Решение №05-03 595 Решение 46-14 от 6 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 46-14

 

Заявитель:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области

 

Ответчик:

Совет депутатов муниципального образования «Белогорское»

 

Ответчик:

Администрация муниципального образования «Белогорское»

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Пинега»

 

 

 

 

 

05-03/595

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

в присутствии представителей:

от Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – <…>

от Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» и Администрации МО «Белогорское» - <…>,

в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 46-14, возбужденное в отношении Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в  отношении администрации МО «Белогорское» по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 05.11.2014 из Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области поступили материалы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

17.11.2014 Архангельским УФАС России было возбуждено дело № 46-14 по признакам нарушения Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду  ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, а также по признакам нарушения администрацией МО «Белогорское» части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса.

Администрация МО «Белогорское», Совет депутатов МО «Белогорское» с вменяемым правонарушением не согласились по основаниям, изложенным в письме администрации МО «Белогорское» от 26.11.2014 № 208. По мнению ответчиков, передача в аренду объектов теплоснабжения соответствует цели обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а бюджетное законодательство не содержит ограничений по включению в закон о бюджете норм о предоставлении муниципального имущества в аренду с льготным размером арендной платы.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

08.10.2014 Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» принято решение № 65, которым было предусмотрено следующее: «В целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с п. 1.1 и 3.1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 1 ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «Пинега» (ИНН 2930007104, 164563, Архангельская область, Холмогорский район, п. Белогорский, д. 1) на срок с 01 августа 2014 года по 31 декабря 2014 года муниципальную преференцию в виде передачи по договору аренды следующего муниципального имущества, необходимого для хозяйственной деятельности организаций по оказанию жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению:

- здание котельной в кирпичном исполнении, адрес объекта: Архангельская область, Холмогорский район, ул. Советская, д. 1, общая площадь 319,9 кв. м, год ввода в эксплуатацию 1969, первоначальная стоимость – 1448711,71 рублей, остаточная стоимость –  0 рублей; размер амортизационных отчислений в год составляет 0 рублей, размер амортизационных исчислений за пять месяцев составляет  0 рублей;

- здание котельной в кирпичном исполнении, адрес объекта: Архангельская область, Холмогорский район, ст. Паленьга, строение № 4Е, год ввода в эксплуатацию 1972, первоначальная стоимость – 3928000 рублей, остаточная стоимость 825633,17 рубля, размер амортизационных отчислений в год составляет 34401,36 рубля, размер амортизационных начислений за пять месяцев составляет 14333,9 рубля;

- тепловые сети п. Белогорский, год ввода в эксплуатацию1969, первоначальная стоимость 3793848,53 рублей, остаточная стоимость 145209,4 рублей, протяженность в двухтрубном исчислении составляет 2850 метров, размер амортизационных отчислений в год составляет 27652,92 рубля, размер амортизационных начислений за пять месяцев составляет 11524,55 рубля;

- тепловые сети ст. Паленьга, первоначальная стоимость 3306000 рублей, остаточная стоимость 0 рублей, протяженность в двухтрубном исчислении составляет 691,75 метров; размер амортизационных отчислений в год составляет 0 рублей, размер амортизационных начислений за пять месяцев составляет 0 рублей;

- оборудование: первоначальная стоимость – 1485741,05 рубль, размер амортизационных отчислений в год составляет 80370 рублей, размер амортизационных начислений за пять месяцев составляет 33487,5 рублей».

Размер преференции определен как потери бюджета в виде выпадающих доходов от разницы между суммой арендной платы и размером амортизационных отчислений.

Главе муниципального образования «Белогорское» было поручено расторгнуть договор безвозмездного пользования 06.07.2014 № 1, заключенный с ООО «Пинега», и заключить с ООО «Пинега» договор аренды муниципального имущества с даты заключения договора безвозмездного пользования.

Указанное решение о предоставлении преференции фактически содержало два аспекта: передача муниципального имущества и предоставление имущественных льгот.

Таким образом, решением Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 ООО «Пинега» была предоставлена муниципальная преференция в целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в виде передачи по договору аренды на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения: здание котельной, расположенной по адресу: пос. Белогорский, ул. Советская, стр. 1; здание котельной, расположенной по адресу: ст. Паленьга, стр. 4Е; тепловые сети п. Белогорский; тепловые сети ст. Паленьга; оборудование.

 

01.08.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» был заключен договор аренды № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: здание котельной п. Белогорский; здание котельной ст. Паленьга; тепловые сети п. Белогорский;  тепловые сети ст. Паленьга;  котел 3; котел 4; котел СКБ; установка заточки пил; насос К 160/30; насос К 160/30; дымовая труба; станок СУС-1; напорный коллектор; котел УН-6; 2 котла; насос НС 160/45; насос СД. Срок действия договора был установлен с 01.08.2014 по 31.12.2014.

 

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно части 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Отношения, возникающие в связи с заключением договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть заключены без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 данного закона, регламентирующей предоставление государственных или муниципальных преференций.

В силу положений части 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

 Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России письмом от 31.05.2010 № ИА/16692 разъяснила, что согласно результатам анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федерального закона от 24.04.1995 № 46-ФЗ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 757 «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1993 № 207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 № 907 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, эксплуатирующим аэродромы, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2007 № 847 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на покрытие части расходов, связанных с функционированием отделений почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера», обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях представляет собой совокупность мер, осуществляемых федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения достойной жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, создания и поддержания социально гарантированных благоприятных условий жизнедеятельности населения этих регионов, и включает в себя:

1) установление гарантий и компенсаций населению этих регионов в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально - экономического развития;

2)  создание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях льготного режима развития организациям, обеспечивающим государственные нужды в необходимой в этом регионе продукции, а также участвующим в решении социальных задач, в целях создания условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и сохранения окружающей природной среды, опережающего развития объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта. В рамках данного направления осуществляется:

-  предоставление организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

- финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров),

- предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места.

3)  сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера. В целях развития традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривается:

- строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально-бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

- предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов.

4)  оптимизация численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В этих целях, в том числе, для снижения нагрузки на инфраструктуру, с учетом складывающейся в регионе демографической ситуации и реальных миграционных потоков, создаются условия для привлечения необходимых специалистов на Север. Также обеспечивается участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.

Возможность предоставления муниципального имущества в аренду, в том числе имущества, предназначенного для теплоснабжения в перечень вышеперечисленных мер не входит и нормами законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусмотрена.

Таким образом, передача в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, не соответствует цели обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Предоставление преференции в целях, не предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является нарушением порядка предоставления государственной или муниципальной преференции, установленного главой 5 данного закона, и противоречит требования пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции.

 

Решением Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 «О бюджете муниципального образования «Белогорске» на 2014 год» фактически предусмотрено предоставление муниципального имущества в натуре в соответствии с решением о бюджете.

На основании статьи 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, которые в соответствии со статьей 2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям кодекса.

Статьей 184.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, и не предусмотрено включение иных положений, кроме касающихся распределения денежных средств.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает соответствующие бюджетные ассигнования, например, предоставление средств из бюджетов при выполнении условий, предоставление субсидий и т.п.

При этом, возможность предоставления средств из бюджетов при выполнении условий (статья 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации), предоставления субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) требует наличия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих критерии отбора и порядок предоставления средств.

Закон (решение) о бюджете, а также нормативные правовые акты, устанавливающие критерии отбора и порядок предоставления бюджетных средств, должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, в т.ч. статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает их предоставление в денежной форме. 

Имущество должно находиться в имущественной казне муниципального образования.

В рассматриваемом же случае на основании нормативного правового  акта муниципального образования «Белогорское» о бюджете было принято решение не только о предоставлении имущественных льгот, но и передача прав пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, для которого законодательством установлен иной порядок распоряжения.

С учетом изложенного порядок предоставления государственной или муниципальной преференции, установленный главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Собранием депутатов МО «Белогорское» не соблюден, соответственно, данное обстоятельство не может быть расценено в качестве исключения, позволяющего заключать договор аренды муниципального имущества без проведения торгов.

Кроме того, возможность предоставления муниципального имущества в аренду в качестве преференции осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа, которое Советом депутатов МО «Белогорское» в установленном порядке на момент принятия решения от 08.10.2014 № 65 получено не было.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного закона.

Под теплоснабжением понимается обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей, в том числе поддержание тепловой мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями  в данной системе теплоснабжения. При этом положение хозяйствующего субъекта на рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств, предназначенных для выработки тепловой энергии.  Услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен  приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.).

Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Предоставление в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, без проведения соответствующего конкурса может привести к недопущению и (или) устранению конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения МО «Белогорское»».

В то же время, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц и соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

20.10.2014 на сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 201014/0912973/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения (здания котельных с оборудованием и тепловые сети), находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения потребителям на территории муниципального образования «Белогорское». Объектом конкурса являлось муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения: здание котельной в п. Белогорский, общая площадь здания - 318,2 кв. м., здание котельной на ст. Паленьга, общая площадь здания - 319,9 кв. м., оборудование и тепловые сети. На участие в конкурсе было подано 5 заявок: от ООО «Северный край», индивидуального предпринимателя Субботина Ю.В., ООО «Пинега», ООО «Фарватер», ООО «Редикс».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии хозяйствующих субъектов, заинтересованных в получении прав пользования в отношении муниципального имущества МО «Белогорское», предназначенного для теплоснабжения.

 

С учетом изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрацией МО «Белогорское» нарушены требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» и Администрацией МО «Белогорское» была неправомерно ограничена возможность для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении муниципального имущества, что препятствует развитию добросовестной конкуренции и не обеспечивает гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества.

Вместе с тем, факт объявления конкурса по извещению № 201014/0912973/01 не свидетельствует о принятии администрацией МО «Белогорское» надлежащих мер для организации  и проведения мероприятий для исполнения норм действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности.

Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения (здания котельных с оборудованием и тепловые сети), находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения потребителям на территории муниципального образования «Белогорское», по извещению № 201014/0912973/01, утвержденная главой МО «Белогорское» 20.10.2014, не содержала информации, предусмотренной статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении», а установленные организатором конкурса критерии и порядок оценки предложений не соответствовали требованиям указанного закона. Администрацией МО «Белогорское» при организации конкурса не соблюдены требования пунктов 40.1, 42.1, 77.1, 84.1 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

Неуказание в конкурсной документации сведений, предусмотренных частями 7, 8, 12, 13, 14 статьи  28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также установление критериев конкурса и порядка их оценки, не соответствующих требованиям частей 11, 14, 15, 16, 18, 21 статьи  28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», являлось существенным нарушением порядка организации и проведения конкурса, поскольку в результате допущенных нарушений не может быть определен наилучший правообладатель в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в связи с чем, 12.12.2014 по результатам рассмотрения в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дела № 71т-14  было выдано предписание об аннулировании торгов.

Во исполнение предписания от 12.12.2014 по делу № 71т-14 открытый конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения (здания котельных с оборудованием и тепловые сети), находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения потребителям на территории муниципального образования «Белогорское» по извещению № 201014/0912973/01 Администрацией МО «Белогорское» был аннулирован 25.12.2014.

01.12.2014 Администрация МО «Белогорское» обратилась в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Пинега» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления в аренду муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения: здание котельной п. Белогорский, тепловые сети п. Белогорский, здание котельной ст. Паленьга, тепловые сети ст. Паленьга, оборудование, на срок с 01.08.2014 до вступления в действие договора аренды (концессионного соглашения), заключенного по результатам конкурса.

18.12.2014 Архангельским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Администрации МО «Белогорское» от 01.12.2014 № 213 было  принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Пинега» с введением следующих ограничений: установить цель предоставления муниципальной преференции – охрана здоровья граждан; установить предельный срок предоставления преференции – не ранее даты принятия антимонопольным органом решения о даче согласия на предоставление преференции и до окончания отопительного периода 2014-2015 года; в срок до 01.07.2015 Администрации МО «Белогорское» надлежит определить лицо, в пользование которого может быть предоставлено муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, с соблюдением требований, установленных главой 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» было вынесено распоряжение № 96 о передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в аренду ООО «Пинега» на срок с 19.12.2014 по 31.05.2015.

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» было заключено соглашение о расторжении договоров, в соответствии с которым договор аренды от 01.08.2014 был расторгнут 19.12.2014.

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» на основании распоряжения администрации МО «Белогорское» от 19.12.2014 № 96 между Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» был заключен договор аренды № 2, согласно которому обществу в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, согласованной с антимонопольным органом, было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, на срок с 19.12.2014 по 31.05.2015.

Письмом от 21.01.2015 № 07 Администрация МО «Белогорское» сообщила, что документация по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения находится в стадии разработки.

Решением Совета депутатов МО «Белогорское» от 26.12.2014 № 74 решение Совета депутатов МО «Белогорское» от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год», решение Совета депутатов МО «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год» признаны утратившими силу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном устранении Советом депутатов МО «Белогорское» и Администрацией МО «Белогорское» нарушения антимонопольного законодательства.

На основании статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение. При этом резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком или ответчиками антимонопольного законодательства.

 

Учитывая изложенное  и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать со стороны Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

2. Признать со стороны администрации муниципального образования «Белогорское» нарушение требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и с несоблюдением требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Производство по делу № 46-14 прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны