Решение №04-05/2419 решение 33юл-20 от 8 апреля 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 33юл-20 029/07/3-404/2020 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): АО «ЦС «Звездочка» Архангельская область, г. Северодвинск, пр. Машиностроителей, д. 12 Е-mail: info@star.ru, dykomenko@star.ru Оператор электронной площадки: ООО «АСТ ГОЗ» 117393, г.Москва, ул.Профсоюзная, д.78, стр.1 Е-mail: info@astgoz.ru Заявитель: ООО "Компания Энергоремонт" 107140, г.Москва, ул. Краснопрудная, д.12/1, строение 1, эт.3, пом15,17, ком 8 E-mail: office@enremkol.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
08 апреля 2020 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель |
- |
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Малышева О.С. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Чирова Л.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Толстова А.А. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Член комиссии |
- |
Фарманова И.М. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: Агафонова А.В. (доверенность от 06.04.2020 №06/04/2020);
Заказчика: Дыкоменко А.Л. (доверенность от 17.01.2020 № 565/25-Д), Пестова Н.А. (доверенность № 545/71-Д);
УСТАНОВИЛА:
30 марта 2020 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания Энергоремонт" (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «ЦС «Звездочка» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение ремонта и технического обслуживания двигателей типа 2Д42 судов СФ (извещение №32008905905).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
АО «Центр судоремонта «Звездочка» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Центр судоремонта «Звездочка», одобренное Решением Совета директоров АО «ЦС «Звездочка» (протокол № 303 от 26.12.2018) (далее – Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
20.02.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещены извещение (№32008905905) и документация о проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение ремонта и технического обслуживания двигателей типа 2Д42 судов СФ (далее – документация).
Начальная (максимальная) цена договора – 29 940 000,00 руб.
02.03.2020 были внесены изменения в извещение и в документацию.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участнику закупки, а именно: в пункте 4.1.15 «Дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора» раздела 4 «Информационная карта» документации - 4) Необходимый для выполнения работ ЗиП, либо подтверждение завода-изготовителя о безусловной поставке ЗиП в обеспечение выполнения работ.
Также в пункте 4.1.16 «Документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям» - 4) Письмо за подписью руководителя предприятия и ВП МО РФ о наличии ЗиП для выполнения работ, являющихся предметом закупки, либо копию действующего договора с заводом изготовителем двигателей типа 2Д42 на поставку ЗиП, либо подтверждение (согласие) завода-изготовителя двигателей типа 2Д42, на поставку ЗиП под выполнение работ, являющихся предметом закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно пункту 2 части В.3.1.3 и части В.3.1.4 Положения о закупке в извещении и документации о проведении запроса предложений заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений.
В пункте 4.1.15 «Дополнительные (специальные и/или квалификационные) требования к наличию у участника специальных допусков и разрешений, установленных в соответствии с законодательством и касающихся исполнения обязательств по предмету договора» раздела 4 «Информационная карта» документации установлено следующее: «4) Необходимый для выполнения работ ЗиП, либо подтверждение завода-изготовителя о безусловной поставке ЗиП в обеспечение выполнения работ».
В пункте 4.1.16 документации установлены документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, а именно: «4) Письмо за подписью руководителя предприятия и ВП МО РФ о наличии ЗиП для выполнения работ, являющихся предметом закупки, либо копию действующего договора с заводом изготовителем двигателей типа 2Д42 на поставку ЗиП, либо подтверждение (согласие) завода-изготовителя двигателей типа 2Д42, на поставку ЗиП под выполнение работ, являющихся предметом закупки».
Из письменных объяснений Заказчика следует, что в рамках ГОЗ-2019 с ООО "Компания Энергоремонт" заключен договор от 24.06.2019 на выполнение работ по техническому обслуживанию дизелей производства АО «Коломенский завод» со сроком исполнения 31.12.2019. По данному контракту работы не завершены в полном объеме, информация о сроках поставки ЗиП на корабли отсутствует.
В материалы дела представлено письмо от 20.01.2020 №63/40 АО «Коломенский завод», в котором указано, что выпуск продукции на 2020 год для ООО "Компания Энергоремонт" не предусмотрен.
В соответствии с информацией с официального сайта АО «Коломенский завод» (раздел «Продукция – Запасные части») «ОАО «Коломенский завод» является основным производителем оригинальных запасных частей к дизелям типа Д42 размерности 30/38…».
Также Заказчик пояснил, что дизельные двигатели были разработаны АО «Коломенский завод» по заказу Министерства обороны, данное предприятие является держателем подлинников конструкторской документации и единственным их изготовителем на сегодняшний день.
Следовательно, установление вышеуказанных дополнительных требований Заказчиком не противоречит ФЗ «О закупках» и Положению о закупках.
Таким образом, довод является необоснованным.
2. Также Заявитель в жалобе указывает на то, что дополнительные требования к участнику закупки не согласуются с условиями проекта договора.
Частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В проекте договора установлено следующее: «5.10 Исполнитель, при выполнении Работ по настоящему Договору, самостоятельно, по согласованию с ВП МО РФ, приобретает ЗИП и/или иные материальные ресурсы, необходимые ему для выполнения этих Работ. При этом Исполнитель несет ответственность за качество приобретенных ЗИП и/или иных материальных ресурсов, которые будут им использованы в ходе выполнения Работ. Необходимый Исполнителю для выполнения Работ по настоящему Договору ЗИП может быть предоставлен ему Получателем…
5.11. В случае закупки и поставки Исполнителем ЗИП импортного производства….
5.12. При выполнении Работ на надводных кораблях и судах Северного флота допускается применение запасных частей, снятых с производства или ранее производимых за рубежом и не имеющих отечественных аналогов, в том числе с истекшими сроками хранения и службы, или с отсутствующими сопроводительными документами….».
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что установленные дополнительные требования к участникам закупки, изложенные в первом доводе, противоречат пунктам 5.10, 5.11 и 5.12 проекта договора.
Следовательно, направление победителю проекта договора на условиях, не предусмотренных документацией о закупке противоречит требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», и является нарушением части 6 статьи 3 ФЗ «О закупках».
Таким образом, довод является обоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частью 2 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания Энергоремонт" обоснованной в части второго довода.
2. Признать Заказчика – АО «Центр судоремонта «Звездочка», нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 ФЗ «О закупках».
3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.С. Малышева
Л.А. Чирова
А.А.Толстова
И.М.Фарманова