Предупреждение №05-03/896 Предупреждение 19ш-2017 от 28 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

19ш-2017

 

 

Администрация МО «Катунинское»

 

163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Летчика Панкова, д. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

 

27 февраля 2017 года                                                                                                                                                                    г. Архангельск

 

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по результатам рассмотрения заявления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.01.2017 № 313/111 в части соблюдения требований антимонопольного законодательства при предоставлении ООО «Ремэнерго» прав владения и пользования в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское», было установлено следующее.

31.12.2014 Муниципальным образованием «Катунинское» и ООО «Ремэнерго» по результатам конкурса был подписан договор аренды № 251114/5214057/01-1, согласно которому в аренду обществу были переданы водопроводные сети п. Беломорский, протяженностью 456 п.м. Акт приема передачи подписан 31.12.2014.

31.12.2014 Муниципальным образованием «Катунинское» и ООО «Ремэнерго» по результатам был подписан договор аренды № 251114/5214057/01-2, согласно которому в аренду обществу были переданы канализационные сети п. Беломорский. Акт приема передачи подписан 31.12.2014.

Указанные договоры заключены сроком на 5 лет, вступают в силу с момента подписания и зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и НАО 23.04.2015.

На основании части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Письмом от 10.02.2017 № 03-4/185 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что водопроводные сети протяженностью 456 п.м. (год постройки 1977), расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, канализационные сети протяженностью 520 п.м (год постройки 1984), расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Беломорье.

Иных сведений о датах ввода в эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей п. Беломорье Администрацией МО «Катунинское» представлено не было.

Таким образом, срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 251114/5214057/01, превышала пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена по концессионному соглашению либо в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ до 1 января 2015 года имущество могло быть передано на основании договора аренды на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

С учетом изложенного, у МО «Катунинское» отсутствовали законные основания для предоставления в пользование ООО «Ремэнерго» объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Беломорье на срок пять лет, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет, т.е. до 31.12.2017.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Географическими границами рынка являются границы присоединенных сетей.

Вход на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для водоснабжения.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении рассматриваемых объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Беломорье после 31.12.2017 будет заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Заключив с ООО «Ремэнерго» договоры аренды от 31.12.2014 № 251114/5214057/01‑1 и от 31.12.2014 № 251114/5214057/01-2 на срок пять лет, в то время как срок договора аренды был ограничен частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ и мог быть не более трех лет, МО «Катунинское» незаконно предоставило ООО «Ремэнерго» возможность пользования муниципальным имуществом после 31.12.2017, чем обеспечило обществу доступ на рынок водоснабжения и водоотведения п. Беломорье в нарушение требований Закона о водоснабжении.

Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения, препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

С учетом изложенного, действия муниципального образования «Катунинское» по предоставлению ООО «Ремэнерго» права пользования объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Беломорье на основании договоров аренды от 31.12.2014 № 251114/5214057/01‑1 и от 31.12.2014 № 251114/5214057/01-2 на срок пять лет, в то время как срок договора аренды был ограничен частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ и мог быть не более трех лет, свидетельствует о наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с наличием в действиях администрации МО «Катунинское» признаков нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДУПРЕЖДАЕТ:

 

о необходимости в срок до 22.05.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на недопущение неправомерного (в нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации) использования ООО «Ремэнерго» водопроводных сетей протяженностью 456 п.м., расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, канализационных сетей протяженностью 520 п.м, расположенных по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, после 31.12.2017.

 

На основании части 6 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 7 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

И.о. руководителя управления                                                                                                       Ю.Г. Цакулов

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны