Решение б/н необ от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

20 июня 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: 

Уполномоченного учреждения: 

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

10 июня 2024 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее – Заказчик), Уполномоченного учреждения – ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку периферийного оборудования и средств вычислительной техники для обеспечения деятельности базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (извещение №32413669104).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в связи с установлением в Техническом задании требований к товару по позиции 2 «Ноутбук», которые не позволяют поставить эквивалентный товар (програмное обеспечение).

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 18.06.2024 № 674.

Уполномоченное учреждение не согласно с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 17.06.2024 № 44.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, Заказчиком принято Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум», утвержденное Наблюдательным советом ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (протокол №12 от 12.04.2024) (далее – Положение о закупках).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Между Уполномоченным учреждением и Заказчиком заключено соглашение о передаче ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» полномочий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в соотвествии с ФЗ «О закупках». На основании указанного соглашения ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» переданы полномочия Заказчика по осуществлению закупок в соответствии с ФЗ «О закупках» с использованием конкурентных способов закупок продусмотренных Положением о закупках.

03.06.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413669104 и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку периферийного оборудования и средств вычислительной техники для обеспечения деятельности базовой профессиональной образовательной организации, обеспечивающей поддержку инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 2 355 936,67 рублей.

Заявитель в своей жалобе указал, что техническое задание документации о закупке содержит требования к товару по позиции «Ноутбук» о предустановленноем лицензионном ПО экранного доступа Fusion 2023 Pro и ПО ElNotes, которые не позволяют поставить эквивалентный товар. При требуемых Заказчиком технических характеристик ноутбука установка программного обеспечения Fusion 2023 Pro невозможна. Заявитель считает, что ПО SuperNova Magnifier & Screen Reader и ПО Круст.Заметки являются аналогичным программным обеспечением.

В силу пункта 3 части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объеме выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 указанного Федерального закона (при необходимости).

Согласно пунктам 1 и 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные положения содержатся в пункте 60 главы 1 раздела V Положения о закупке.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О закупках» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О закупках» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Так, в составе документации о закупке содержится Техническое задание, в котором указаны требования к характеристикам товара по позиции 2 «Ноутбук», в том числе:

- предустановленное лицензионное ПО ElNotes *: Наличие.

- предустановленное лицензионное ПО экранного доступа Fusion 2023 Pro*: Наличие.

В Техническом задании имеется сноска: * «Эквивалент недопустим согласно подпункту а) пункта 3 части 6.1. статьи 3 ФЗ-223: несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми сублицензиатом».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил следующее.

В 2021 году Архангельская область стала победителем конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации, на предоставление в 2024 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 года № 363.

В целях исполнения гранта Учреждению необходимо осуществить закупку специального учебного и реабилитационного оборудования с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с перечнем оборудования, указанным в документации о закупке. Для определения перечня оборудования и его технических характеристик учреждением осуществлялся поиск поставщиков и производителей в сети «Интернет». По результатам поиска учреждением сделаны запросы в организации по предоставлению коммерческих предложений. На основании коммерческих предложений (содержатся в материалах дела), предоставленных тремя разными организациями, учреждением сделан расчет начальной (максимальной) цены договора.

Документация о закупке разрабатывалась Заказчиком, исходя из потребностей людей с ограниченными возможностями. Таким образом, совокупность технических характеристик, указанных в документации о закупке обусловлена спецификой применения товара и составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения закупки для поставки, полностью соответствовал текущим потребностями Заказчика и нуждам конечных пользователей товара. Кроме того, при описании объекта закупки учитывалось наличие в эксплуатации у заказчика лицензионного ПО ELNotes и лицензионного ПО экранного доступа Fusion2023Pro.

Данное программное обеспечение используется педагогическими работниками при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и при проведении курсов повышения квалификации для работников техникумов и колледжей региона с 2022 года. Технические требования к ноутбукам в закупке являются оптимальными для задач заказчика. Кроме того, ноутбуки с такими же характеристиками уже эксплуатируются у заказчика с программным обеспечением ELNotes и экранного доступа Fusion2023Pro.

При анализе ПО SuperNova Magnifier & Screen Reader и ПО Круст.Заметки Заказчиком установлено, что данное программное обеспечение не соответствует потребности Заказчика, так как у данного ПО отсутствуют следующие функции:

ПО SuperNova Magnifier & Screen Reader: - чтение web-страницы в правильном порядке; - возможност читать страницы целиком, по словам, строкам и предложениям;
- навигация по тексту: клавиши навигации позволяют перемещаться по символам, словам, строкам, предложениям и абзацам, в том числе и во время выделения текста; - эхо ввода: возможность выбрать чтение символов, слов или как символов, так и слов, что увеличивает скорость и точность набора текста; - эхо мыши: читает текст, находящийся под указателем мыши, причём можно выбрать чтение слова или целой строки; - 8 режимов увеличения экрана, включая полноэкранный, наложение, линзу, линию и привязку к четырём краям экрана; - улучшенные цвета при увеличении: окраска, двухцветные режимы и замена проблемных цветов; - поддержка подключения web-камер высокой чёткости для увеличения и просмотра печатных изображений непосредственно на экране компьютера, включая фотографии, журналы, этикетки лекарств и др.

ПО Круст.Заметки: - возможность настройки битрейта для голосовых заметок (до 128 кбит/сек); - возможность ограничения продолжительности записи голосовых заметок (с шагом 1 мин); - возможность настройки скорости воспроизведения голосовых заметок (в процентах, в диапазоне от 50 до 300); - возможность работы программы в фоновом режиме; - возможность создания списка категорий заметок; - возможность фильтрации отображаемых заметок: (только голосовые заметки, только текстовые заметки, все заметки); - возможность сортировки заметок по двум критериям: по имени и по дате последнего изменения; - возможность копирования содержимого текстовой заметки; - возможность копирования названия голосовой заметки; - возможность переименования заметки; возможность изменения категории ранее созданной заметки; - возможность поиска по заметкам и по тексту заметок; - наличие области просмотра текстовой заметки, содержащей категорию, название и текст заметки, а также возможность изменения этих данных;
-наличие области просмотра голосовой заметки, содержащей плеер для прослушивания заметки, с возможностью изменения скорости воспроизведения, громкости и положения по времени; - наличие предупреждения о невозможности создания голосовой заметки в случае отсутствия аппаратного обеспечения (микрофона) на ПК.

Кроме того, под требования Технического задания подходят ноутбуки нескольких производителей: Rikor и HP.

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного учреждения, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018. Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), ФЗ «О закупках» не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Документация о закупке не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации о закупке и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе не представил подтверждения невозможности установки программного обеспечения Fusion 2023 Pro на ноутбуки с характеристиками, указанными в техническом задании. Доказательств в подтверждение своих доводов Заявитель не направил.

Включение в техническое задание именно таких характеристик товара, обусловлено его спецификой, Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в документации о закупке требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений.

Поскольку требования, установленные Заказчиком в Техническом задании, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений ФЗ «О закупках» отсутствуют.

Таким образом, доводы Заявителя является необоснованным.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО «СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ» необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии 

Члены Комиссии 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны