Решение б/н Решение и предписание по делу №08т-13 (жалоба ОАО «Соломбаль... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе Бугаев Д.В., Красильникова Е.И., Шахов А.Ю., Касаткин В.В.,

при участии в заседании представителей:

Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области – <…>,

ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» - <…>,

ОАО «Северное речное пароходство» - <…>,

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» жалобу ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» на действия Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области при организации открытого аукциона № 55 по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей протока Кузнечиха р. Северная Двина,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Рассмотрение жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

07 февраля 2013 года в Архангельское УФАС России  поступила жалоба ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» от 06.02.2013 № 01-173 на действия Агентства природных ресурсов и экологии Архангельской области при организации открытого аукциона № 55 по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей протока Кузнечиха р. Северная Двина.

Заявитель полагает, что размещение организатором аукциона в составе аукционной документации (пункт 8.4.2. проекта договора водопользования)  требований  о согласовании водопользователем размещения сооружений на судоходном фарватере с Федеральным агентством морского и речного транспорта, капитаном морского порта Архангельск и федеральным органом исполнительной власти в области обороны незаконно и нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок организации аукциона.

В заседании комиссии представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, указав, что порядок создания и эксплуатации сооружений и установок во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2000 № 44. Так, создание, эксплуатация и использование сооружений и установок осуществляется на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к морскому побережью.  Заявитель считает достаточным наличие указанного разрешения для размещения и эксплуатации сооружений, а необходимость получения согласований, указанных в пункте 8.4.2. проекта договора водопользования, излишней. Кроме того, ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» полагает, что в функции капитана порта не входит согласование размещения сооружений на судоходном фарватере.

 

Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области с жалобой не согласилось.

В заседании комиссии представитель организатора торгов сообщил, что указанные в пункте 8.4.2 договора водопользования условия водопользования внесены в соответствии с письмом Администрации морского порта Архангельск от 29.11.2012 № 04/1-10/264.

В случаях использования акватории в границах морского порта учитываются требования Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от  30.04.1999 № 81-ФЗ, Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 261-ФЗ.

В соответствии с пунктом 21 приказа Минтранса России от 19.12.2006 № 156 «Об утверждении положения о капитане морского порта» к компетенции капитана порта относится принятие решения о проведении (приостановлении) в морском порту строительных, гидротехнических и иных работ.

Необходимость получения согласований, указанных в пункте 8.4.2 договора водопользования, предусмотрена статьями 76, 82 Кодекса торгового мореплаванья Российской Федерации.

 

Представители ОАО «Северное речное пароходство» поддержали доводы представителей ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат», также указав, что в соответствии со статей 82  Кодекса торгового мореплаванья Российской Федерации согласованию подлежит строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей, а не эксплуатация сооружений.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу с учетом следующего.

18.12.2013 на сайте www.dvinaland.ru было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона № 55 по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей протока Кузнечиха р. Северная Двина.

Организатором аукциона выступило Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области.

Предметом аукциона является право на заключение договора водопользования. Предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматривается разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Разделом 8 проекта договора водопользования, входящего в состав аукционной документации, установлены следующие условия водопользования:

- использование акватории водного объекта для плавательных средств и сооружений, предусматривающее разметку границ и (или) иное обустройство акватории (пункт 8.1);

- использование акватории с применением плавательных средств и сооружений при наличии документов технического освидетельствования, годности к эксплуатации (пункт 8.2).

- соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе водного объекта. Ширина водоохраной зоны – 200 м, прибрежной защитной полосы в зависимости от уклона берега 30-50 м. Ширина рыбоохранной зоны - 100 м (пункт 8.3).

-  соблюдение требований, установленных при согласовании условий использования водного объекта, в том числе:

Двинско-Печорским территориальным управлением Росрыболовства: письмом от 15.11.2012 № 06-10/4441 требования не установлены (пункт 8.4.1);

ФГУ «Администрация морского порта Архангельск» (письмо от 29.11.2012 № 04/1‑10/264) (пункт 8.4.2):

- соблюдение ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта Законом о морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007г. № 261-ФЗ;

- размещение сооружений на судоходном фарватере согласовать с Федеральным агентством морского и речного транспорта, капитаном морского порта Архангельск и федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

 

В соответствии со статей 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.

На основании пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование.

Таким образом, включение в договор водопользования условий, связанных с установлением ограничений и запретов в отношении использования водного объекта, должно быть предусмотрено соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2000 № 44.

На основании пункта 5 Порядка создание, эксплуатация и использование искусственных островов, сооружений и установок осуществляются на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Согласно пункту 11 Порядка выдача разрешений осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территория которого прилегает к морскому побережью, только при наличии предусмотренного федеральными законами положительного заключения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, имеющих отношение к созданию, эксплуатации и использованию искусственных островов, сооружений и установок.

При этом, в силу пункта 14 Порядка заявители, получившие разрешение, обязаны выполнять законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, применимые к внутренним морским водам и территориальному морю Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 82 Кодекса торгового мореплаванья Российской Федерации строительство в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, а в случаях, предусмотренных абзацем одиннадцатым статьи 76 Кодекса, с капитаном морского порта.

Согласно абзацу 11 статьи 76 Кодекса торгового мореплаванья Российской Федерации на капитана морского порта возлагается осуществление функций по обеспечению в морских портах безопасности мореплавания и порядка, в частности выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества и проведение в порту строительных, гидротехнических и иных работ.

Рассматриваемым проектом договора водопользования водопользователю вменяется в обязанность получение согласования размещения сооружений на судоходном фарватере с Федеральным агентством морского и речного транспорта, капитаном морского порта Архангельск и федеральным органом исполнительной власти в области обороны, в то время как действующим законодательством необходимость согласования с указанными органами предусмотрена  в случае строительства в зоне действия средств навигационной обстановки морских путей.

Формирование условий договора водопользования должно быть основано не только на полномочиях государственных органов и должностных лиц, но и на установленной законом обязанности для физических и юридических лиц по получению соответствующих согласований.

Согласно документации об аукционе предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматривается разметка границ акватории, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Проведение аукциона предполагает, что до начала его проведения невозможно определить лицо в пользование которого будет предоставлен водный объект, а также виды предполагаемых к использованию плавательных средств и сооружений.

Таким образом, использованная в проекте договора водопользования формулировка «размещение сооружений на судоходном фарватере согласовать с Федеральным агентством морского и речного транспорта, капитаном морского порта Архангельск и федеральным органом исполнительной власти в области обороны» не предусмотрена соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.

Соответственно, организатором аукциона при подготовке договора водопользования и формировании его условий не соблюдены требования пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.

В любом случае, вне зависимости от условий договора водопользования, деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, влечет необходимость соблюдения соответствующих требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.

 

Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат» обоснованной.

2. Признать Агентство природных ресурсов и экологии Архангельской области нарушившим требования пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, при организации открытого аукциона № 55 по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей протока Кузнечиха р. Северная Двина.  Правонарушение выразилось в установлении пунктом 8.4.2 проекта договора водопользования в качестве условия водопользования ограничения: «размещение сооружений на судоходном фарватере согласовать с Федеральным агентством морского и речного транспорта, капитаном морского порта Архангельск и федеральным органом исполнительной власти в области обороны», в такой формулировке, которая не предусмотрена соответствующими нормами законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.

3. Выдать организатору аукциона – Агентству природных ресурсов и экологии Архангельской области предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно: внести изменения в аукционную документацию, обеспечив соблюдение требований пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.

Предписание исполнить в срок до 25.03.2013.

Об исполнении предписания сообщить в Архангельское УФАС России в срок до 25.03.2013, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

 

 

В.В. Касаткин

ПРЕДПИСАНИЕ

19 февраля 2013 года                                                                                                г. Архангельск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель управления

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Касаткин В.В.

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 19.02.2013 по делу № 08т-13 о нарушении Агентством природных ресурсов и экологии Архангельской области требований пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, при организации открытого аукциона № 55 по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей протока Кузнечиха р. Северная Двина,

 

ПреДПИСЫВАЕТ:

 

Организатору аукциона – Агентству природных ресурсов и экологии Архангельской области совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно: внести изменения в аукционную документацию открытого аукциона № 55 по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей протока Кузнечиха р. Северная Двина, обеспечив соблюдение требований пункта 6 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230.

Предписание исполнить в срок до 25.03.2013.

 

Об исполнении предписания сообщить в Архангельское УФАС России в срок до 25.03.2013, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

 

 

А.Ю. Шахов

 

 

В.В. Касаткин

                                                                                                                                                               

Связанные организации

Связанные организации не указаны