Определение №05-03 5995 Определение о назначении 73-15 от 20 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 73-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

05-03/5995

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 73-15 о нарушении АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 16 октября 2015 года                                                                                               г. Архангельск
 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Бугаев Д.В. на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 13.10.2015 № 507 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различного порядка определения размера арендной платы,

 

установил:

 

 В Архангельское УФАС России из Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение АО «Онежский ЛДК»  о создании хозяйствующим субъектам неравных условий для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, путем установления различного порядка расчета размера арендной платы (в том числе установления различных коэффициентов к минимальному размеру арендной платы).

Заявитель указал, что Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и АО «Онежский ЛДК» были заключены договоры аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов. В соответствии с данными договорами годовой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон в размере 1,7. При этом арендатор направлял арендодателю протоколы разногласий в отношении повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы, которые тот отказался рассматривать.

В последующем заявителю стало известно, что от уплаты повышающих коэффициентов   при исполнении договоров аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, были освобождены такие хозяйствующие субъекты как ОАО «Группа Илим» и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания».

Заявитель полагает, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области были созданы неравные условия для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, путем установления, различного порядка расчета размера арендной платы (установление различных величин повышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы).

Указанные действия по мнению заявителя могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ставит арендаторов в неравное положение, используя различные формулы начисления арендной платы, что свидетельствует о неидентичности условий по заключенным договорам реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Указанные обстоятельства способствуют созданию конкурентных преимуществ хозяйствующим субъектам, для которых не были установлены повышающие коэффициенты, перед лицами, для которых коэффициенты значительно увеличивали арендную плату. При этом государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает предоставление государственных гарантий всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Создание органом исполнительной власти Архангельской области неравных условий для ведения инвестиционной деятельности на территории Архангельской области, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области указало, что из буквального толкования статей 71, 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, который определяется по ставкам, утвержденным  Правительством Российской Федерации. При этом Лесной кодекс не содержит запрета на установление более высокого размера арендной платы по соглашению сторон. Кроме того, согласно пункту 12 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов,  размер и порядок внесения арендной платы подлежит согласованию с арендатором. Доводы о большом разбросе коэффициентов, не соответствуют действительности. По большинству инвестиционных договоров, действующих на территории области, коэффициент превышения составляет 1,7. Выводы заявителя о том, что ОАО «Группа Илим» и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания»  не уплачивают коэффициент превышения неверны. Во всех заключенных договорах с данными обществами при расчете арендной платы предусмотрен коэффициент превышения, а в 2014 году Архангельская область фактически получила арендные платежи в виде вложений с социальную инфраструктуру.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области полагает, что расчеты арендной платы с учетом повышающего коэффициента не ставит хозяйствующих субъектов в неравное положение, поскольку сами инвестиционные проекты в области освоения лесов у всех организаций разные по содержанию, по объемам инвестиций, по целям, а коэффициент превышения содержится во всех договорах. Использование повышающих коэффициентов при расчете арендной платы — это ценовая политика Архангельской области, позволяющая получить доход в бюджет области.

 

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Необходимость регулирования арендной платы за использование лесов предусмотрена статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

Частью 4  статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Для лиц, реализующих инвестиционный проект, включенный в установленном порядке в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в качестве меры государственной предусмотрен льготный порядок установления  размера арендной платы в период окупаемости проекта, что нашло отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Так, пунктом 1(1) данного постановления установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.

В соответствии с пунктом 1(2) указанного постановления по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

 

 

Договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, заключаемые министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, предусматривают, что годовой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон.

При этом,  величины повышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы различны и составляют 1,35, 1,5, 1,7.

При этом, для лиц, реализующих инвестиционный проект, включенный в установленном порядке в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, порядок определения размера арендной платы регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В целях содействия успешной реализации инвестиционного проекта правительством Российской Федерации принято решение об установлении льготного (более низкого) размера арендной платы в период окупаемости проекта. Указанный подход должен в равной степени распространяться на всех хозяйствующих субъектов инвестиционные проекты в области освоения лесов. Установление в договоре дополнительных платежей в составе арендной платы противоречит целям государственной поддержки.

По окончании срока окупаемости инвестиционного проекта размер арендной платы за пользование лесным участком с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта. Таким образом, по истечение срока окупаемости инвестиционного проекта коэффициент  превышения должен быть установлен не произвольно и не по договоренности сторон, а путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

Установление для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков,  порядка определения размера арендной платы, отличного от предусмотренного актом Правительством Российской Федерации, а также установление различных величин повышающих коэффициентов в период срока окупаемости инвестиционного проекта может привести к созданию неравных условий при реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В соответствии со статьей 50 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

С учетом изложенного, в действиях министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по установлению для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различного порядка определения размера арендной платы, содержатся признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

определил:

 

1. Назначить дело № 73-15 к рассмотрению на 18 ноября 2015 года в 11:00 по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий),  1 этаж, зал заседаний.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области  (164000, г. Архангельск, ул. Выучейского, 18).

Явка ответчиков по делу № 73-15 или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела), либо представление письменного отзыва с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

 

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя:

АО «Онежский ЛДК» 164840, Архангельская область, г. Онега, ул. Гутина, д. 2

 

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц:

ОАО «Архангельский ЦБК» (164900, г. Новодвинск, ул. Мельникова, 1);

ООО «УК «Соломбалалес» (163059, г. Архангельск, ул. Кировская, 4);

ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» (165234, Архангельская область, Устьянский район, с. Березник, ул. Молодежная, д. 20);

ОАО «Группа «Илим» (191025, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 17);

ООО «Поморский лесной технопарк» (163020, г. Архангельск, пр. Никольский, д. 75, корп. 1);

ЗАО «Лесозавод 25» (163025, г. Архангельск, ул. Постышева, 26).

 

5.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в срок до 13.11.2015 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнеха, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

копии распоряжений министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области об утверждении заявок на реализацию инвестиционного проекта ОАО «Архангельский ЦБК», ООО «УК «Соломбалалес», ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», ОАО «Группа «Илим», ООО «Поморский лесной технопарк», ЗАО «Лесозавод 25» и/или других лиц, реализующих на территории Архангельской области инвестиционные проекты в области освоения лесов (в том числе копии документов об утверждении заявок на внесение изменений в инвестиционный проект);

- копии приказов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционных проектов в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов в отношении лиц, реализующих на территории Архангельской области инвестиционные проекты в области освоения лесов;

- замечания и дополнения по таблице, отражающей сведения о заключенных договоров аренды лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, установленных повышающих коэффициентах (прилагается);

- протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2014 год,  протоколы согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2015 год по  всем договорам аренды лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов (за исключением ранее представленных протоколов согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2014 год по договорам от 12.03.2012 № 1270, от 31.12.2008 № 422, от 28.08.2012 № 1399, от 12.03.2012 № 1278, от 14.08.2012 № 1373, от 13.03.2012 № 1279, от 12.12.2013 № 1610, от 21.05.2013 № 1534, от 22.05.2013 № 1535, от 21.05.2013 № 1321);

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса.

 

6.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» заявителю и заинтересованным лицам в срок до 13.11.2015 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнеха, 2, следующие документы и материалы:

- правовую позицию по вменяемому ответчикам нарушению требований антимонопольного законодательства;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства  и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле.

 

 

Председатель комиссии                                                                                            Д.В. Бугаев

Связанные организации

Связанные организации не указаны