Предупреждение №05-03/5900 Предупреждение 39ш-2016 от 28 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

39ш-2016

 

 


 

Администрация МО «Приморское»

 

163523, Архангельская область, Приморский район, дер. Рикасиха, д. 62

       
       
 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

27 декабря 2016 года                                                                                                                                                 г. Архангельск

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) поступило заявление ООО «Призма» о приостановлении деятельности общества на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения в дер. Рикасиха Приморского района, в том числе на водозаборе, водопроводе, насосной станции перекачки сточных вод, канализационной трассе и канализационных сетях в связи с изданием постановления администрации МО «Приморское» от 29.09.2015 № 67 (в редакции постановлений от 25.12.2015 № 103 и от 22.01.2016 № 2).

По итогам рассмотрения заявления ООО «Призма» установлено следующее.

29.09.2015 принято постановление администрации МО «Приморское» № 67 «О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования «Приморское» и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации».

Названным постановлением с 29.09.2015 был введен режим повышенной готовности (местного характера) функционирования Поселенческого звена Приморского муниципального района звена Архангельской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Зоной режима повышенной готовности определена граница территории деревни Рикасиха и границы объекта водоотведения и водоснабжения ООО «Водоресурс».

Пунктом 5 данного постановления приостановлена деятельность ООО «Водоресурс» на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности общества. В соответствии с пунктом 6 постановления принято решение о создании комиссии по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), принадлежащих на праве собственности ООО «Водоресурс», и передаче этих объектов с целью последующей эксплуатации от ООО «Водоресурс» к ООО «Ремэнерго».

29.09.2015 администрация МО «Приморское» заключила c ООО «Ремэнерго» соглашение о передаче имущества (объекты водоснабжения и водоотведения), принадлежащего на праве собственности ООО «Водоресурс», в эксплуатацию ООО «Ремэнерго».

Согласно указанному соглашению ООО «Ремэнерго» было передано следующее имущество, принадлежащее на праве собственности ООО «Водоресурс»:

- здание насосной станции перекачки сточных вод с кадастровым номером 29:16:191801:300;

- канализационная трасса и канализационные сети с кадастровым номером 29:16:191801:450;

- канализационные очистные сооружения с кадастровым номером 29:16:191801:284;

- водозабор с кадастровым номером 29:16:191801:541;

- водопровод с кадастровым номером 29:16:191801:384;

- фильтрационная станция с кадастровым номером 29:16:191801:299.

 

В последующем в связи с переходом права собственности от ООО «Водоресурс» к ИП Устиновой М.Л. на объекты: водозабор с кадастровым номером 29:16:191801:451 и водопровод с кадастровым номером 29:16:191801:384, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.11.2015 серии 29-АЛ № 156097 и от 02.11.2015 серии 29-АЛ № 068952 и к ИП Долгобородову В.А. на объекты: здание насосной станции перекачки сточных вод с кадастровым номером 29:16:191801:300; канализационная трасса и канализационные сети с кадастровым номером 29:16:191801:450, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.11.2015 серии 29-АЛ № 068754 и от 13.11.2015 серии 29-АЛ № 069354 и передаче предпринимателями Долгобородовым В.А. и Устиновой М.Л. вышеназванных объектов в аренду ООО «Призма» по договорам от 09.12.2015 и от 10.12.2015, администрацией МО «Приморское» вынесены постановления от 25.12.2015 № 103 и от 22.01.2016 № 2 о внесение изменений в постановление от 29.09.2015 № 67.

Как следствие, постановлением администрации МО «Приморское» от 29.09.2015 № 67 (в редакции постановлений от 25.12.2015 № 103, от 22.01.2016 № 2) был утвержден перечень имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), принадлежащего на праве собственности ООО «Водоресурс», индивидуальным предпринимателям Долгобородову В.А. и Устиновой М.Л., для передачи в эксплуатацию ООО «Ремэнерго в период повышенной готовности для обеспечения бесперебойного водоснабжения и водоотведения на территории деревни Рикасиха.

 

Вместе с тем, по исковому заявлению ООО «Призма» решением Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2016 по делу № А05-984/2016 (законность решения подтверждена арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций) постановление администрации МО «Приморское» от 29.09.2015 № 67 «О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования «Приморское» и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций» (в редакции постановлений местной администрации от 25.12.2015 № 103, от 22.01.2016 № 2) признано недействительным (в оспариваемой части).

В решении Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2016 по делу № А05-984/2016 содержатся следующие выводы.

С 09.12.2015 органы сельского поселения МО «Приморское» не наделены полномочиями по организации мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Кроме того, Законом Архангельской области от 26.09.2014 № 177-10-ОЗ в статью 7.1.1 Закона Архангельской области от 23.09.2014 №259-внеоч.-ОЗ внесены изменения, согласно которым действия названной статьи распространяется отношения, возникшие с 27 мая 2014 года, и действуют до 31 декабря 2015 года включительно.

В статью 7 Устава МО «Приморское» (в редакции от 26.11.2015) также были внесены изменения, согласно которым из полномочий сельской администрации исключены полномочия по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Приморского сельского поселения.

Исходя из положений пункта 3 статьи 14 Закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона №357-ФЗ от 28.11.2015), Закона Архангельской области от 23.09.2014 № 259‑внеоч.‑ОЗ (в редакции Закона от 26.09.2014 № 177-10-ОЗ), изменений внесенных в Устав МО «Приморское», у администрации МО «Приморское» отсутствовали полномочия на принятие постановлений от 25.12.2015 № 103 и от 22.01.2016 № 2 о внесении изменений в постановление от 29.09.2015 № 67.

 

В представленных Архангельскому УФАС России материалах имеется копия постановления администрации МО «Приморское» от 18.02.2016 № 8, согласно которому постановление местной администрации от 29.09.2015 № 67 «О введении режима повышенной готовности на территории муниципального образования «Приморское» и дополнительных мерах по защите населения и территории от чрезвычайной ситуации» (в редакции постановлений местной администрации от 15.10.2015 № 77, от 30.12.2015 № 103, от 22.01.2016 № 2) признано утратившим силу.

Вместе с тем, 18.02.2016 уже администрацией МО «Приморский муниципальный район» принято постановление № 110 «О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности».

Согласно названному постановлению, с 09:00 часов 18.02.2016 органы управления, силы и средства Приморского муниципального района звена Архангельской территориальной подсистемы Единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера в переведены в режим повышенной готовности.

В пункте 2 постановления указано, что зоной режима повышенной готовности определена граница территории деревни Рикасиха и объекты централизованной системы водоотведения и водоснабжения ООО «Водоресурс», ООО «Северный край», ООО «Призма».

В абзацах первом, третьем, четвертом и пятом пункта 5 этого постановления указано о приостановлении деятельности ООО «Водоресурс» на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, находящихся в его собственности, а также о приостановлении деятельности ООО «Призма» на объектах централизованной системы водоснабжения и водоотведения, переданных по договорам аренды от 09.12.2015 и от 10.12.2015 от индивидуальных предпринимателей Долгобородова В.А. и Устиновой М.Л., а именно:

- на водозаборе с кадастровым номером 29:16:191801:451 и водопроводе с кадастровым номером 29:16:191801:384 (собственник – предприниматель Устинова М.Л.);

- на насосной станции перекачки сточных вод с кадастровым номером 29:16:191801:300; на канализационной трассе и канализационных сетях с кадастровым номером 29:16:191801:450 (собственник – предприниматель Долгобородов В.А.).

В соответствии с пунктом 6 постановления администрации МО «Приморский муниципальный район» от 18.02.2016 № 110 главе МО «Приморское» было рекомендовано создать комиссии по инвентаризации имущества (объектов водоснабжения и водоотведения), принадлежащего, в том числе, на праве собственности ООО «Водоресурс», а также переданного по договору аренды ООО «Призма», и передать эти объекты с целью последующей эксплуатации и обслуживания ООО «Ремэнерго».

 

Вместе с тем, по исковому заявлению ООО «Призма» решением Арбитражного суда Архангельской области от 20.07.2016 по делу № А05-5198/2016 (законность решения подтверждена арбитражными судом апелляционной инстанции) постановление администрации МО «Приморский муниципальный район» от 18.02.2016 № 110 «О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности» признано недействительным (в оспариваемой части).

Согласно решению Арбитражного суда Архангельской области от 20.07.2016 по делу № А05-5198/2016 в рассматриваемой ситуации отсутствуют доказательства, подтверждающие то, что на дату принятия постановления от 18.02.2016 № 110 «О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской области подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности» на территории муниципального образования «Приморское» сложилась обстановка требующая введение режима повышенной готовности.

 

Таким образом, учитывая выводы арбитражных судов, которые были сделаны в рамках дела № А05-984/2016, а также дела № А05-5198/2016, ведение в данном случае на территории МО «Приморское» режима повышенной готовности и, как следствие, заключение между администрацией МО «Приморское» и ООО «Ремэнерго» соглашения от 29.09.2015, по которому имущество (объекты водоснабжения и водоотведения), принадлежащее на праве собственности третьим лицам, было в принудительном порядке передано в эксплуатацию определенному администрацией МО «Приморское» хозяйствующему субъекту – ООО «Ремэнерго» (с предварительным изъятием соответствующего имущества у законных владельцев), является неправомерным.

По информации, имеющейся у Архангельского УФАС России, соглашение от 29.09.2015 между администрацией МО «Приморское» и ООО «Ремэнерго» не расторгнуто, ООО «Ремэнерго» продолжает эксплуатировать переданное ему имущество (объекты водоснабжения и водоотведения).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.

 

Водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, действия администрации МО «Приморское» по принудительному изъятию имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения и водоотведения, из законного владения третьих лиц и его передаче по соглашению от 29.09.2015 в эксплуатацию ООО «Ремэнерго», препятствующие законным владельцам использовать это имущество для осуществления предпринимательской деятельности, привели к их устранению с соответствующего товарного рынка.

Одновременно, преимущественный доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения МО «Приморское» был обеспечен для ООО «Ремэнерго».

Учитывая изложенное, в рассматриваемых действиях (бездействии) администрации МО «Приморское» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях (бездействии) администрации МО «Приморское» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

о необходимости в срок до 01 марта 2017 года устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на расторжение соглашения от 29.09.2015, заключенного с ООО «Ремэнерго», по которому имущество (объекты водоснабжения и водоотведения), принадлежащее на праве собственности третьим лицам, было в принудительном порядке передано в эксплуатацию определенному администрацией МО «Приморское» хозяйствующему субъекту – ООО «Ремэнерго», возвратив соответствующее имущество законным владельцам.

 

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Руководитель Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                                                                  Д.В. Бугаев

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны