Предупреждение №05-03/894 Предупреждение 18ш-2017 от 28 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

18ш-2017

 

 

Администрация МО «Междуреченское»

 

164650, Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Строителей, д.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

27 февраля 2017 года                                                                                                                                                                      г. Архангельск

 

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по результатам рассмотрения обращения агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.01.2016 № 313/111 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче на основании распоряжения главы МО «Междуреченское» от 26.05.2015 № 8 в хозяйственное ведение МУП «Строитель» объектов водоснабжения и водоотведения, было установлено следующее.

28.05.2015 главой муниципального образования «Междуреченское» было вынесено распоряжение № 8 о передаче имущества коммунального хозяйства объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Междуреченское», МУП «Строитель».

29.05.2015 (в договоре указано 29 мая 2014 года) Администрацией МО «Междуреченское» и МУП «Строитель» был заключен договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения.

Согласно акту приема-передачи от 29.05.2015 Администрацией МО «Междуреченское» МУП «Строитель» было передано следующее имущество: артезианская скважина, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; водопровод, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; канализационная сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; станция биологической очистки сточных вод, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; вторичный отстойник сточных вод, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; канализационная насосная станция, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; водонапорная башня, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; артезианская скважина № 1, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; канализационная сеть, реестровый номер <...> -02744, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; водопроводная сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; водонапорная башня, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Комсомольская, 1; наружная водопроводная сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; наружная водопроводная сеть, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; здание канализационной насосной станции, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Дзержинского, д. 2Г; здание хлораторной, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Дзержинского, д. 2В; очистные сооружения, расположенные по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Дзержинского, д. 2Г, сооружение 1; водопровод, расположенные по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Сога; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; выпуск оголовок, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; контактный резервуар, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; водопровод, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; насосная станция над арт. Скважиной 5, 2, 3, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; водонапорная башня, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; артезианская скважина № 2, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; хозяйственно-питьевой водопровод, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Сога; насос ЭЦВ 6-10-120, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Комсомольская, 1; частотный преобразователь, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Комсомольская, 1; счетчик холодной воды, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Комсомольская, 1; насос ЭЦВ 5-6,5-110, асположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Сога; прибор учета э/энергии «Энергомер» ЦЭ 680 38 М, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Комсомольская, 1; прибор учета э/энергии «Энергомер» ЦЭ 680 38 М, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный (артезианская скважина); счетчик холодной воды, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Лесная (артезианская скважина); счетчик холодной воды, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Сога; прибор учета э/энергии «Энергомер» ЦЭ 680 38 М, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Лесная (артезианская скважина); прибор учета э/энергии «Меркурий» 230 АМ-02, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный (канализационная насосная станция); прибор учета э/энергии «Меркурий» 230 АМ-02, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный (станция биологической очистки); прибор учета э/энергии «Трио» 1 А 4 ДВ, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный (канализационная насосная станция); артезианская скважина, расположенная по адресу: расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский; счетчик холодной воды, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский, ул. Комсомольская, 1; насос СН 50-50-150, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; ультрафиолетовая установка, расположенная по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; насос перекачивающий, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; сетевой насос КМ-100-80-160, расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Привокзальный; насос АНС GO БС (298), расположенный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, п. Междуреченский.

Исходя из представленных Администрацией МО «Междуреченское» сведений о датах ввода в эксплуатацию имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП «Строитель» на основании договора № 1 о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 29.05.2015, срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и датой передачи имущества в хозяйственное ведение МУП «Строитель», превышает пять лет или не может быть определена в отношении некоторых объектов.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

При этом, частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 05.10.2015 № АД/53812/15, с момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут. Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 12.01.2016 № 110-НП/ДО7и.

С учетом положения части 2 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ полномочия органа местного самоуправления по передаче такого имущества как централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем могут быть реализованы только по договорам аренды объектов водоснабжения и водоотведения или по концессионным соглашениям. Единственное исключение законодатель установил для передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Таким образом, с 08.05.2013 передача органом местного самоуправления прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, возможна только по договорам аренды или концессионным соглашениям, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении. Поскольку централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, в отношении которого установлены особенности передачи прав владения и (или) пользования, то закрепление его на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием незаконно.

Принятие решения о наделении муниципального предприятия имуществом, предназначенным для осуществления водоснабжения и водоотведения, не соответствует целям и задачам государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые прямо предусматривают необходимость обеспечения передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам, развитие предпринимательства, включая развитие конкуренции, привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства на рыночных условиях.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Учитывая, что согласно статье 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, муниципальное унитарное предприятие является хозяйствующим субъектом в понятии статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Соответственно, муниципальному предприятию должны быть созданы равные условия доступа на товарный рынок по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водопроводная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. Водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для водоснабжения и водоотведения.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Поскольку срок ввода в эксплуатацию рассматриваемых объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Междуреченское» превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Передав МУП «Строитель» объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Междуреченское», орган местного самоуправления с учетом вышеприведенных обстоятельств ограничил возможность для получения хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок. В результате доступ на рынок водоснабжения и водоотведения, находящийся в состоянии естественной монополии, вне процедуры конкурентного отбора получило МУП «Строитель».

С учетом изложенного, в принятом органом местного самоуправления акте — распоряжении главы МО «Междуреченское» от 28.05.2015 № 8 о передаче имущества коммунального хозяйства: объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Междуреченское» МУП «Строитель», и действиях администрации МО «Междуреченское» неправомерному (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») предоставлению МУП «Строитель» объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Междуреченское» (договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от 29.05.2015 № 1, акт приема передачи от 29.05.2015), содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В связи с наличием в действиях администрации МО «Междуреченское» признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости в срок до 04.09.2017 отмены акта, содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства и о принятии мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отменить распоряжение от 28.05.2015 № 8, принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования МУП «Строитель» объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Междуреченское», и принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

И.о. руководителя управления                                                                                                     Ю.Г. Цакулов

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны