Решение №05-03/6881 Решение по делу 32-18 от 27 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 32-18

Заявители:

ООО «ВИКС»

Отделение энергосбытовой деятельности «Энергосбыт» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго»

Ответчик:

Глава МО «Катунинское»

Заинтересованное лицо:

ООО «Поморские коммунальные системы»

 

 

 

05-03/6881

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 26 декабря 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 27 декабря 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

руководитель управления

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

начальник отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в присутствии представителей:

от заявителей — не явились, извещены,

от ответчика — не явился, извещен,

от заинтересованного лица — <...>,

рассмотрев дело № 32-18, возбужденное в отношении главы муниципального образования «Катунинское» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 06.08.2018 из Приморской межрайонной прокуратуры (письмо от 02.08.2018 № 375ж-2018) поступило обращение ООО «ВИКС» от 17.07.2018 № 6-И/188 о нарушениях требований законодательства при заключении муниципальным образованием «Катунинское» договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, объектов водоснабжения и водоотведения п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области.

Заявитель указал, что ООО «ВИКС» с 07.12.2017 осуществляло деятельность по водоснабжению и водоотведению на территориях п. Катунино, д. Лахта и п. Беломорье муниципального образования «Катунинское» на основании договоров аренды объектов коммунального хозяйства. 05.06.2018 общество было уведомлено органом местного самоуправления о расторжении договоров аренды с 30.06.2018 в связи с несоответствием данных договоров требованиям законодательства, нарушением баланса публичных и частных интересов, т.к. имущество было передано в пользование без проведения конкурсных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении переданных объектов. Договоры аренды были расторгнуты, а имущество возвращено с оформлением актов приема-передачи 30.06.2018. С 01.07.2018 к осуществлению деятельности по водоснабжению и водоотведению на территориях п. Катунино, д. Лахта и п. Беломорье приступила другая организация. При этом, конкурс или иные процедуры, предусмотренные законодательством, в отношении объектов коммунальной инфраструктуры не проводились. Таким образом, передача объектов водоснабжения и водоотведения в пользование иному лицу является столь же незаконной как и расторгнутые договоры аренды этого имущества, заключенные 07.12.2017 между ООО «ВИКС» и муниципальным образованием «Катунинское».

16.08.2018 в управление поступило обращение ОЭД «Энергосбыт» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада «Архэнерго» о нарушении требований антимонопольного законодательства при заключении муниципальным образованием «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области.

Заявитель указал, что при передаче рассматриваемого имущества ООО «Поморские коммунальные системы» муниципальным образованием «Катунинское» были нарушены требования частей 1, 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает преимущественные условия получения указанного имущества во временное владение и пользование, что свидетельствует об ограничении конкуренции и создании преимущественных условий деятельности ООО «Поморские коммунальные системы», устранению иных хозяйствующих субъектов от возможности получения во владение или пользование данного муниципального имущества и доступа на рынок водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области. При этом, ООО «Поморские коммунальные системы» было зарегистрировано 28.05.2018, а договоры аренды муниципального имущества были подписаны 30.05.2018, что свидетельствует о намерении муниципального образования «Катунинское» заключить договоры аренды именно с этим лицом. Банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств ООО «Поморские коммунальные системы» по оплате электрической энергии, поставляемой на объекты коммунального хозяйства, гарантирующему поставщику представлено не было, в нарушение требований части 24 статьи 41 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договоры аренды муниципального имущества от 30.05.2018 были заключены сторонами до заключения соответствующего договора поставки электрической энергии. В соответствии с частью 33 статьи 41 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договор аренды объектов водоснабжения или водоотведения, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3, частью 24 данной статьи, является ничтожным. Передача муниципальным образованием «Катунинское» в аренду ООО «Поморские коммунальные системы» объектов коммунального хозяйства в нарушение установленной законом процедуры ограничивает конкуренцию, поскольку ставит хозяйствующих субъектов в неравные условия и создает преимущества для одного из них. Главой муниципального образования «Катунинское» нарушены нормы федерального законодательства, публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных владельцев/пользователей), которые были ограничены в возможности получения во владение и пользование данного муниципального имущества.

По результатам рассмотрения обращений в действиях органа местного самоуправления муниципального образования «Катунинское» - Главы МО «Катунинское» по предоставлению в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на условиях договоров аренды от 30.05.2018 без проведения торгов, были установлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Согласно части 2 данной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

С учетом указанных обстоятельств, 22.08.2018 Главе МО «Катунинское» было выдано предупреждение 17ш-2018 о необходимости в срок до 15.10.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «Поморские коммунальные системы» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу на условиях Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Письмом от 09.10.2018 № 03-4/1684 Главой МО «Катунинское» было заявлено ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения до 01.06.2019, в котором указано, что администрация ведет работу по заключению концессионного соглашения. В адрес администрации поступило предложение от ООО «Поморские коммунальные системы» о готовности участвовать в заключении концессионного соглашения в формате «инициативная концессия». В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в том числе относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения. В целях недопущения ситуации, которая могла повлечь необратимые последствия, нарушить права жителей п. Катунино и д. Лахта на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, имуществу, поскольку имеется реальная угроза срыва отопительного сезона, администрация не имеет реальной возможности обеспечить возврат муниципального имущества в сфере водоснабжения и водоотведения в казну, без чрезвычайных последствий, до момента заключения концессионного соглашения.

По результатам рассмотрения ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения 17ш-2018 Архангельским УФАС России было принято решение об отказе в его удовлетворении в связи со следующим.

Необходимость в заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье возникла у муниципального образования «Катунинское» значительно раньше. Однако фактически сложившаяся ситуация не свидетельствовала о принятии органом местного самоуправления достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства при предоставлении прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

Так, 03.08.2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» выдало Главе МО «Катунинское» предупреждение 45ш‑2017 о необходимости в срок до 18.09.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации) использования после 12.05.2017 ООО «Ремэнерго 2» объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности и переданных обществу по договорам аренды от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1, от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1 (с учетом дополнительных соглашений от 13.05.2017). Определением от 08.09.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 13.11.2017.

В связи с невыполнением указанного предупреждения 20.11.2017 в отношении Главы МО «Катунинское» было возбуждено дело № 41-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 31.01.2018 по делу № 41-17 Глава МО «Катунинское» был признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 02.11.2017 № 2а‑1284/2017 на администрацию МО «Катунинское» была возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления в решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения (водопроводные сети, водоносная станция 1-го подъема, водоносная станция 2‑го подъема, водопроводные сети, центральные водопроводные сети) и водоотведения (канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, канализационные очистные сооружения с оборудованием), расположенных в п. Катунино Приморского района Архангельской области.

15.01.2018 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области выдало Главе МО «Катунинское» предупреждение 01ш-2018 о необходимости в срок до 04.06.2018 (с учетом принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования ООО «ВИКС» объектов водоснабжения и водоотведения п. Катунино и д. Лахта, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 07.12.2017, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

25.05.2018 Главе МО «Катунинское» было выдано предупреждение 12ш-2018 о необходимости в срок до 15.10.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «ВИКС» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения пос. Беломорье Приморского района Архангельской области, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 07.12.2017 (водопроводные сети протяженностью 456 п.м., расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, канализационные сети протяженностью 520 п.м, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье), и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

В связи с тем, что Главой муниципального образования «Катунинское» планировалась фактическая передача объектов водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье ООО «Поморские коммунальные системы» на условиях договоров аренды от 30.05.2018 в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», 05.07.2018 Главе МО «Катунинское» было направлено предостережение от совершения планируемых действий, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

23.08.2018 Главе МО «Катунинское» было выдано предупреждение 17ш-2018 о необходимости в срок до 15.10.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «Поморские коммунальные системы» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, переданных на условиях договоров аренды от 30.05.2018, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований к порядку распоряжения объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, установленному Законом о водоснабжении.

Вместе с тем, лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, в установленном законом порядке определено не было.

Администрацией МО «Катунинское» не было представлено материалов, подтверждающих совершение действий, направленных на заключение концессионного соглашения, в том числе в части организации конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно части 1 статьи 52 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора устанавливается частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 данного закона с учетом требований статьи 52 и положений статьи 52.1 данного закона.

В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

Сроки рассмотрения данного предложения и порядок принятия решения по результатам его рассмотрения установлены частью 4.4 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях.

Представленная администрацией МО «Катунинское» копия письма ООО «Поморские коммунальные системы» от 29.05.2018 № 05-05/18 не могла быть расценена в качестве предложения о заключении концессионного соглашения в понятии части 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях. Доказательства наличия предусмотренных частями 1, 2, 4.10 статьи 37, частью 1 статьи 51 Закона о концессионных соглашениях оснований для заключения концессионного соглашения без проведения торгов отсутствовали.

Своевременные и достаточные меры, направленные на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, органом местного самоуправления предприняты не были.

При указанных обстоятельствах Архангельское УФАС России оснований для удовлетворения ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения 17ш-2018 не усмотрело.

Выданное главе МО «Катунинское» предупреждение 17ш-2018 в установленный срок выполнено не было.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 23.10.2018 в отношении Главы МО «Катунинское» было возбуждено дело № 32-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 30.11.2018 № 1990 Глава МО «Катунинское» сообщил, что администрацией МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» достигнуто соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области, что подтверждается соответствующими соглашениями от 26.11.2018. Объекты водоснабжения и водоотведения переданы по актам приема-передачи от 26.11.2018 в казну муниципального образования. Администрацией разработан и направлен в агентство по тарифам и ценам Архангельской области пакет документов о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения. В соответствии с конкурсной документацией датой начала действия концессионного соглашения является 01.03.2019, срок действия соглашения — 10 лет. В качестве метода долгосрочного регулирования тарифов был выбран метод индексации. Администрация определила мероприятия по закупке канализационной очистительной станции и водозаборной очистительной станции.

11.12.2018, рассмотрев дело № 32-18, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны главы МО «Катунинское», в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 32-18, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

На момент рассмотрения дела ответчиком пояснения, доказательства, доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 32-18, а также каких-либо иных материалов представлено не было.

В заседании комиссии 26.12.2018 представитель ООО «Поморские коммунальные системы» со вменяемым главе МО «Катунинское» нарушением антимонопольного законодательства не согласился, указав что предоставление имущества в аренду ООО «Поморские коммунальные системы» не преследовало цели ограничения конкуренции, а было направлено исключительно на обеспечение граждан и организаций услугами водоснабжения и водоотведения и в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации. На момент передачи имущества ООО «Поморские коммунальные системы» ООО «ВИКС» не имело возможности вести хозяйственную деятельность, надлежащим образом оказывать услуги водоснабжения и водоотведения, закупать необходимые химические реагенты, поскольку счета общества были арестованы.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

30.05.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационные очистные сооружения с оборудованием, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», д. Лахта; канализационные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», д. Лахта; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.

26.11.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключено соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Акт приема-сдачи арендуемого имущества подписан сторонами 26.11.2018.

 

30.05.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; водонасосная станция 1-го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; водонасосная станция 2‑го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; центральные водопроводные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.

26.11.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключено соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Акт приема-сдачи арендуемого имущества подписан сторонами 26.11.2018.

 

30.05.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются канализационные сети протяженностью 520 п.м., расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, п. Беломорье. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.

26.11.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключено соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Акт приема-сдачи арендуемого имущества подписан сторонами 26.11.2018.

 

30.05.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п.Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются водопроводные сети протяженностью 456 п.м., расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, п. Беломорье. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан сторонами 28.06.2018.

26.11.2018 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключено соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Акт приема-сдачи арендуемого имущества подписан сторонами 26.11.2018.

 

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

На основании части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В свое время, письмом от 10.02.2017 № 03-4/185 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что водопроводные сети протяженностью 456 п.м. (год постройки 1977), расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, канализационные сети протяженностью 520 п.м (год постройки 1984), расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Беломорье.

Согласно информации, представленной письмом Администрации МО «Катунинское» от 10.02.2017 № 03-4/184, водоносная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водоносная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1970 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1958 года ввода в эксплуатацию; центральные водопроводные сети п. Катунино 1958 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция № 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационные очистные сооружения с оборудованием 1971 года ввода в эксплуатацию; канализационные сети 1971 года ввода в эксплуатацию, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.

Соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

На основании части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино и д. Лахта, п. Беломорье являлось заключение концессионного соглашения.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 4 Устава муниципального образования «Катунинское» органами местного самоуправления муниципального образования «Катунинское» являются: Совет депутатов муниципального образования «Катунинское» - представительный орган муниципального образования «Катунинское»; глава муниципального образования «Катунинское» - глава Катунинского сельского поселения; администрация муниципального образования «Катунинское» - местная администрация (исполнительно - распорядительный орган) муниципального образования «Катунинское». Согласно статьей 24 Устава муниципального образования «Катунинское» Глава муниципального образования «Катунинское» как глава муниципального образования «Катунинское» подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования «Катунинское».

Таким образом, глава муниципального образования «Катунинское» рассматривается в качестве органа местного самоуправления, на который распространяются требования, установленные статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 32-18.

В рассматриваемом случае целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие передачи в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, на условиях договоров аренды от 30.05.2018 без проведения торгов. При этом, 26.11.2018 муниципальным образованием «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» были подписаны соглашения о расторжении договоров аренды от 30.05.2018, имущество возвращено МО «Катунинское» по актам приема-сдачи от 26.11.2018. Таким образом, временной интервал исследования определен с 30.05.2018 по 26.11.2018.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

ООО «Поморские коммунальные системы» были переданы во временное владение и пользование объекты, которые входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Услуга по водоснабжению и водоотведению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить водоснабжение и водоотведение другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по водоснабжению и водоотведению.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Географические границы рынка водоснабжения и водоотведения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения, сетей канализации. Прокладка дублирующих сетей нецелесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка водоснабжения и водоотведения являются границы присоединенных сетей в пределах пос. Катунино и дер. Лахта Приморского района Архангельской области, а также границы присоединенных сетей в пределах пос. Беломорье Приморского района Архангельской области.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

При этом, равный доступ хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское» на условиях концессии обеспечен не был, указанные объекты переданы в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» без учета требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Торги на право заключения договора аренды и договор аренды, заключенный по результатам их проведения в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, влекут нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного и муниципального имущества. Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и существенные условия данного соглашения детально урегулированы Законом о концессионных соглашениях.

Согласно части 1 статьи 52 Закона о концессионных соглашениях порядок заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, по инициативе потенциального инвестора устанавливается частями 4.2 - 4.4, 4.6 - 4.10 и 4.12 статьи 37 данного закона с учетом требований настоящей статьи и положений статьи 52.1 данного закона.

В соответствии с частью 4.2 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

На основании части 4.3 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях в предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

Форма предложения о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300. Данным постановлением устанавливается в том числе перечень документов, предоставляемых в подтверждение соответствия инициатора установленным требованиям.

Закон о концессионных соглашениях регламентирует сроки рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения и порядок принятии решения о заключении концессионного соглашения (часть 4.4 статьи 37).

Так, орган, уполномоченный муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о возможности заключения концессионного соглашения на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях, о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях или о невозможности заключения концессионного соглашения.

При этом, в случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37).

В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров. Срок и порядок проведения переговоров определяются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в решении о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которое доводится до сведения инициатора заключения этого соглашения в письменной форме. По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок. В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.8 статьи 37).

В случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым данным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 данной статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Таким образом, при заключении концессионного соглашения по инициативе потенциального инвестора Законом о концессионных соглашениях установлены требования, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к возможности заключения концессионного соглашения на условиях, предложенных лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, поступившее в адрес главы МО «Катунинское» письмо ООО «Поморские коммунальные системы» от 29.05.2018 № 03-05/18 не являлось предложением о заключении концессионного соглашения в понятии Закона о концессионных соглашениях.

У органа местного самоуправления отсутствовали основания для отказа от организации конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Непринятие органом местного самоуправления своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к тому, что ООО «Поморские коммунальные системы» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта и п. Беломорье в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований к порядку распоряжения объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, установленному Законом о водоснабжении и водоотведении.

Установленный нормативными правовыми актами порядок предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения органами местного самоуправления МО «Катунинское» не соблюден, законные условия доступа на рынок теплоснабжения, рынок водоснабжения и экономически эффективного использования муниципальной собственности обеспечены не были.

С учетом изложенного, в действиях органа местного самоуправления муниципального образования «Катунинское» - Главы МО «Катунинское» по предоставлению в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на условиях договоров аренды от 30.05.2018 на период до 26.11.2018 без проведения торгов, содержится нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание, что 26.11.2018 Главой МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» было подписано соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, соглашение о расторжении договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области, и объекты водоснабжения и водоотведения были переданы в казну муниципального образования по актам приема-передачи от 26.11.2018, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны органа местного самоуправления муниципального образования «Катунинское» - Главы МО «Катунинское» нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в действиях по предоставлению в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на период до 26.11.2018 без проведения торгов на условиях Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

 

 

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

Связанные организации

Связанные организации не указаны