции, действовавшей на момент подписания дополнительных соглашений от 13.05.2017 к рассматриваемым договорам аренды, или указать адрес сайта в сети Интернет, на котором опубликованы соответствующие нормативные акты с указанием реквизитов нормативных актов;

- Устав МО «Катунинское» в редакции, действовавшей на момент подписания дополнительных соглашений от 13.05.2017 к рассматриваемым договорам аренды, или указать адрес сайта в сети Интернет, на котором опубликованы соответствующие нормативные акты с указанием реквизитов нормативных актов;

- схему водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское», или указать адрес сайта в сети Интернет, на котором размешена соответствующая схема и материалы по ее актуализации;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», ООО «Ремэнерго 2» в срок до 15.12.2017 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2:

- позицию по меняемому ответчику нарушению антимонопольного законодательства;

- сведения о нахождении в пользовании общества на момент представления информации объектов водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское».

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона «О защите конкуренции» каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

 

Председатель комиссии Д.В. Бугаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны