Постановление №05-05/4859 Постановление по делу об административном правонарушении № 5... от 19 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

Дело № 53адм-15

 


 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 53адм-15

 

19 августа 2015 года г. Архангельск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Гниденко Людмила Михайловна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 53адм-15, возбужденного в отношении <...>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 05.02.2015 по делу № 46-14 Совет депутатов муниципального образования «Белогорское» был признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрация муниципального образования «Белогорское» была признана нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и с несоблюдением требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Производство по делу № 46-14 было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

05.08.2015 начальником отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России Нестеренко Е.В. составлен протокол об административном правонарушении № 53адм-15.

Согласно протоколу <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившегося в необеспечении соблюдения требований антимонопольного законодательства при принятии решения о передаче в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1.

Дело рассмотрено в отсутствие <...>, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия и направившего объяснения письмом от 12.08.2015.

 

Согласно материалам дела, 08.10.2014 Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» принято решение № 65, которым было предусмотрено следующее: «В целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с п. 1.1 и 3.1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 1 ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «Пинега» (ИНН 2930007104, 164563, Архангельская область, Холмогорский район, п. Белогорский, д. 1) на срок с 01 августа 2014 года по 31 декабря 2014 года муниципальную преференцию в виде передачи по договору аренды следующего муниципального имущества, необходимого для хозяйственной деятельности организаций по оказанию жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению: здание котельной по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, п. Белогорский, ул. Советская, д. 1, здание котельной по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, ст. Паленьга, строение № 4Е, тепловые сети п. Белогорский, тепловые сети ст. Паленьга, оборудование.

Размер преференции определен как потери бюджета в виде выпадающих доходов от разницы между суммой арендной платы и размером амортизационных отчислений.

Главе муниципального образования «Белогорское» было поручено расторгнуть договор безвозмездного пользования 06.07.2014 № 1, заключенный с ООО «Пинега», и заключить с ООО «Пинега» договор аренды муниципального имущества с даты заключения договора безвозмездного пользования.

01.08.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» был заключен договор аренды № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: здание котельной п. Белогорский; здание котельной ст. Паленьга; тепловые сети п. Белогорский; тепловые сети ст. Паленьга; котел 3; котел 4; котел СКБ; установка заточки пил; насос К 160/30; насос К 160/30; дымовая труба; станок СУС-1; напорный коллектор; котел УН-6; 2 котла; насос НС 160/45; насос СД. Срок действия договора был установлен с 01.08.2014 по 31.12.2014.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно части 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Отношения, возникающие в связи с заключением договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть заключены без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 данного закона, регламентирующей предоставление государственных или муниципальных преференций.

В силу положений части 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России письмом от 31.05.2010 № ИА/16692 разъяснила, что согласно результатам анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федерального закона от 24.04.1995 № 46-ФЗ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 757 «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1993 № 207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 № 907 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, эксплуатирующим аэродромы, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2007 № 847 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на покрытие части расходов, связанных с функционированием отделений почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера», обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях представляет собой совокупность мер, осуществляемых федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения достойной жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, создания и поддержания социально гарантированных благоприятных условий жизнедеятельности населения этих регионов, и включает в себя:

1) установление гарантий и компенсаций населению этих регионов в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально - экономического развития;

2)  создание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях льготного режима развития организациям, обеспечивающим государственные нужды в необходимой в этом регионе продукции, а также участвующим в решении социальных задач, в целях создания условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и сохранения окружающей природной среды, опережающего развития объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта. В рамках данного направления осуществляется:

-  предоставление организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

- финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров),

- предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места.

3)  сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера. В целях развития традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривается:

- строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально-бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

- предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов.

4)  оптимизация численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В этих целях, в том числе, для снижения нагрузки на инфраструктуру, с учетом складывающейся в регионе демографической ситуации и реальных миграционных потоков, создаются условия для привлечения необходимых специалистов на Север. Также обеспечивается участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.

Возможность предоставления муниципального имущества в аренду, в том числе имущества, предназначенного для теплоснабжения в перечень вышеперечисленных мер не входит и нормами законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусмотрена.

Таким образом, передача в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, не соответствует цели обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Предоставление преференции в целях, не предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является нарушением порядка предоставления государственной или муниципальной преференции, установленного главой 5 данного закона, и противоречит требования пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 «О бюджете муниципального образования «Белогорске» на 2014 год» фактически предусмотрено предоставление муниципального имущества в натуре в соответствии с решением о бюджете.

На основании статьи 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, которые в соответствии со статьей 2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям кодекса.

Статьей 184.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, и не предусмотрено включение иных положений, кроме касающихся распределения денежных средств.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает соответствующие бюджетные ассигнования, например, предоставление средств из бюджетов при выполнении условий, предоставление субсидий и т.п.

При этом, возможность предоставления средств из бюджетов при выполнении условий (статья 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации), предоставления субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) требует наличия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих критерии отбора и порядок предоставления средств.

Закон (решение) о бюджете, а также нормативные правовые акты, устанавливающие критерии отбора и порядок предоставления бюджетных средств, должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, в т.ч. статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает их предоставление в денежной форме.

Имущество должно находиться в имущественной казне муниципального образования.

В рассматриваемом же случае на основании нормативного правового акта муниципального образования «Белогорское» о бюджете было принято решение не только о предоставлении имущественных льгот, но и передача прав пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, для которого законодательством установлен иной порядок распоряжения.

С учетом изложенного порядок предоставления государственной или муниципальной преференции, установленный главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Собранием депутатов МО «Белогорское» не соблюден, соответственно, данное обстоятельство не может быть расценено в качестве исключения, позволяющего заключать договор аренды муниципального имущества без проведения торгов.

Кроме того, возможность предоставления муниципального имущества в аренду в качестве преференции осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа, которое Советом депутатов МО «Белогорское» в установленном порядке на момент принятия решения от 08.10.2014 № 65 получено не было.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного закона.

Под теплоснабжением понимается обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей, в том числе поддержание тепловой мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. При этом положение хозяйствующего субъекта на рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств, предназначенных для выработки тепловой энергии. Услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.).

Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Предоставление в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, без проведения соответствующего конкурса может привести к недопущению и (или) устранению конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения МО «Белогорское»».

В то же время, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц и соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

20.10.2014 на сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 201014/0912973/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения (здания котельных с оборудованием и тепловые сети), находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения потребителям на территории муниципального образования «Белогорское». Объектом конкурса являлось муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения: здание котельной в п. Белогорский, общая площадь здания - 318,2 кв. м., здание котельной на ст. Паленьга, общая площадь здания - 319,9 кв. м., оборудование и тепловые сети. На участие в конкурсе было подано 5 заявок: от ООО «Северный край», индивидуального предпринимателя Субботина Ю.В., ООО «Пинега», ООО «Фарватер», ООО «Редикс».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии хозяйствующих субъектов, заинтересованных в получении прав пользования в отношении муниципального имущества МО «Белогорское», предназначенного для теплоснабжения.

С учетом изложенного, Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрацией МО «Белогорское» нарушены требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 12 Устава МО «Белогорское» глава МО «Белогорское» возглавляет администрацию МО «Белогорское» и исполняет полномочия председателя Совета депутатов МО «Белогорское».

Не обеспечив соблюдение требований антимонопольного законодательства при принятии решения о передаче передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, <...>, являвшийся на момент совершения правонарушения главой МО «Белогорское», главой администрации МО «Белогорское», совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения – 01.08.2014 (дата заключения договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и с несоблюдением требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Место совершения административного правонарушения – п. Белогорский Холмогорского района Архангельской области.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.

Принимая во внимание, что решение Архангельского УФАС России по делу № 46‑14 вступило в силу с момента его изготовления в полном объеме 05.02.2015, срок давности за совершение рассматриваемого административного правонарушения истекает 05.02.2016.

Объектом административного правонарушения являются требования статьи 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Несоблюдение требований антимонопольного законодательства является отражением объективной стороны правонарушения.

Субъектом указанного административного правонарушения является <...>, осуществлявший на момент совершения правонарушения полномочия главы МО «Белогорское», главы администрации МО «Белогорское», председателя Совета депутатов МО «Белогорское».

Должностное лицо является специальным субъектом административных правонарушений, статус которого характеризуется не только наличием властных полномочий, но и определенной степенью компетентности при исполнении своих должностных обязанностей. Ненадлежащее исполнение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своих обязанностей и нарушение норм антимонопольного законодательства свидетельствуют о неосторожной форме вины в совершении данного правонарушения.

 

Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело считает, что по своему характеру правонарушение в данном случае можно рассматривать как малозначительное.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

01.12.2014 Администрация МО «Белогорское» обратилась в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Пинега» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления в аренду муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения: здание котельной п. Белогорский, тепловые сети п. Белогорский, здание котельной ст. Паленьга, тепловые сети ст. Паленьга, оборудование, на срок с 01.08.2014 до вступления в действие договора аренды (концессионного соглашения), заключенного по результатам конкурса.

18.12.2014 Архангельским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Администрации МО «Белогорское» от 01.12.2014 № 213 было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Пинега» с введением следующих ограничений: установить цель предоставления муниципальной преференции – охрана здоровья граждан; установить предельный срок предоставления преференции – не ранее даты принятия антимонопольным органом решения о даче согласия на предоставление преференции и до окончания отопительного периода 2014-2015 года; в срок до 01.07.2015 Администрации МО «Белогорское» надлежит определить лицо, в пользование которого может быть предоставлено муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, с соблюдением требований, установленных главой 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» было вынесено распоряжение № 96 о передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в аренду ООО «Пинега» на срок с 19.12.2014 по 31.05.2015.

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» было заключено соглашение, в соответствии с которым договор аренды от 01.08.2014 был расторгнут 19.12.2014.

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» на основании распоряжения администрации МО «Белогорское» от 19.12.2014 № 96 между Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» был заключен договор аренды № 2, согласно которому обществу в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, согласованной с антимонопольным органом, было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, на срок с 19.12.2014 по 31.05.2015.

Решением Совета депутатов МО «Белогорское» от 26.12.2014 № 74 решение Совета депутатов МО «Белогорское» от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год», решение Совета депутатов МО «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год» признаны утратившими силу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном устранении Советом депутатов МО «Белогорское» и Администрацией МО «Белогорское» нарушения антимонопольного законодательства до момента вынесения решения по делу № 46-14.

 

Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного <...>, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, принимая во внимание, что допущенное нарушение требований антимонопольного законодательства устранено в добровольном порядке, считаю возможным освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В рассматриваемом случае предупредительные цели административного производства, определенные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, будут достигнуты возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившим.

 

Учитывая, что раннее <...> к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.9 КоАП РФ, не привлекался и, руководствуясь статьями 2.9, 14.9, 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать <...>, осуществлявшего на момент совершения правонарушения полномочия главы МО «Белогорское», виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить <...>, осуществлявшему на момент совершения правонарушения полномочия главы МО «Белогорское», устное замечание за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в необеспечении соблюдение требований антимонопольного законодательства при принятии решения о передаче передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1.

3. Производство по делу об административном правонарушении № 53адм-15 прекратить в связи объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области Л.М. Гниденко

 

 

 

 

 

Дело № 53адм-15

 


 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

об административном правонарушении № 53адм-15

 

19 августа 2015 года г. Архангельск

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Гниденко Людмила Михайловна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 53адм-15, возбужденного в отношении <...>.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 14.9 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 05.02.2015 по делу № 46-14 Совет депутатов муниципального образования «Белогорское» был признан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрация муниципального образования «Белогорское» была признана нарушившей часть 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и с несоблюдением требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Производство по делу № 46-14 было прекращено в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

05.08.2015 начальником отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России Нестеренко Е.В. составлен протокол об административном правонарушении № 53адм-15.

Согласно протоколу <...> вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, выразившегося в необеспечении соблюдения требований антимонопольного законодательства при принятии решения о передаче в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1.

Дело рассмотрено в отсутствие <...>, уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела, заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия и направившего объяснения письмом от 12.08.2015.

 

Согласно материалам дела, 08.10.2014 Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» принято решение № 65, которым было предусмотрено следующее: «В целях обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с п. 1.1 и 3.1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п. 1 ст. 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» предоставить Обществу с ограниченной ответственностью «Пинега» (ИНН 2930007104, 164563, Архангельская область, Холмогорский район, п. Белогорский, д. 1) на срок с 01 августа 2014 года по 31 декабря 2014 года муниципальную преференцию в виде передачи по договору аренды следующего муниципального имущества, необходимого для хозяйственной деятельности организаций по оказанию жилищно-коммунальных услуг по теплоснабжению: здание котельной по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, п. Белогорский, ул. Советская, д. 1, здание котельной по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, ст. Паленьга, строение № 4Е, тепловые сети п. Белогорский, тепловые сети ст. Паленьга, оборудование.

Размер преференции определен как потери бюджета в виде выпадающих доходов от разницы между суммой арендной платы и размером амортизационных отчислений.

Главе муниципального образования «Белогорское» было поручено расторгнуть договор безвозмездного пользования 06.07.2014 № 1, заключенный с ООО «Пинега», и заключить с ООО «Пинега» договор аренды муниципального имущества с даты заключения договора безвозмездного пользования.

01.08.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» был заключен договор аренды № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, а именно: здание котельной п. Белогорский; здание котельной ст. Паленьга; тепловые сети п. Белогорский; тепловые сети ст. Паленьга; котел 3; котел 4; котел СКБ; установка заточки пил; насос К 160/30; насос К 160/30; дымовая труба; станок СУС-1; напорный коллектор; котел УН-6; 2 котла; насос НС 160/45; насос СД. Срок действия договора был установлен с 01.08.2014 по 31.12.2014.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

Согласно части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1, по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Согласно части 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

Отношения, возникающие в связи с заключением договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества могут быть заключены без проведения торгов в порядке, установленном главой 5 данного закона, регламентирующей предоставление государственных или муниципальных преференций.

В силу положений части 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, указанных в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России письмом от 31.05.2010 № ИА/16692 разъяснила, что согласно результатам анализа законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федерального закона от 24.04.1995 № 46-ФЗ «О переоформлении задолженности по централизованным кредитам и начисленным по ним процентам организаций агропромышленного комплекса, а также организаций, осуществляющих завоз (хранение и реализацию) продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 757 «О дополнительных мерах государственной поддержки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 № 402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1993 № 207 «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 № 907 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, эксплуатирующим аэродромы, находящиеся в федеральной собственности и расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановления Правительства Российской Федерации от 06.12.2007 № 847 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на покрытие части расходов, связанных с функционированием отделений почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера», обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях представляет собой совокупность мер, осуществляемых федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в целях обеспечения достойной жизни населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, создания и поддержания социально гарантированных благоприятных условий жизнедеятельности населения этих регионов, и включает в себя:

1) установление гарантий и компенсаций населению этих регионов в целях возмещения дополнительных физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов и связанных с ними особенностей социально - экономического развития;

2)  создание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях льготного режима развития организациям, обеспечивающим государственные нужды в необходимой в этом регионе продукции, а также участвующим в решении социальных задач, в целях создания условий для гармоничного развития производства, социальной сферы и сохранения окружающей природной среды, опережающего развития объектов инфраструктуры, в первую очередь связи и транспорта. В рамках данного направления осуществляется:

-  предоставление организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

- финансовая поддержка завоза продукции (товаров) в районы с ограниченными сроками завоза продукции (товаров),

- предоставление кредитов на льготных условиях организациям и предпринимателям, создающим новые рабочие места.

3)  сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера. В целях развития традиционных образа жизни, природопользования, форм социальной организации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предусматривается:

- строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования и коммунально-бытового назначения в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера;

- предоставление дотаций, льгот по налогообложению организациям, занимающимся традиционными видами деятельности коренных малочисленных народов Севера, с преимущественным составом работающих из числа этих народов.

4)  оптимизация численности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В этих целях, в том числе, для снижения нагрузки на инфраструктуру, с учетом складывающейся в регионе демографической ситуации и реальных миграционных потоков, создаются условия для привлечения необходимых специалистов на Север. Также обеспечивается участие государства в строительстве и приобретении жилья для граждан, выезжающих с Севера, целевыми капитальными вложениями, предоставлением субсидий, а также ссуд и кредитов на льготных условиях.

Возможность предоставления муниципального имущества в аренду, в том числе имущества, предназначенного для теплоснабжения в перечень вышеперечисленных мер не входит и нормами законодательства Российской Федерации, регулирующего различные аспекты обеспечения жизнедеятельности населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не предусмотрена.

Таким образом, передача в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, не соответствует цели обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Предоставление преференции в целях, не предусмотренных частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», является нарушением порядка предоставления государственной или муниципальной преференции, установленного главой 5 данного закона, и противоречит требования пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 «О бюджете муниципального образования «Белогорске» на 2014 год» фактически предусмотрено предоставление муниципального имущества в натуре в соответствии с решением о бюджете.

На основании статьи 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, которые в соответствии со статьей 2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям кодекса.

Статьей 184.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации установлено, что в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, и не предусмотрено включение иных положений, кроме касающихся распределения денежных средств.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает соответствующие бюджетные ассигнования, например, предоставление средств из бюджетов при выполнении условий, предоставление субсидий и т.п.

При этом, возможность предоставления средств из бюджетов при выполнении условий (статья 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации), предоставления субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) требует наличия соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих критерии отбора и порядок предоставления средств.

Закон (решение) о бюджете, а также нормативные правовые акты, устанавливающие критерии отбора и порядок предоставления бюджетных средств, должны соответствовать требованиям антимонопольного законодательства, в т.ч. статье 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации также устанавливает, что доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Предоставление преференции на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете предполагает их предоставление в денежной форме.

Имущество должно находиться в имущественной казне муниципального образования.

В рассматриваемом же случае на основании нормативного правового акта муниципального образования «Белогорское» о бюджете было принято решение не только о предоставлении имущественных льгот, но и передача прав пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, для которого законодательством установлен иной порядок распоряжения.

С учетом изложенного порядок предоставления государственной или муниципальной преференции, установленный главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Собранием депутатов МО «Белогорское» не соблюден, соответственно, данное обстоятельство не может быть расценено в качестве исключения, позволяющего заключать договор аренды муниципального имущества без проведения торгов.

Кроме того, возможность предоставления муниципального имущества в аренду в качестве преференции осуществляется с предварительного согласия антимонопольного органа, которое Советом депутатов МО «Белогорское» в установленном порядке на момент принятия решения от 08.10.2014 № 65 получено не было.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 данного закона.

Под теплоснабжением понимается обеспечение тепловой энергией и (или) теплоносителем покупателей, в том числе поддержание тепловой мощности. В качестве теплоснабжающей организации может выступать лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии или тепловыми сетями в данной системе теплоснабжения. При этом положение хозяйствующего субъекта на рынке производства тепловой энергии напрямую зависит от наличия у него устройств, предназначенных для выработки тепловой энергии. Услуги передачи тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Доступ на рынок услуг теплоснабжения обусловлен приобретением права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для теплоснабжения (котельные, тепловые сети и т.п.).

Основополагающие для антимонопольного регулирования понятия не исключают случаи, когда необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает именно при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Предоставление в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, без проведения соответствующего конкурса может привести к недопущению и (или) устранению конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения МО «Белогорское»».

В то же время, проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ к государственному и муниципальному имуществу для всех заинтересованных лиц и соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать имущество на наиболее выгодных условиях. Кроме того, поскольку передача объектов коммунальной инфраструктуры в пользование затрагивает общественные интересы, проведение торгов обеспечивает выбор наиболее эффективного правообладателя.

20.10.2014 на сайте http://torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 201014/0912973/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения (здания котельных с оборудованием и тепловые сети), находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуг теплоснабжения потребителям на территории муниципального образования «Белогорское». Объектом конкурса являлось муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения: здание котельной в п. Белогорский, общая площадь здания - 318,2 кв. м., здание котельной на ст. Паленьга, общая площадь здания - 319,9 кв. м., оборудование и тепловые сети. На участие в конкурсе было подано 5 заявок: от ООО «Северный край», индивидуального предпринимателя Субботина Ю.В., ООО «Пинега», ООО «Фарватер», ООО «Редикс».

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии хозяйствующих субъектов, заинтересованных в получении прав пользования в отношении муниципального имущества МО «Белогорское», предназначенного для теплоснабжения.

С учетом изложенного, Советом депутатов муниципального образования «Белогорское» нарушены требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в принятии решения 08.10.2014 № 65, предусматривающего передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Администрацией МО «Белогорское» нарушены требования части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно статье 12 Устава МО «Белогорское» глава МО «Белогорское» возглавляет администрацию МО «Белогорское» и исполняет полномочия председателя Совета депутатов МО «Белогорское».

Не обеспечив соблюдение требований антимонопольного законодательства при принятии решения о передаче передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1, <...>, являвшийся на момент совершения правонарушения главой МО «Белогорское», главой администрации МО «Белогорское», совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения – 01.08.2014 (дата заключения договора аренды от 01.08.2014 № 1, согласно которому в аренду ООО «Пинега» было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, без проведения конкурса и с несоблюдением требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Место совершения административного правонарушения – п. Белогорский Холмогорского района Архангельской области.

В соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.

Принимая во внимание, что решение Архангельского УФАС России по делу № 46‑14 вступило в силу с момента его изготовления в полном объеме 05.02.2015, срок давности за совершение рассматриваемого административного правонарушения истекает 05.02.2016.

Объектом административного правонарушения являются требования статьи 15 и 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Несоблюдение требований антимонопольного законодательства является отражением объективной стороны правонарушения.

Субъектом указанного административного правонарушения является <...>, осуществлявший на момент совершения правонарушения полномочия главы МО «Белогорское», главы администрации МО «Белогорское», председателя Совета депутатов МО «Белогорское».

Должностное лицо является специальным субъектом административных правонарушений, статус которого характеризуется не только наличием властных полномочий, но и определенной степенью компетентности при исполнении своих должностных обязанностей. Ненадлежащее исполнение лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, своих обязанностей и нарушение норм антимонопольного законодательства свидетельствуют о неосторожной форме вины в совершении данного правонарушения.

 

Вместе с тем, должностное лицо, рассматривающее дело считает, что по своему характеру правонарушение в данном случае можно рассматривать как малозначительное.

Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

01.12.2014 Администрация МО «Белогорское» обратилась в антимонопольный орган с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Пинега» в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде предоставления в аренду муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения: здание котельной п. Белогорский, тепловые сети п. Белогорский, здание котельной ст. Паленьга, тепловые сети ст. Паленьга, оборудование, на срок с 01.08.2014 до вступления в действие договора аренды (концессионного соглашения), заключенного по результатам конкурса.

18.12.2014 Архангельским УФАС России по результатам рассмотрения заявления Администрации МО «Белогорское» от 01.12.2014 № 213 было принято решение о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Пинега» с введением следующих ограничений: установить цель предоставления муниципальной преференции – охрана здоровья граждан; установить предельный срок предоставления преференции – не ранее даты принятия антимонопольным органом решения о даче согласия на предоставление преференции и до окончания отопительного периода 2014-2015 года; в срок до 01.07.2015 Администрации МО «Белогорское» надлежит определить лицо, в пользование которого может быть предоставлено муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, с соблюдением требований, установленных главой 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» было вынесено распоряжение № 96 о передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, в аренду ООО «Пинега» на срок с 19.12.2014 по 31.05.2015.

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» было заключено соглашение, в соответствии с которым договор аренды от 01.08.2014 был расторгнут 19.12.2014.

19.12.2014 Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» на основании распоряжения администрации МО «Белогорское» от 19.12.2014 № 96 между Администрацией МО «Белогорское» и ООО «Пинега» был заключен договор аренды № 2, согласно которому обществу в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, согласованной с антимонопольным органом, было передано муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, на срок с 19.12.2014 по 31.05.2015.

Решением Совета депутатов МО «Белогорское» от 26.12.2014 № 74 решение Совета депутатов МО «Белогорское» от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год», решение Совета депутатов МО «Белогорское» от 08.10.2014 № 65 «О внесении изменений в решение от 25.07.2014 № 58 «О внесении дополнений в решение от 25.12.2013 № 42 «О бюджете муниципального образования «Белогорское» на 2014 год» признаны утратившими силу.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о добровольном устранении Советом депутатов МО «Белогорское» и Администрацией МО «Белогорское» нарушения антимонопольного законодательства до момента вынесения решения по делу № 46-14.

 

Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного <...>, учитывая обстоятельства совершения правонарушения, принимая во внимание, что допущенное нарушение требований антимонопольного законодательства устранено в добровольном порядке, считаю возможным освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В рассматриваемом случае предупредительные цели административного производства, определенные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, будут достигнуты возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившим.

 

Учитывая, что раннее <...> к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.9 КоАП РФ, не привлекался и, руководствуясь статьями 2.9, 14.9, 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать <...>, осуществлявшего на момент совершения правонарушения полномочия главы МО «Белогорское», виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. На основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объявить <...>, осуществлявшему на момент совершения правонарушения полномочия главы МО «Белогорское», устное замечание за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в необеспечении соблюдение требований антимонопольного законодательства при принятии решения о передаче передачу в аренду ООО «Пинега» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, на срок с 01.08.2014 до 31.12.2014 без проведения конкурса, и предоставление муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и при заключении с ООО «Пинега» договора аренды от 01.08.2014 № 1.

3. Производство по делу об административном правонарушении № 53адм-15 прекратить в связи объявлением устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области Л.М. Гниденко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны