Решение №05-03/7390 Решение 73-15 от 31 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 73-15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 21 декабря 2015 года

Решение изготовлено в полном объеме 31 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель управления

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

в присутствии представителей до перерыва 15.12.2015:

от заявителя — <...>;

от ответчика — <...>;

от ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» - <...>;

от ОАО «Архангельский ЦБК» <...>;

после перерыва 21.12.2015:

от заявителя — <...>;

от ответчика — <...>;

от ОАО «Архангельский ЦБК» <...>;

рассмотрев дело № 73-15, возбужденное в отношении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различного порядка определения размера арендной платы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Архангельское УФАС России из Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило для рассмотрения обращение акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (далее — АО «Онежский ЛДК», заявитель) о создании хозяйствующим субъектам неравных условий для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов путем установления различного порядка расчета размера арендной платы (в том числе установления различных коэффициентов к минимальному размеру арендной платы), что, по мнению заявителя, противоречит требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявитель указал, что 15.03.2012 Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее — министерство, ответчик) и АО «Онежский ЛДК» были заключены договоры аренды лесного участка, предоставляемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов №№ 1271, 1272, 1273, 1275 и договор аренды от 10.04.2013 № 1319.

Проекты договоров аренды разрабатывались министерством. В соответствии с договорами годовой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон в размере 1,7.

Как указывает заявитель, при заключении договоров возникли разногласия в отношении повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы. Арендатор направлял арендодателю протоколы разногласий, которые тот отказался рассматривать. Поскольку без договоров арендатор не мог осуществлять производственную деятельность на лесных участках, ему пришлось подписать договоры на невыгодных условиях.

В последующем заявителю стало известно, что от уплаты повышающих коэффициентов при исполнении договоров аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, были освобождены такие хозяйствующие субъекты как ОАО «Группа Илим» и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания».

Заявитель полагает, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области созданы неравные условия для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов путем установления различного порядка расчета размера арендной платы (установление различных величин повышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы).

Указанные действия, по мнению заявителя, приводят или могут привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами. Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области ставит арендаторов в неравное положение, используя различные формулы начисления арендной платы, что свидетельствует о неидентичности условий по заключенным договорам реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов. Указанные обстоятельства способствуют созданию конкурентных преимуществ хозяйствующим субъектам, для которых не были установлены повышающие коэффициенты, перед лицами, для которых коэффициенты значительно увеличивали арендную плату. При этом государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает предоставление государственных гарантий всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Создание органом исполнительной власти Архангельской области неравных условий для ведения инвестиционной деятельности на территории Архангельской области, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

13.10.2015 в отношении министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области было возбуждено дело № 73-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различного порядка определения размера арендной платы.

 

В заседании комиссии 18.11.2015 представитель АО «Онежский ЛДК» пояснила, что о размере коэффициента превышения 1,7 обществу стало известно только после получения текста договора аренды лесных участков. АО «Онежский ЛДК» предпринимало попытку внести изменения в предлагаемые к подписанию проекты договоров в части коэффициента превышения, однако обществу было указано на неприемлемость каких-либо изменений. Коэффициент превышения включался в тексты всех договоров аренды лесных участков, однако величина коэффициента устанавливалась министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области персонально и варьировалась от 1,35 до 1,7. При этом, минимальный коэффициент устанавливался лишь для двух лесозаготовительный — ОАО «Группа Илим» и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», несмотря на то, что некоторые договоры аренды заключались в один период времени. Так, в декабре 2013 года ответчиком заключались договоры с ОАО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Группа Илим», при этом коэффициенты превышения составили для ОАО «Архангельский ЦБК» - 1,7, для ОАО «Группа Илим» — 1,35. В мае 2015 года министерством заключены договоры аренды с ОАО «Архангельский ЦБК», ЗАО «Лесозавод 25», для которых коэффициент превышения составил — 1,7, и с ОАО «Группа Илим» для которого коэффициент превышения составил 1,35. Для ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» при заключении договоров в 2012 году был установлен коэффициент превышения 1,7, однако с 01.01.2013 данный коэффициент был снижен до 1,35, а с 01.01.2014 лесозаготовитель был полностью освобожден от уплаты коэффициента превышения в связи с заключением соглашения с Правительством Архангельской области. Соглашение было заключено всего через двадцать дней после включения в инвестиционный проект дополнительных лесных участков. Аналогичное соглашение о взаимодействии было заключено Правительством Архангельской области и ОАО «Группа Илим», которое также было освобождено от уплаты коэффициента превышения. В 2015 году в связи с подписанием соглашений с Правительством Архангельской области ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», ОАО «Группа Илим» были полностью освобождены от уплаты коэффициента превышения, для ЗАО «Лесозавод 25» коэффициент был снижен до 1,28, для ООО «Поморский лесной технопарк» до 1,5157, 1,42, 1,3889, для ОАО «АЦБК» до 1,14, 1,28, 1,2.

Письмом от 11.12.2015 № 09-5323 АО «Онежский ЛДК» представило дополнительные доводы. Заявитель полагает, что благодаря индивидуальному подходу ответчика ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» в период с 2013 по 2016 годы сэкономило и сэкономит на платежах в областной бюджет более 22 млн. руб. Помимо этого, один из договоров аренды лесных участков, заключенных до 2030 года, в 2012 году был переоформлен в инвестиционный договор, что позволило обществу уменьшить платежи в федеральный бюджет в два раза. На территории Вологодской области коэффициент превышения применяется в равной мере ко всем арендаторам и составляет 1,2. Возможность реализовать право на подписание с Правительством Архангельской области соглашения о взаимодействии, предусмотренного постановлением Правительства Архангельской области от 26.04.2011 № 124-пп, предоставляется не каждому обратившемуся, а в пределах лимита средств, размер и порядок определения которого не доводится до лесопользователей, и направлена на обновление материальных запасов, техники и оборудования для ГАУ АО «ЕЛЦ», а не на реализацию дополнительных мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При этом, уменьшение величины арендных платежей отдельным хозяйствующим субъектам делает лесопродукцию одних более конкурентоспособной чем лесопродукция других.

Заявитель полагает, что хозяйствующие субъекты, реализующие приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, поставлены в неравные условия как на рынке лесозаготовки, так и при осуществлении инвестиционной деятельности. Лицам, для которых размер коэффициента превышения был снижен на основе законодательно неурегулированных и непрозрачных процедур и договоренностей, необоснованно предоставлены преференции.

 

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласилось по основаниям, изложенным в письмах от 06.08.2015 № 204-04/6256, от 13.11.2015 № 204‑11‑14/8882, от 09.12.2015 б/н.

Министерство указало, что в Архангельской области действуют инвестиционные проекты: «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», «Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье» (ООО «Поморский лесной технопарк»), «Модернизация производственных мощностей по переработке пиловочного сырья на участке «Цигломень» ЗАО «Лесозавод 25», «Реконструкция производства картона» (ОАО «Архангельский ЦБК»), «Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг» (ОАО «Группа Илим»). Инвестиционные проекты «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов» (ООО «УК Соломбалалес») и «Модернизация производства АО «Онежский ЛДК» были исключены из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в связи с невыполнением.

Согласно пункту 15 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения органом государственной власти субъекта Российской Федерации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 Положения.

В решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 Положения, отражаются в том числе сведения о размере и порядке внесения арендной платы по договору аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в том числе предоставляемого в соответствии с пунктом 10(2) настоящего Положения, включая сведения, предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения и пунктами 1(1) и 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310.

При этом данные сведения подлежат согласованию с заявителем (пункт 12 Положения).

По мнению ответчика, сторонам договора аренды по инвестиционным проектам предоставлено право согласовывать определенные условия договора, в том числе и размер арендной платы.

Лесной кодекс не запрещает устанавливать более высокий размер арендной платы по соглашению сторон, а исходя из нормы статьи 421, статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 12 Положения сторонам предоставляется право на согласование размера аренды по договору в целом.

В рамках инвестиционных проектов, реализуемых на территории Архангельской области, заключены 43 договора аренды. Во всех договорах содержится следующая формула расчета годовой арендной платы: Грап = Мрап х К, где Грап — годовой размер арендной платы, Мрап — минимальный размер арендной платы, средняя ставка платы 1м3 по сплошным рубкам — ___ (без учета коэффициента 0,5), средняя ставка платы 1м3 по выборочным рубкам — ___ (без учета коэффициента 0,5), К — коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы. То есть, все договоры аренды по инвестиционным проектам предусматривают коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы. Большая часть договоров аренды при их заключении предусматривала коэффициент превышения в размере 1,7, три договора — 1,5.

Установление размера коэффициента превышения 1,7 обусловлено тем, что постановлением главы администрации Архангельской области от 29.12.2008 № 101 «Об утверждении лесного плана Архангельской области» на период 2008 — 2018 годы были установлены целевые прогнозные показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов, в том числе показатель, определяющий коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы для Архангельской области — соотношение стоимости 1 м3 древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации, в размере 166% до 2018 года. На основании данного акта министерство предложило арендаторам ввести повышающий коэффициент во все договоры аренды лесных участков в размере 1,7, в том числе в инвестиционные договоры.

Коэффициент 1,5 применялся при заключении договоров в 2009 году — 1 полугодии 2010 года в целях поддержки арендаторов в период кризисных явлений в экономике Российской Федерации. Указанное решение принято на заседании коллегии департамента лесного комплекса Архангельской области (протокол от 18.11.2009 № 3).

26.04.2011 постановлением Правительства Архангельской области № 124-пп был утвержден Порядок заключения соглашений между Правительством Архангельской области и хозяйствующими субъектами в сфере лесных отношений о взаимодействии в реализации отдельных мероприятий социально-экономического характера». В рамках реализации данного постановления между Архангельской областью и ОАО «Архангельский ЦБК», ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», ОАО «Группа Илим», ЗАО «Лесозавод 25», ООО «Поморский лесной технопарк» были заключены соглашения, согласно которым хозяйствующие субъекты вкладывают определенные инвестиции в строительство социальной инфраструктуры Архангельской области, а Архангельская область снижает размер арендных платежей. Соответственно, на период действия соглашений коэффициент превышения может меняться в зависимости от размера инвестиционных вложений. Субъект федерации получает арендные платежи в виде вложений в социальную инфраструктуру и иные мероприятия. Структура арендных платежей по всем инвестиционным договорам одинакова.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области полагает, что расчет арендной платы с учетом коэффициента превышения не нарушает права арендаторов и не ставит их в неравное положение, поскольку инвестиционные проекты у всех организаций разные по содержанию, объемам инвестиций, целям. Хозяйствующие субъекты, реализующие приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов производят разные виды продукции.

При составлении концепции инвестиционного проекта каждая организация оценивает возможности его осуществления в том числе с учетом размера арендных платежей, который определяется до включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В случае несогласия с размером коэффициента превышения арендаторы не лишены возможности обжаловать его в судебном порядке, однако такой возможностью воспользовалось исключительно АО «Онежский ЛДК».

Арендаторы также могут согласиться с условиями договора или установить иной размер коэффициента путем договоренности с арендодателем.

Предложения об изменении размера коэффициента превышения поступали от ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» и ОАО «Группа Илим».

Поскольку коэффициент превышения носит договорный характер, то стороны вправе определить его размер путем переговоров.

Министерство полагает, что при заключении инвестиционных договоров законодательство не нарушалось, преимущественные условия для отдельных арендаторов не создавались.

 

В заседании комиссии 15.12.2015 был объявлен перерыв до 14:00 21.12.2015.

После перерыва министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области были представлены дополнительные материалы. Представитель ответчика пояснила, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области с целью урегулирования вопроса установления повышающего коэффициента и порядка его применения разрабатывались проекты нормативных актов, которые не были приняты.

 

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

17.10.2011 Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области принято распоряжение № 292р об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК». Согласно данному распоряжению размер и порядок внесения арендной платы по договору аренды лесных участков в течение расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливаются в соответствии с пунктами 1(1) и 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных участков и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

10.01.2012 приказом Министерства промышленности и торговли России № 1 инвестиционный проект «Модернизация производства ОАО «Онежский ЛДК» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В связи с включением инвестиционного проекта общества в перечень инвестиционных проектов 15.03.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и АО «Онежский ЛДК» были заключены договоры № 1271, № 1272, № 1273, № 1275, № 1274 и № 1276 аренды лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта в Онежском лесничестве на территории Архангельской области. Впоследствии 10.04.2013 договоры № 1274 и № 1276 объединены в один договор № 1319 аренды лесного участка, предоставляемого для реализации инвестиционного проекта. В соответствии с договорами годовой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон в размере 1,7.

Приказом Минпромторга России от 09.04.2014 № 662 инвестиционный проект АО «Онежский ЛДК» был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.05.2015 по делу № А05‑1229/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2015, суд обязал министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области возвратить АО «Онежский ЛДК» арендную плату в части, превышающей минимальные ставки.

Решениями арбитражного суда Архангельской области по делам № А05‑6614/2015, № А05-6616/2015, А05-6617/2015 договоры аренды от 10.04.2013 № 1319, от 15.03.2012 № 1272, от 15.03.2012 № 1273 расторгнуты.

 

Распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 14.08.2012 № 530р была утверждена заявка ЗАО «Лесозавод 25» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация производственных мощностей по переработке пиловочного сырья на участке «Цигломень» ЗАО «Лесозавод 25», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 6 данного распоряжения было предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктами 1(1) и 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2013 № 6 инвестиционный проект ЗАО «Лесозавод 25» «Модернизация производственных мощностей по переработке пиловочного сырья на участке «Цигломень» ЗАО «Лесозавод 25» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

22.04.2013 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ЗАО «Лесозавод 25» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1320. В соответствии с договором годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

08.05.2015 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ЗАО «Лесозавод 25» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1806. Согласно данному договору ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта составляет 1,7.

17.08.2015 между Правительством Архангельской области и ЗАО «Лесозавод 25» было заключено соглашение № 02-21/89, в соответствии с которым министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные обществу и управляемым им организациям по договорам аренды, на 2015 год в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», а ЗАО «Лесозавод 25» приобретает запасные части для подразделений ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» и осуществляет ремонт противопожарной техники.

 

Распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.06.2014 № 475р была утверждена заявка ООО «Поморский лесной технопарк» на реализацию инвестиционного проекта «Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 8 данного распоряжения было предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктами 1(1) и 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 18.08.2014 № 1212 инвестиционный проект ООО «Поморский лесной технопарк» «Организация глубокой переработки древесины, изготовление биотоплива, строительство котельных, работающих на древесном сырье» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

29.09.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Поморский лесной технопарк» были заключены договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1731, № 1732. В соответствии с данными договорами ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

30.10.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Поморский лесной технопарк» были заключены договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1733, № 1734. Согласно данным договорам ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

10.11.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Поморский лесной технопарк» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1735. Ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

08.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Поморский лесной технопарк» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1736. Ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон.

Коэффициент превышения первоначально составлял 1,7.

26.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Поморский лесной технопарк» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1737. Ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон.

Коэффициент превышения первоначально составлял 1,7.

17.08.2015 между Правительством Архангельской области и ООО «Поморский лесной технопарк» было заключено соглашение № 02-21/87, в соответствии с которым министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные обществу и управляемым им организациям по договорам аренды, на 2015 год в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», а ООО «Поморский лесной технопарк» проводит лесоустройство и осуществляет поставку дров для отопления зданий и сооружений государственного автономного учреждения.

 

Распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 17.10.2011 № 291р была утверждена заявка ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» на реализацию инвестиционного проекта «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 6 данного распоряжения было предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктами 1(1) и 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20.12.2011 № 1779 инвестиционный проект ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» «Организация производства по переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления на базе ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

12.03.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» были заключены договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1270, № 1278, № 1279. Согласно данным договорам годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

Дополнительными соглашениями к указанным договорам от 16.12.2013 было установлено, что с 01.01.2013 и до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта при расчете годового размера арендной платы применяется коэффициент превышения 1,35.

14.08.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1373. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

Дополнительным соглашением к договору от 16.12.2013 № 1 было установлено, что с 01.01.2013 и до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта при расчете годового размера арендной платы применяется коэффициент превышения 1,35.

28.08.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1399. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы составляет 1,7.

Дополнительным соглашением к договору от 16.12.2013 № 1 было установлено, что с 01.01.2013 и до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта при расчете годового размера арендной платы применяется коэффициент превышения 1,35.

15.07.2014 между Правительством Архангельской области и ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» было заключено соглашение № 02-21/62, в соответствии с которым министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные обществу и управляемым им организациям по договорам аренды, на 2014-2016 годы в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», а ООО «Устьянская лесоперерабатывающая компания» осуществляет строительство хоккейного корта.

 

Распоряжением департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 № 129 была утверждена заявка ОАО «Группа Илим» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 № 6 инвестиционный проект ОАО «Группа Илим» «Модернизация картонно-бумажного производства и производства белых бумаг» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

31.12.2008 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 422. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

Дополнительным соглашением от 10.03.2015 положения договора аренды были изложены в новой редакции, в частности: ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком в целях заготовки древесинный определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Коэффициент превышения в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35. В условиях 100% ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных участков, по окончании срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21.05.2013 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1321. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35, коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в условиях 100% ставки платы за единицу лесных ресурсов — 1,7.

Дополнительным соглашением от 10.03.2015 положения договора аренды были изложены в новой редакции, в частности: ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком в целях заготовки древесинный определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Коэффициент превышения в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35. В условиях 100% ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных участков, по окончании срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

28.08.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1396. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

В соответствии с дополнительным соглашением от 17.01.2013 к договору с 01.01.2013 и до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта при расчете годового размера арендной платы применяется коэффициент превышения — 1,35.

Дополнительным соглашением от 10.03.2015 положения договора аренды были изложены в новой редакции, в частности: ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком в целях заготовки древесинный определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Коэффициент превышения в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35. В условиях 100% ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных участков, по окончании срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

21.05.2013 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1534. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35, коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в условиях 100% ставки платы за единицу лесных ресурсов — 1,7.

Дополнительным соглашением от 10.03.2015 положения договора аренды были изложены в новой редакции, в частности: ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком в целях заготовки древесинный определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Коэффициент превышения в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35. В условиях 100% ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных участков, по окончании срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22.05.2013 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1535. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35, коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в условиях 100% ставки платы за единицу лесных ресурсов — 1,7.

Дополнительным соглашением от 10.03.2015 положения договора аренды были изложены в новой редакции, в частности: ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком в целях заготовки древесинный определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Коэффициент превышения в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35. В условиях 100% ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных участков, по окончании срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12.12.2013 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1610. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35, коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в условиях 100% ставки платы за единицу лесных ресурсов — 1,7.

Дополнительным соглашением от 10.03.2015 положения договора аренды были изложены в новой редакции, в частности: ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком в целях заготовки древесинный определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон на период срока окупаемости инвестиционного проекта. Коэффициент превышения в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35. В условиях 100% ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесных участков, по окончании срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

29.05.2015 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1807. Согласно данному договору ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35.

24.08.2015 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Группа Илим» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1808. Согласно данному договору ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта — 1,35.

15.07.2014 между Правительством Архангельской области и ОАО «Группа Илим» было заключено соглашение № 02-21/66, в соответствии с которым министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные обществу и управляемым им организациям по договорам аренды, на 2014 год в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», а ОАО «Группа Илим» осуществляет приобретение поддонов под кассеты для саженцев, проведение благоустройства и озеленения на объекте капитального строительства, проведение лесоустроительных работ, ремонт объездной автодороги.

21.09.2015 между Правительством Архангельской области и ОАО «Группа Илим» было заключено соглашение № 02-21/108, в соответствии с которым министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные обществу и управляемым им организациям по договорам аренды, на 2015 год в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», а ОАО «Группа Илим» осуществляет капитальный ремонт здания школы, реализацию мероприятий, направленных на обеспечение деятельности государственного автономного учреждения, проведение лесоустроительных работ, строительство временного моста.

 

Распоряжением департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 № 130 была утверждена заявка ОАО «Архангельский ЦБК» на реализацию инвестиционного проекта «Реконструкция производства картона», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 7.1 данного распоряжения было предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктом 1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 01.07.2008 № 10 инвестиционный проект ОАО «Архангельский ЦБК» «Реконструкция производства картона» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

16.03.2010 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» были заключены договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 854, № 856, № 881. Согласно данным договорам годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,5.

18.04.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1277. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

28.08.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1397. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

16.12.2013 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1609. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

30.06.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1702. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

17.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1738. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

26.12.2014 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» были заключены договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1786, № 1787. Согласно данным договорам ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

08.05.2015 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1805. Согласно данному договору ежегодный размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы в течении расчетного срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта — 1,7.

17.08.2015 между Правительством Архангельской области и ОАО «Архангельский ЦБК» было заключено соглашение № 02-21/88, в соответствии с которым министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области осуществляет расчет суммы арендной платы за лесные участки, переданные обществу и управляемым им организациям по договорам аренды, на 2015 год в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации на основе ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», а ОАО «Архангельский ЦБК» осуществляет ремонт зданий и сооружений государственного автономного учреждения, лесоустройство.

 

Распоряжением Департаментом лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 № 128 была утверждена заявка ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Пунктом 5.1 данного распоряжения было предусмотрено, что размер и порядок внесения арендной платы по договорам аренды лесных участков в течении расчетного срока окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в соответствии с пунктами 1(1) и 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Приказом министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 04.08.2008 № 49 инвестиционный проект «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов» был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

16.11.2009 между департаментом лесного комплекса Архангельской области и ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 651. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,5.

10.08.2010 между агентством лесного и охотничьего хозяйств комплекса Архангельской области и ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» были заключены договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 214, № 896, № 897, № 898. Согласно данным договорам годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

24.08.2010 между агентством лесного и охотничьего хозяйств комплекса Архангельской области и ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 895. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

19.05.2011 между агентством лесного и охотничьего хозяйств комплекса Архангельской области и ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 575. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

16.01.2012 между министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» был заключен договор аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, № 1269. Согласно данному договору годовой размер арендной платы за пользование лесным участком определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. Коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы — 1,7.

Приказом Минпромторга от 20.01.2015 № 57 инвестиционный проект ООО «Управляющая компания «Соломбалалес» исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

 

Приведенные данные свидетельствуют, что министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, установлен различный порядок определения размера арендной платы путем установления различных величин повышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы.

При этом, для лиц, реализующих инвестиционный проект, включенный в установленном порядке в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, порядок определения размера арендной платы регламентирован частями 1, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 данного кодекса.

Согласно части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.

Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.

В соответствии с пунктом 1(2) указанного постановления по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

По смыслу вышеуказанных положений, для лиц, реализующих инвестиционный проект, включенный в установленном порядке в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в целях содействия успешной реализации инвестиционного проекта принято решение об установлении льготного (более низкого) размера арендной платы в период окупаемости проекта. Установление в договоре дополнительных платежей в составе арендной платы в этом смысле противоречит данной мере государственной поддержки.

В соответствии с пунктами 16, 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 при рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.

Если федеральный закон, предусматривающий необходимость такого регулирования (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ, статья 73 Лесного кодекса Российской Федерации), вступил в силу после заключения договора аренды, то согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ условия этого договора об арендной плате сохраняют силу, поскольку в законе не установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

Регулируемая арендная плата может применяться к договору, заключенному до вступления в силу этого федерального закона, только в том случае, если стороны такого договора связали изменение размера арендной платы с изменением нормативных актов, подлежащих применению к их отношениям. Равным образом к договору аренды, заключенному до вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования арендной платы, подлежит применению данное регулирование, если арендодателю договором предоставлено право на изменение размера арендной платы в одностороннем порядке и соответствующее волеизъявление о применении к договору регулируемой арендной платы было сделано арендодателем и получено арендатором.

По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов.

Исходя из этого, в тех случаях, когда по результатам торгов определяется ставка арендных платежей, уплачиваемых периодически (торги на повышение ставки арендной платы), регулируемая арендная плата не применяется.

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы определяются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом. Так, не является регулируемой та часть арендной платы, которая в соответствии с условиями торгов на право заключения договора аренды подлежит внесению дополнительно к периодическим платежам и размер которой определяется по результатам этих торгов (например, пункт 7 статьи 38.2 ЗК РФ). При этом размер другой части арендной платы, которая согласно договору аренды, заключенному по результатам таких торгов, подлежит внесению периодически, может определяться по правилам о регулируемой арендной плате.

В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков заключаются без проведения аукциона, в частности, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

 

В соответствии со статьей 50 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30, при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

 

На основании пункта 3 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419, к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.) с минимальным объемом капитальных вложений не менее 300 млн. рублей, предусматривающие переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях.

Передача лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов предполагает предоставление доступа к лесным насаждениям и ведет к расширению объемов лесозаготовок.

Лесные насаждения представляют собой ограниченный ресурс, заготовка которых осуществляется на основании договоров аренды лесных участков. Возможность заключения договоров аренды лесных участков обусловлена приобретением такого права по результатам аукциона. Вместе с тем, в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков заключаются без проведения аукциона. Порядок включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419.

Учитывая особый порядок доступа к лесным ресурсам для лиц, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, а также особый порядок установления размера арендной платы в период окупаемости проекта, отношения по заключению и реализации договоров аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, рассматриваются применительно к рынку лесозаготовки в сегменте осуществления лесозаготовки лицами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Географическими границами рассматриваемого сегмента рынка является административные границы Архангельской области.

Поддержка на государственном уровне приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и развития лесопереработки в регионах Российской Федерации направлена на повышена конкурентоспособности российских компаний, укрепление их позиций на внутреннем и внешнем рынках.

Согласно Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31.10.2008, для арендаторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, предусматривается минимизация уровня ставок платы за лесные ресурсы на период окупаемости проектов.

В целях содействия успешной реализации инвестиционного проекта Правительством Российской Федерации принято решение об установлении льготного (более низкого) размера арендной платы в период окупаемости проекта.

Указанный подход должен в равной степени распространяться на всех хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов.

Так, на основании статьи 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» государство в соответствии с данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, а также гласность в обсуждении инвестиционных проектов. Согласно статье 15 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

Установление в договоре аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, дополнительных платежей в составе арендной платы на период окупаемости инвестиционного проекта противоречит целям государственной поддержки, а установление различных величин повышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы на период окупаемости инвестиционного проекта свидетельствует о создании неравных условий для реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов и различных условий для осуществления деятельности по заготовке древесины лицами, реализующими инвестиционные проекты.

Договоры аренды лесных участков, предоставляемых для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, заключаемые министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, предусматривают, что годовой размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы с учетом коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, устанавливаемого по договоренности сторон. При этом, величины повышающего коэффициента к минимальному размеру арендной платы различны и составляют 1,35, 1,5, 1,7.

Соответственно, хозяйствующим субъектам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов на территории Архангельской области, созданы разные условия осуществления инвестиционной деятельности и деятельности по заготовке древесины. Лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов на территории Архангельской области, для которых коэффициент превышения над минимальным размером арендной платы договором аренды установлен в размере 1,35, созданы преимущества, которые обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с теми хозяйствующими субъектами, реализующими приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, для которых такой коэффициент установлен договором аренды в размере 1,7. Кроме того, создаются дискриминационные условия при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов для отдельных лиц.

По окончании срока окупаемости инвестиционного проекта размер арендной платы за пользование лесным участком определяется с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта.

Таким образом, по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта коэффициент превышения должен быть установлен не произвольно и не по договоренности сторон, а путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.

С учетом изложенного, установление министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различных величин коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы, в то время как возможность установления такого коэффициента в период окупаемости инвестиционного проекта не предусмотрена, а по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта коэффициент превышения рассчитывается в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, может привести к созданию дискриминационных условий при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, неправомерному предоставлению преференций отдельным хозяйствующим субъектам, и противоречит требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в установлении для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различного порядка определения размера арендной платы путем установления различных величин коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы.

2. Выдать министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении для хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты в области освоения лесов и заключивших договоры аренды лесных участков, различного порядка определения размера арендной платы путем установления различных величин коэффициента превышения над минимальным размером арендной платы.

Предписание исполнить в срок до 20.04.2016.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 20.04.2016.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения.

 

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

 

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны