Решение №04-05/2556 См.файл от 13 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 175мз-22

029/06/42-596/2022

Заказчик:

Администрация муниципального образования «Сольвычегодское»

165330, Архангельская обл.,

Котласский р-н, г. Сольвычегодск,

ул. Советская, 8

E-mail: solgrad2013@gmail.com

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель

       
       
 

РЕШЕНИЕ

08 июля 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Вантуха О.В. (доверенность от 15.06.2022 № 29 А А 1665259);

Заказчика: Шишкова С.В. (доверенность от 08.07.2022 № 11).

УСТАНОВИЛА:

04 июля 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя (далее – Заявитель) на действия заказчика – Администрации муниципального образования «Сольвычегодское» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования «Сольвычегодское». В целях приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения и предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (извещение №0124300008122000011).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.07.2022 № 925.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

31.05.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300008122000011 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в муниципальную собственность муниципального образования «Сольвычегодское». В целях приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения и предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» в рамках адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 3 294 805,20 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

03.06.2022, 27.06.2022 внесены изменения в Извещение.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик неправомерно установил в электронном файле «Наименование и описание объекта закупки» следующие характеристики объекта закупки, которые ограничивают количество участников закупки:

- в пункте 3.2 верхний предел характеристики «общая площадь квартиры без учета балконов и лоджий» – «… и не более 65,0 кв.м.»;

- в пункте 3.4 характеристику «площадь кухни».

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение об осуществлении закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Наименование и описание объекта закупки», размещенный в составе Извещения и являющегося неотъемлемой его частью, содержит таблицу, в которой содержаться характеристики товара, в том числе:

п/п

Наименование конструктивных элементов объекта, характеристики объекта

Описание конструктивных элементов объекта, характеристики объекта

3

Основные технико-экономические показатели

3.2

общая площадь квартиры

без учета балконов и лоджий

Не менее 61,8 кв.м. и не более 65,0 кв.м.

..

3,4

площадь кухни

Не менее 9,3 кв.м.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требования к жилому помещению установлены, исходя из муниципальных нужд, назначения такого жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Сольвычегодское». Представитель Заказчика предоставил согласие гражданки Российской Федерации, для переселения которой Заказчик покупает квартиру, от 13.05.2022 (далее – Согласие от 13.05.2022), направленное Врио главе МО «Сольвычегодское» о том, что она «… согласна на предоставление жилого помещения в г. Котласе в рамках программы «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда на 2019-2025 г. на вторичном рынке. Площадью 61,8 м2 не менее 3-х комнат. …». Указанное согласие не содержит информации относительно желаемой площади кухни. Представитель Заказчика пояснил, что перед подготовкой и размещением Извещения, анализ рынка не проводился, наличие нескольких квартир с такими характеристиками Заказчик подтвердить не может.

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Предоставив Согласие от 13.05.2022, Заказчик подтвердил необходимость в покупке квартиры с показателем характеристики «общая площадь квартиры без учета балконов и лоджий» – «Не менее 61,8 кв.м. и не более 65,0 кв.м».

Таким образом, показатель характеристики «общая площадь квартиры без учета балконов и лоджий» – «Не менее 61,8 кв.м. и не более 65,0 кв.м» не может ограничивать количество участников, так как определен в соответствии с потребностью Заказчика на основании Согласия от 13.05.2022.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

В то же время, пункт 3.4 таблицы в файле «Наименование и описание объекта закупки» содержит показатель характеристики, ограничивающий количество участников закупки – «площадь кухни» – «Не менее 9,3 кв.м.». Указав такой показатель характеристики, что практически исключает возможность подачи предложений, соответствующих данному требованию, Заказчик ограничил количество участников закупки.

Частями 1, 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки не руководствовался объективными потребностями и не смог соблюсти условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 часть 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Внеплановая проверка данной закупки проведена в рамках рассмотрения жалобы ИП  (дело № 175мз-22 (029/06/42-596/2022)).

05.07.2022 в ЕИС размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0124300008122000011, согласно которому были поданы две заявки с идентификационными номерами 11 и 246. Заявка с идентификационным номером 11 признана соответствующей Извещению и ФЗ «О контрактной системе», а заявка с идентификационным ном 246 отклонена на основании пункта 1 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» - непредставления информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов (Несоответствие информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Приложение № 3 Описание объекта закупки п.3.2., п. 3.4. несоответствие требованиям Заказчика).

Как установлено Комиссией Архангельского УФАС России, заявка с идентификационным номером 11 подана ИП Гошевой Мариной Владимировной. В составе заявки были представлены следующие документы:

  1. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации
  3. Декларация о соответствии участника аукционным требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона;
  4. Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, конкретные показатели товара, соответствующие значениям установленным документацией об аукционе.

Между тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что приобретение недвижимого имущества для муниципальных нужд осуществляется по договору поставки товаров для муниципальных нужд.

Как следует из части 5 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные указанным параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами указанного Кодекса об этих видах договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными законами.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Статья 288 ГК РФ предусматривает, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Пунктом 1 статьи 182 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.

Гражданским законодательством предусмотрено, что доверенностью является письменный документ, оформленный надлежащим образом и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода документам, содержащий указание на наделение полномочиями по представлению одним лицом интересов другого лица или группы лиц (пункт 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденного 01.09.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации). Смысл и значение доверенности определяются содержанием статей 185 - 189 ГК РФ, то есть оформлением одним лицом другому лицу письменного уполномочия для представительства перед третьими лицами, что не предполагает перемены лиц в обязательствах.

Таким образом, действуя на основании доверенности, лицо, которому такая доверенность выдана, совершает юридически значимые действия перед третьими лицами не от собственного имени, а представляет выдавшее доверенность лицо.

Кроме того, согласно положениям пункта 4 статьи 3 и части 5 статьи 24.2 ФЗ «О контрактной системе» любое юридическое лицо или любое физическое лицо, зарегистрированное в единой информационной системе и аккредитованное на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе».

Частью 3 статьи 27 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно письму ФАС России от 07.08.2019 N АК/68293/19 физическое лицо (собственник квартиры или жилого помещения) вправе принимать участие в закупках лично либо через своего представителя (при наличии соответствующей доверенности) после аккредитации такого лица на электронной площадке в порядке, установленном ФЗ «О контрактной системе», в том числе подписывать контракт при наличии соответствующей доверенности.

В соответствии с письмом Федерального казначейства Российской Федерации от 30.11.2020 №14-00-05/24558 функционал ЕИС реализован в соответствии с нормами действующего законодательства, возможность регистрации в едином реестре участников закупки (далее – ЕРУЗ) представителя участника, являющимся физическим лицом (не являющимся индивидуальным предпринимателем) не предусмотрена.

Согласно письму ФАС России от 20.02.2021 № ПИ/12688/21 в случае участия в закупке Собственника через своего Представителя, заявка на участие в закупке, подается Представителем от имени и в интересах Собственника, при этом непосредственное участие Собственника в закупке осуществляется через Представителя.

Как следует из представленных документов, заявка на участие подана ИП Гошевой Мариной Владимировной, аккредитованной на электронной площадке.

Вместе с тем, ИП Гошевой Мариной Владимировной в составе заявки не были представлены документы, свидетельствующие о том, что данное лицо действует от имени и в интересах третьего лица, как и не предоставлены документы, что предлагаемый товар находится в собственности.

Подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с указанным Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 указанного Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Следовательно, аукционная комиссия неправомерно признала заявку Индивидуального предпринимателя Гошевой Марины Владимировны соответствующей Извещению и ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, аукционная комиссия нарушила подпункт «а» пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 указанного Федерального закона.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0124300008122000011 размещен в ЕИС 05.07.2022. На момент рассмотрения (08.07.2022, 10 часов 00 минут) жалобы №175мз-22 проект контракта не размещен в ЕИС.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя обоснованной.

2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования «Сольвычегодское», нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе».

3. Признать аукционную комиссию, созданную Заказчиком, нарушившей подпункт «а» пункта 1 части 5 статьи 49 ФЗ «О контрактной системе».

3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.


Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны