Решение №05-03 818 Решение 60-14 от 16 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 60-14

 

 

Ответчик:

Собрание депутатов МО «Каменское»

164762, Архангельская область, Мезенский район, п. Каменка, ул. Свободы, д. 1

 

Ответчик:

Администрация МО «Каменское»

164762, Архангельская область, Мезенский район, п. Каменка, ул. Свободы, д. 1

 

Ответчик:

Администрация МО «Мезенский район»

164750, Архангельская область, г. Мезень, пр. Советский, д. 48

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Сиверко»

164762, Архангельская область, Мезенский район, п. Каменка,

пер. Бассейный, д. 2

 

 

 

05-03/818  

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 16 февраля 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

 

Председатель

-

Гниденко Л.М.

Заместитель руководителя

Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

В присутствии представителей:

от Собрания депутатов МО «Каменское» и администрации МО Каменское – <…> (доверенности от 30.01.2015),

от администрации МО «Мезенский район» – <…> (доверенность от 05.08.2014), <…> (доверенность от 27.01.2015), <…> (согласно сведениям из ЕГРЮЛ имеет право без доверенности действовать от имени администрации МО «Мезенский район»),

от ООО «Сиверко» – <…> (доверенность от 29.01.2015),

рассмотрев дело № 60-14, возбужденное в отношении Собрания депутатов МО «Каменское» и администрации МО «Мезенский район» по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отношении администрации МО «Каменское» по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

  

УСТАНОВИЛА:

 

В Архангельское УФАС России из Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Архангельской области поступили материалы, связанные с возможными нарушениями при передаче администрацией МО «Каменское» по договору от 23.06.2014 № 01-14 в безвозмездное пользование ООО «Сиверко» без проведения торгов имущества (пассажирский водометный катер), принадлежащего на праве собственности администрации МО «Мезенский район».

Обстоятельства, установленные при рассмотрении данного заявления, послужили основанием для возбуждения 29.12.2014 дела по признакам нарушения Собранием депутатов МО «Каменское» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с принятием решения от 20.06.2014 № 96 (внесены изменения в решение от 24.12.2013 № 70 «Об утверждении бюджета МО «Каменское» на 2014 год»), предусматривающего передачу в безвозмездное пользование ООО «Сиверко» муниципального имущества (пассажирский водометный катер) без проведения процедуры торгов, по признакам нарушения администрацией МО «Каменское» части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключившей с ООО «Сиверко» соответствующий договор безвозмездного пользования от 23.06.2014 № 01‑14, а также по признакам нарушения администрацией МО «Мезенский район» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, которая дала согласие на заключение такого договора от 23.06.2014 № 01‑14 между администрацией МО «Каменское» и ООО «Сиверко».

В качестве заинтересованного лица к участию в деле было привлечено ООО «Сиверко».

В рамках дела № 60-14 его участники представили следующие пояснения.

Собрание депутатов МО «Каменское», администрация МО «Каменское» и администрация МО «Мезенский район» не согласилась с вменяемым нарушением, указав, что договор безвозмездного пользования от 23.06.2014 № 01‑14 был заключен без торгов согласно исключению, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», который допускает такую возможность в случае соблюдения порядка, установленного главой 5 указанного закона (предоставление государственных или муниципальных преференций).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 данного закона, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера муниципальной преференции и конкретного получателя.

В рассматриваемом случае муниципальная преференция в виде передачи в пользование на безвозмездной основе коммерческой организации муниципального имущества была предоставлена на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления МО «Каменское» о бюджете, а именно: решения Совета депутатов МО «Каменское» «Об утверждении бюджета муниципального образования «Каменское» на 2014 год» от 24.12.2013 № 70 (в ред. решения № 96 от 20.06.2014). Указанным нормативным правовым актом установлен порядок определения размера муниципальной преференции, конкретный размер муниципальной преференции, цель предоставления муниципальной преференции, ее конкретный получатель – ООО «Сиверко».

Предоставление муниципальной преференции в виде передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование не предполагает, что данное имущество в натуре включено в бюджет соответствующего муниципального образования. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не содержит положений о том, что муниципальные преференции могут предоставляться исключительно из средств соответствующего бюджета. Муниципальное имущество составляет казну муниципального образования и является частью бюджета, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления в рамках полномочий, определенных действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по мнению ответчиков, при вышеизложенных обстоятельствах отсутствовали основания для получения предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа при предоставлении муниципальной преференции в виде передачи муниципального имущества путем заключения договора безвозмездного пользования от 23.06.2014 № 01‑14 сроком на один год с ООО «Сиверко».

ООО «Сиверко» поддержало позицию ответчиков, а также предоставило информацию относительно фактического использования водометного катера: с его помощью в период с 29.08.2014 по 15.10.2014 обществом было перевезено 5051 взрослых и 211 детей.

 

Дело № 60-14 рассмотрено с учетом следующего.

Согласно договору безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 02‑14 от 04.06.2014 администрация МО «Мезенский район» передала администрации МО «Каменское» пассажирский водометный катер «Сиверко» (2013 год постройки), находящийся в собственности муниципального района, на срок до 31 мая 2017 года.

В соответствии с условиями данного договора (пункт 5) с письменного согласия администрации МО «Мезенский район» администрация МО «Каменское» в целях организации пассажирских перевозок имеет право передавать пассажирский водометный катер «Сиверко» третьим лицам.

Такой договор от 23.06.2014 № 01-14 администрация МО «Каменское» заключила с ООО «Сиверко» (имеется отметка о согласовании с администрацией МО «Мезенский муниципальный район»).

Согласно вышеназванному договору администрация МО «Каменское» предоставила ООО «Сиверко» в безвозмездное пользование на срок до 01.06.2015 пассажирский водометный катер КС 110-32 (название «Сиверко», класс судна Р 1,2, идентификационный номер с-13-2037, год постройки – 2013) в целях осуществления бесперебойных межмуниципальных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, не обеспеченных наземной транспортной схемой, на маршруте п. Каменка – г. Мезень МО «Мезенский муниципальный район».

При этом, как следует из имеющихся материалов, решение о передаче пассажирского водометного катера ООО «Сиверко» изначально было принято Собранием депутатов МО «Каменское».

Так, решением Собрания депутатов МО «Каменское» от 20.06.2014 № 96 были внесены изменения в решение от 24.12.2013 № 70 «Об утверждении бюджета МО «Каменское» на 2014 год» в части намерения предоставить муниципальную преференцию для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в виде передачи муниципального имущества (пассажирский водометный катер «Сиверко») в безвозмездное пользование конкретному получателю – ООО «Сиверко».

На основании указанного решения глава МО «Каменское» (является главой администрации) вынесла постановление от 23.06.2014 № 39/1 о предоставлении муниципальной преференции в форме заключения договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом (пассажирский водометный катер «Сиверко») с ООО «Сиверко».

Таким образом, какие-либо публичные процедуры перед заключением договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 23.06.2014 № 01-14 между администрацией МО «Каменское» и ООО «Сиверко» не проводились.

Вместе с тем, отношения, возникающие в связи с заключением договоров передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть заключены без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 данного закона, регламентирующей предоставление государственных или муниципальных преференций.

В силу положений части 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в том числе, в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом, в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», государственная или муниципальная преференция по общему правилу может быть предоставлена только с письменного согласия антимонопольного органа.

Как следует из пункта 1 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может предоставляться без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в том случае, если она предоставляется на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее.

Решением Собрания депутатов МО «Каменское» от 20.06.2014 № 96 «О внесении изменений в решение от 24.12.2013 № 70 «Об утверждении бюджета МО «Каменское» на 2014 год» фактически предусмотрено предоставление муниципального имущества в натуре в соответствии с решением о бюджете.

На основании статьи 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, которые в соответствии со статьей 2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям кодекса.

Статьей 184.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, и не предусмотрено включение иных положений, кроме касающихся распределения денежных средств.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает соответствующие бюджетные ассигнования, например, предоставление средств из бюджетов при выполнении условий, предоставление субсидий и т.п.

При этом, возможность предоставления средств из бюджетов при выполнении условий (статья 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации), предоставления субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) требует наличия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих критерии отбора и порядок предоставления средств.

Закон (решение) о бюджете, а также нормативные правовые акты, устанавливающие критерии отбора и порядок предоставления бюджетных средств, должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, в том числе статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Имущество должно находиться в имущественной казне муниципального образования.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает их предоставление в денежной форме. 

В рассматриваемом же случае в бюджет муниципального образования «Каменское» включено имущество в натуре, что само по себе является нарушением бюджетного законодательства и, как следствие, ведет к нарушению антимонопольного законодательства, поскольку, если такое имущество в натуре не может быть включено в бюджет изначально, то оно не может быть и предоставлено из бюджета в качестве преференции.

С учетом изложенного, порядок предоставления государственной или муниципальной преференции, установленный главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в рассматриваемой ситуации соблюден не был, что не позволяет ее расценивать в качестве исключения, которое дает возможность не проводить торги.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного закона.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

С учетом изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что Собранием депутатов МО «Каменское» нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения от 20.06.2014 № 96 (внесены изменения в решение от 24.12.2013 № 70 «Об утверждении бюджета МО «Каменское» на 2014 год»), предусматривающего передачу в безвозмездное пользование ООО «Сиверко» пассажирского водометного катера, находящегося в собственности администрации МО «Мезенский район», без проведения процедуры торгов и с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Администрацией МО «Каменское» нарушены требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении с ООО «Сиверко» договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером от 23.06.2014 № 01‑14 без проведения процедуры торгов и с несоблюдением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Администрацией МО «Мезенский район» нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в даче согласия на заключение между администрацией МО «Каменское» и ООО «Сиверко» договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером от 23.06.2014 № 01‑14.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 4 статьи 41, статьей 49 и 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Собрание депутатов МО «Каменское» нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в принятии решения от 20.06.2014 № 96 (внесены изменения в решение от 24.12.2013 № 70 «Об утверждении бюджета МО «Каменское» на 2014 год»), предусматривающего передачу в безвозмездное пользование ООО «Сиверко» пассажирского водометного катера, находящегося в собственности администрации МО «Мезенский район», без проведения процедуры торгов и с нарушением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать администрацию МО «Каменское» нарушившей требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в заключении с ООО «Сиверко» договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером от 23.06.2014 № 01‑14 без проведения процедуры торгов и с несоблюдением порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать администрацию МО «Мезенский район» нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в даче согласия на заключение между администрацией МО «Каменское» и ООО «Сиверко» договора безвозмездного пользования пассажирским водометным катером от 23.06.2014 № 01‑14.

4. Выдать Собранию депутатов МО «Каменское», администрации МО «Каменское», администрации МО «Мезенский район» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Установить срок исполнения предписания до 18 мая 2015 года. Сообщить об исполнении предписания в тот же срок.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

Председатель комиссии

     Л.М. Гниденко

Члены комиссии                                                                                         

     Е.И. Красильникова

 

     А.Ю. Шахов

 

     

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны