Определение №05-03/6653 Определение 79-15 от 24 ноября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
|
Дело № 79-15
|
||||
Ответчик: Министерства промышленности и строительства Архангельской области 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49
Ответчик: Некоммерческая организация «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» 119311, г. Москва, ул. Строителей, д. 6, к. 4
Ответчик: Государственное автономное учреждение Архангельской области «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» 163004, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» 129085, г. Москва, пр. Мира, д. 95, к. 1
|
||||||
|
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 79-15 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
20 ноября 2015 года г. Архангельск
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) на основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 12.11.2015 № 546 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством промышленности и строительства Архангельской области (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49), некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (119311, г. Москва, ул. Строителей, д. 6, к. 4), государственным автономного учреждения Архангельской области «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» (163004, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4), обществом с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (129085, г. Москва, пр. Мира, д. 95, к. 1) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», установил:
Архангельским УФАС России рассмотрены поступившие из ФАС России материалы, связанные с вопросом обеспечения надлежащего доступа неопределенного круга лиц к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам, которые используются при составлении сметной документации для проведения строительных работ в Архангельской области. Выявлены следующие факты.
Территориальные сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены Архангельской области являются официальной информацией и служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Архангельской области. Доступ к ним не должен быть ограничен.
Разработка (организация разработки) территориальных сметных нормативов Архангельской области, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен, используемых для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета Архангельской области входит в полномочия Министерства промышленности и строительства Архангельской области и подведомственного ему государственного автономного учреждения Архангельской области «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» (далее – ГАУ АО «АРЦЦС»).
В рамках действий, связанных с разработкой территориальных сметных нормативов, ГАУ АО «АРЦЦС» заключило договор с некоммерческой организацией «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ») посредством акцепта публичной оферты о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и заказа на создание базы данных.
Из положений данного договора (публичной оферты НО «НАСИ») следует, что ГАУ АО «АРЦЦС» получает услугу по доступу к эталонной базе данных НО «НАСИ», содержащей сметно-нормативные документы (в том числе государственные сметные нормативы), в целях формирования базы данных, содержащей территориальные сметные нормативы Архангельской области. Вследствие этого, совладельцем исключительных прав на территориальные сметные нормативы Архангельской области наряду с ГАУ АО «АРЦЦС» также является НО «НАСИ». Дальнейшее распространение территориальных сметных нормативов Архангельской области осуществляется по согласованию с НО «НАСИ».
ГАУ АО «АРЦЦС» осуществляет распространение информационно-справочных материалов по ценообразованию на основании лицензионного договора от 31.07.2013 № ТГН-39/2013, заключенного с ООО «Госнорматив».
Исходя из положений рассматриваемого договора, следует, что заключить сублицензионный договор с ООО «Госнорматив», и, соответственно, получить возможность использования информационно-справочной информации в сфере строительства по Архангельской области (сборника средних сметных цен по Архангельской области) могут только те лица, которые имеют договор с НО «НАСИ» на эталонную базу.
Сметные нормативы, индексы пересчета сметной стоимости и средние сметные цены являются основным ресурсом для входа на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и на рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, поскольку они необходимы для составления сметной документации, а сметная программа является дополнительным компонентом для доступа на товарный рынок разработки и реализации строительной проектно - сметной документации.
В Архангельской области территориальные индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены Архангельской области утверждаются распоряжениями Министерства промышленности и строительства Архангельской области. Согласно пояснениям Правительства Архангельской области от 26.03.2015 № 02-17/14 (письмо от 26.03.2015 № 02-17/14) письма и приказы, регулирующие ценообразование в строительстве на территории Архангельской области, должны размещаться в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте ГАУ АО «АРЦЦС» по адресу http://rccs29.ru по мере их поступления.
Однако, в настоящее время на интернет-сайте ГАУ АО «АРЦЦС» по адресу http://rccs29.ru опубликованы только индексы за 4 квартал 2014 года, 1 квартал 2015 года, 2 квартал 2015 года и 3 квартал 2015 года в качестве приложений к соответствующим распоряжениям Министерства промышленности и строительства Архангельской области. Сборники со средними сметными ценами, в том числе, к опубликованным на сайте распоряжениям Министерства промышленности и строительства Архангельской области на сайте отсутствуют. На интернет-сайте Министерства промышленности и строительства Архангельской области указанная информация также не размещена, то есть доступ к этим документам не обеспечивается.
В свою очередь, необеспечение со стороны Министерства промышленности и строительства Архангельской области надлежащего доступа к необходимой информации при нахождении исключительных прав на исходную базу данных, содержащую сметно‑нормативные и информационно-справочные материалы, у НО «НАСИ», ГАУ АО «АРЦЦС» и ООО «Госнорматив» влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами и, как следствие, ограничение конкуренции на соответствующих рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.
При названных обстоятельствах в действиях Министерства промышленности и строительства Архангельской области, НО «НАСИ», ГАУ АО «АРЦЦС» и ООО «Госнорматив» содержатся признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», председатель Комиссии определил:
1. Назначить дело № 79-15 к рассмотрению на 23 декабря 2015 года в 14 часов 00 минут, по адресу: г. Архангельск, наб. Северной Двины, дом 2, корпус 2 (10 учебный корпус САФУ за штабом армии), каб. 103.
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Министерство промышленности и строительства Архангельской области (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 49).
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (119311, г. Москва, ул. Строителей, д. 6, к. 4).
4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика государственное автономное учреждение Архангельской области «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» (163004, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 4).
5. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика общество с ограниченной ответственностью «Госнорматив» (129085, г. Москва, пр. Мира, д. 95, к. 1).
6. Министерству промышленности и строительства Архангельской области надлежит в срок до 18 декабря 2015 года представить в Архангельское УФАС России:
- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;
- иную информацию (при наличии), имеющую отношение к делу № 79-15.
7. Некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» надлежит в срок до 18 декабря 2015 года представить в Архангельское УФАС России:
- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;
- информацию о принадлежащих (ранее принадлежавших, отчужденных) исключительных правах на компьютерные программы по созданию строительной сметной документации, а также электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, с подтверждающими документами (свидетельства Роспатента и пр.). В случае отчуждения указанных исключительных прав необходимо представить информацию о причинах их отчуждения;
- иную информацию (при наличии), имеющую отношение к делу № 79-15.
8. Государственному автономному учреждению Архангельской области «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» надлежит в срок до 18 декабря 2015 года представить в Архангельское УФАС России:
- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;
- информацию о принадлежащих (ранее принадлежавших, отчужденных) исключительных правах на компьютерные программы по созданию строительной сметной документации, а также электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости, средние сметные цены, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, с подтверждающими документами (свидетельства Роспатента и пр.). В случае отчуждения указанных исключительных прав необходимо представить информацию о причинах их отчуждения;
- пояснения об экономической, технологической, производственной и иной необходимости заключения договоров с НО «НАСИ», ООО «Госнорматив»;
- иные информацию (при наличии), имеющую отношение к делу № 79-15.
9. ООО «Госнорматив» надлежит в срок до 18 декабря 2015 года представить в Архангельское УФАС России:
- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;
- иные информацию (при наличии), имеющую отношение к делу № 79-15.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле.
Председатель комиссии Д.В. Бугаев