Решение №04-05/3043 См.файл от 2 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 217оз-22

029/06/42-765/2022

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич»

163001, г. Архангельск, ул. Суворова,1

E-mail: otdzak@list.ru, pokatilova.nv@mail.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского,

д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Савир»

454071, г. Челябинск, ул. Шуменская, дом 6, квартира 135

E-mail: savir-74@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

30 августа 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Коротковой И.Ю. (доверенность от 29.04.2022 №76-Д);

Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

23 августа 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Савир» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (извещение №0124200000622004855).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.08.2022 № б/н.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 26.08.2022 № 314-05-570.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

22.08.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622004855 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 11 168 299,35 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

29.08.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте опубликована информация о решении Заказчика об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.08.2022 №ИО1.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении установлены необоснованные показатели характеристик товара, а именно: нет надлежащего обоснования потребности в дополнительных характеристиках товаров, не установленных КТРУ. Кроме того, обоснование, которое Заказчик привел в Извещении, не содержит ссылки на пункты санитарных правил, методических рекомендаций и других действующих нормативных документов.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правила следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В Извещении Заказчиком установлены следующие коды КТРУ:

  1. 20.20.14.000-00000005 (для позиций 1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 20, 21, 22, 28, 29 таблицы с характеристиками закупаемых товаров (далее – Таблица), которая содержится в файле «Описание объекта закупки в соответствии с …», размещенного в составе Извещения и являющийся неотъемлемой его частью) – наименование товара, работы, услуги по КТРУ – «Средство дезинфицирующее»;
  2. 20.20.14.000-00000007 (для позиций 5, 9 Таблицы) – наименование товара, работы, услуги по КТРУ – «Средство дезинфицирующее»;
  3. 20.20.14.000-00000009 (для позиций 6 Таблицы) – наименование товара, работы, услуги по КТРУ – «Средство дезинфицирующее»;
  4. 20.20.14.000-00000002 (для позиций 11 Таблицы) – наименование товара, работы, услуги по КТРУ – «Средство дезинфицирующее»;
  5. 20.20.14.000-00000006 (для позиций 16 Таблицы) – наименование товара, работы, услуги по КТРУ – «Средство дезинфицирующее».

КТРУ содержит следующие характеристики товаров, обязательные для применения:

  1. 20.20.14.000-00000005 – форма выпуска: жидкость;
  2. 20.20.14.000-00000007 – форма выпуска: салфетка;
  3. 20.20.14.000-00000009 – форма выпуска: таблетка;
  4. 20.20.14.000-00000002 – форма выпуска: гель;
  5. 20.20.14.000-00000006 – форма выпуска: порошок.

В файле «Описание объекта закупки в соответствии с …» содержится обоснование необходимости установления дополнительных характеристик: «*В связи с тем, что характеристики Товара, указанные в КТРУ не позволяют определить соответствие Товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об уточнении описания технических характеристик Товара, имеющих существенное значение для Заказчика.

** Соответствие ГОСТ 25644, 32479

*** Участник закупки может представить конкретное значение с указанием погрешности, конкретное значение без указания погрешности, конкретное значение с учетом погрешностей».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель и Уполномоченного органа пояснил, что действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

Представитель Заказчика в письменных объяснениях, направленных письмом от 25.08.2022 №б/н, отметил, что Заказчик самостоятельно принимает решение о способе и форме обоснования. Кроме того дополнительно Заказчиком сделана ссылка на ГОСТ 25644 «Межгосударственный стандарт. Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования» и ГОСТ 32479 «Межгосударственный стандарт. Средства для стирки. Общие технические условия». Заказчик считает, что ссылки на ГОСТ так же являются достаточным обоснованием установления дополнительных характеристик. Функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки сформулированы с учетом Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», СанПиН 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), «МУ 3.5.1.3674-20. 3.5.1. Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи. Методические указания», ГОСТ Р 56990-2016 «Национальный стандарт РФ химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности».

Комиссия Архангельского УФАС России, проанализировав материалы дела, заслушав доводы представителя Уполномоченного органа, приходит к выводу о том, сто Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145. В описании объектов закупки дополнительные характеристики имеют обоснование применения.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений.

Следовательно, описание объекта закупки выполнено Заказчиком с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, вышеизложенный довод жалобы не находит своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Савир» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны