Предупреждение №05-03/5702 Предупреждение 31ш-2016 от 20 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

31ш-2016

Администрация МО «Холмогорское»

 

164277, Архангельская область, Плесецкий район,п. Ломовое, ул. Строительная, 7 а
 

       
       
 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

19 декабря 2016 года                                                                                                                                                                                     г. Архангельск

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в ходе рассмотрения материалов, направленных прокуратурой Плесецкого района, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче администрацией МО «Холмогорское» Плесецкого района муниципального имущества — объектов водоснабжения МО «Холмогорское» ООО «Водные ресурсы севера» без проведения торгов было установлено, что 26 октября 2015 года Постановлением администрации МО «Холмогорское» от № 36 на территории МО «Холмогорское» был введен режим повышенной готовности до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, заключенного по результатам конкурса.

В пункте 4 указано, что администрации МО «Холмогорское» необходимо заключить с ООО «Водные ресурсы севера» соглашение о предоставлении услуг водоснабжения населению на территории МО «Холмогорское» с передачей обществу в пользование имущества в рамках режима «повышенная готовность».

01 июня 2016 года администрация МО «Холмогорское» передала ООО «Водные ресурсы севера» муниципальное имущество (объекты водоснабжения) по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения населению, организациям на территории МО «Холмогорское». Срок действия до вступления в действие концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, заключенного по результатам конкурса.

Администрацией МО «Холмогорское» по Соглашению от 01 июня 2016 года ООО «Водные ресурсы севера» было передано следующее муниципальное имущество:

- нежилое помещение насосной станции по забору воды и водоснабжения п. Холмогорская, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Холмогорская, озеро Сухое (3 км. От поселка);

- водопроводные сети (от озера в населенный пункт поселка Холмогорская), расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Холмогорская;

- водозаборные колонки в пос. Холмогорское, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Холмогорская;

- центральный насос, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Холмогорская, озеро Сухое;

- нежилое помещение - водонапорная башня с артезианской скважиной, емкостью 25 куб. м., расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое, ул. Почтовая;

- нежилое помещение - водонапорная башня с артезианской скважиной, емкостью 35 куб. м., расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое, ул. Почтовая;

- водонапорные сети поселка Ломовое, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое;

- водозаборные колонки в пос. Ломовоев количестве 30 шт., расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое;

- глубинный насос для добычи подземных вод в количестве 2 шт., расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое;

- земельный участок водонапорной башни, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое; ул. Почтовая;

- земельный участок водонапорной башни, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, поселок Ломовое; ул. Профсоюзная.

Конкурсные процедуры на проводились.

 

На основании статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

 

Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения отдельными объектами системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Объекты ЖКХ, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок. Необходимо отметить, что услуги передачи тепловой энергии, а также услуги по водоснабжению и водоотведению входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии (статья 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

Таким образом, доступ на рынок коммунальных услуг, в том числе услуг для осуществления водоснабжения и водоотведения, обусловлен приобретением прав владения и (или) пользования соответствующими объектами коммунальной инфраструктуры, то есть создание равных условий для возможности такого доступа возникает исключительно в случае проведения процедуры торгов.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)

Из положений части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении данной нормы права является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передавая муниципальное имущество без проведения конкурса, администрация МО «Холмогорское» создала преимущество ООО «Водные ресурсы севера» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.


 

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения потребителей не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Администрация МО «Холмогорское» не указала конкретную норму федерального закона, разрешающую органу местного самоуправления осуществить передачу имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур.

Причины, по которым муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения, было передано ООО «Водные ресурсы севера» (введение режима повышенной готовности) без проведения торгов не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона № 135‑ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».


 

Таким образом, передача 01 июня 2016 года администрацией МО «Холмогорское» ООО «Водные ресурсы севера» муниципального имущества (объекты водоснабжения) по Соглашению о передаче в пользование имущества для оказания услуг водоснабжения населению, организациям на территории МО «Холмогорское» без проведения торгов содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».


 

Согласно п. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

В связи с наличием в действиях (бездействии) Администрации МО «Холмогорское» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

о необходимости в срок до 01 июля 2017 года устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») пользования ООО «Водные ресурсы севера»» муниципальным имуществом МО «Холмогорское», переданным обществу по соглашению от 01.06.2016, заключенному в соответствии с пунктом 4 постановления администрации МО «Холмогорское» от 26.10.2015 № 36 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории МО «Холмогорское».

 

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Руководитель Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                                                                    Д.В. Бугаев

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны