Предупреждение №05-03/5912 Предупреждение 38ш-2017 от 27 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

38ш-2016

Администрация МО «Боброво-Лявленское»

 

163505, Архангельская область, Приморский район, п. Боброво, ул. Лесная, 5б.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

26 декабря 2016 года                                                                                                                                                                         г. Архангельск

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступили материалы, направленные Приморской межрайонной прокуратурой, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации МО «Приморский муниципальный район» при заключении соглашений № 1 от 10.02.2016 и № 2 от 12.02.2016 о передаче имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) в эксплуатацию и обслуживание ООО «Марайс».

В ходе рассмотрения заявления установлено следующее.

26.01.2016 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности МО «Лявленское» на территории МО «Лявленское» введен режим повышенной готовности.

Согласно пункту 5 решения была приостановлена деятельность ООО «Теплосервис» на переданных обществу объектах водоснабжения и водоотведения по концессионному соглашению № 080915/0411915/01, заключенного между администрацией МО «Лявленское» и ООО «Теплосервис»

Пунктом 6 указанного решения объекты водоснабжения и водоотведения переданы в эксплуатацию ООО «Марайс».

26.01.2016 постановлением администрации МО «Лявленское» № 3 «Об утверждении перечня объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, передаваемых в эксплуатацию в период режима повышенной готовности» утвержден перечень отдельных объектов централизированной системы водоснабжения и водоотведения, необходимых для обеспечения населения МО «Лявленское» услугами водоснабжения. Указанный перечень состоит из объектов, переданных по концессионному соглашению ООО «Теплосервис».

Также, 26.01.2016 администрацией МО «Лявленское» издано постановление № 4 о порядке использования отдельных объектов централизированной системы водоснабжения и водоотведения в период режима повышенной готовности.

Согласно указанному постановлению ООО «Марайс» надлежит совершить действия, такие как:

- принять меры для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, определенных как перечень отдельных объектов централизированной системы водоснабжения и водоотведения МО «Лявленское»;

- организовать прием и определить порядок использования объектов водоснабжения и водоотведения;

- провести мероприятия по водоподготовке.

В свою очередь администрации МО «Лявленское» надлежит заключить на период введения режима повышенной готовности договор на эксплуатацию объектов с ООО «Марайс».

В соответствии с частью 1 статьи 1 закона Архангельской области от 28.05.2015 № 289‑17-ОЗ «О преобразовании отдельных муниципальных образований Приморского муниципального района Архангельской области» муниципальные образования «Приморского муниципального района» преобразованы путем объединения.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 закона Архангельской области от 28.05.2015 № 289-17-ОЗ «О преобразовании отдельных муниципальных образований Приморского муниципального района Архангельской области» сельское поселение «Лявленское» Приморского муниципального района Архангельской области и сельское поселение «Коскогорское» Приморского муниципального района Архангельской области в сельское поселение «Боброво-Лявленское» Приморского муниципального района Архангельской области в границах преобразуемых муниципальных образований, указанных в настоящем подпункте, с административным центром в поселке Боброво.

В соответствии со статьей 5 того же Закона вновь образуемое муниципальное образование «Боброво-Лявленское» является правопреемником МО «Лявленское».

08.02.2016 администрацией МО «Боброво-Лявленское», в соответствии с постановлением № 2, отменены постановления администрации МО «Лявленское» от 26.01.2016 № 2 , № 3, № 4.

09.02.2016 постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» № 85 «О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режиме повышенной готовности» администрации МО «Боброво-Лявленское» надлежит приостановить деятельность ООО «Теплосервис», а также осуществить передачу объектов, эксплуатируемых указанным обществом, в пользование ООО «Марайс».

10.02.2016 между администрацией «Боброво-Лявленское» и ООО «Марайс» заключено соглашение № 1 о передаче имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) в эксплуатацию и обслуживание.

Срок соглашения установлен с момента подписания до момента устранения причин, послуживших основанием введения режима повышенной готовности.

12.02.2016 между администрацией «Боброво-Лявленское» и ООО «Марайс» заключено соглашение № 2 о передаче имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) в эксплуатацию и обслуживание.

Срок соглашения установлен с момента подписания до момента устранения причин, послуживших основанием введения режима повышенной готовности.

Согласно указанным соглашениям № 1 от 10.02.2016 и № 2 от 12.02.2016 в пользование ООО «Марайс» передано имущество, которое в соответствии с концессионным соглашением должно было находиться в эксплуатации ООО «Теплосервис».

 

23.05.2016 администрация МО «Боброво-Лявленское» в порядке статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с требованием о расторжении концессионного соглашения № 080915/0411915/01, заключенного с ООО «Теплосервис».

Решением от 14.07.2016 Арбитражный суд Архангельской области в иске отказал, указав на отсутствие существенных условий подписанного концессионного соглашения, отсутствие которых, не может свидетельствовать о его заключении.

 

В своих объяснениях от 26.09.2016 № 01-18/1140 администрация МО «Приморский муниципальный район» не дала ответа на поставленные антимонопольным органом вопросы:

-правовые основания распоряжения администрацией МО «Приморский муниципальный район» объектами коммунальной инфраструктуры, расположенными на территории МО «Боброво-Лявленское»;

-какие меры в настоящий момент приняты администрацией МО «Приморский муниципальный район» для соблюдения требований антимонопольного законодательства при распоряжении имуществом, предназначенным для водоснабжения и водоотведения.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация МО «Приморский муниципальный район» издала постановление № 85 от 09.02.2016, в соответствии с которым администрация МО «Боброво-Лявленское» передала имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения на территории МО «Боброво‑Лявленское», в пользование ООО «Марайс» на основании соглашений № 1 10.02.2016 и № 2 от 12.02.2016 без проведения торгов.

Согласно представленной органом власти информации, постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 01.09.2016 № 726 на территории МО «Боброво-Лявленское» снят режим повышенной готовности. Вместе с тем, указанное имущество, по сведениям администрации МО «Приморский муниципальный район», продолжает находиться в пользовании ООО «Марайс».

 

Объекты ЖКХ, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок.

На основании статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 данного закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

 

Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения могут быть переданы только по концессионному соглашению.

Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения и подлежащими исполнению органами власти, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения отдельными объектами сводоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Учитывая изложенное, проведение торгов в данной ситуации способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Администрации МО «Приморский муниципальный район» и МО «Боброво-Лявленское» не указали конкретную норму федерального закона, разрешающую органу местного самоуправления осуществить передачу имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, без проведения конкурсных процедур.

Причины, по которым муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения, было передано ООО «Марайс» (введение режима повышенной готовности) без проведения торгов не имеют правового значения для установления признаков нарушения Закона № 135‑ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, в действиях администрации МО «Боброво-Лявленское» по передаче в пользование ООО «Марайс» муниципального имущества предназначенного для оказания услуг водоснабжения по соглашениям № 1 от 10.02.2016 и № 2 от 12.02.2016, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно п. 1 ст. 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее — предупреждение).

 

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ

 

о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») пользования ООО «Марайс» муниципальным имуществом по соглашениям № 1 от 10.02.2016 и № 2 от 12.02.2016, заключенным в соответствии с постановлением администрации МО «Приморский муниципальный район» № 85 от 09.02.2016 «О переводе Приморского муниципального районного звена Архангельской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режиме повышенной готовности», а также о необходимости определить лицо, в пользование которого может быть передано муниципальное имущество, предназначенное для водоснабжения и водоотведения на территории МО «Боброво-Лявленское», в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 №115‑ФЗ «О концессионных соглашениях». Срок исполнения предупреждения установить до 01.06.2017.

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Примечание: Согласно пункту 3.1 «Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», утвержденного Приказом ФАС России от 14.12.2011 № 874, предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом (п.3.2 Порядка).

 

 


 


 

Руководитель управления                                                                                                                        Д.В. Бугаев

 


 


 


 

 


 

Связанные организации

Связанные организации не указаны