Решение б/н частично обоснована от 25 января 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 1юл-22 029/07/3-8/2022 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство по уборке города» 163002 г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 12, корп. 2 Е-mail: 101@sah29.ru, 109@sah29.ru Оператор электронной площадки: АО «Сбербанк-АСТ» 119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9 E-mail: ko@sberbank-ast.ru Заявитель: ООО "Рубеж" 163000, Архангельск, ул.Кировская, д.2 E-mail: ip.adonieva@gmail.com |
||||||
РЕШЕНИЕ
19 января 2022 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Малышева О.С. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Титова О.Е. |
Заместитель начальника отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: Адоньевой Е.А. (доверенность от 17.01.2022);
Заказчика: Бакшанова Н.С. (доверенность от 02.08.2021 № 21);
УСТАНОВИЛА:
10 января 2022 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Рубеж" (далее – Заявитель) на действия комиссия, созданной Заказчиком – ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» (далее – Заказчик, закупочная комиссия) при проведении аукциона №32110932636 на право заключения договора на поставку грунта для нужд ООО "Спецавтохозяйство по уборке города".
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия закупочной комиссии в связи с отклонением заявки Заявителя.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
ООО «Спецавтохозяйство по уборке города» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство по уборке города», утвержденное распоряжением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 23.08.2018 №2444р (далее – Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
10.12.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона №32110932636 и документация о закупке на право заключения договора на поставку грунта для нужд ООО "Спецавтохозяйство по уборке города" (далее - документация о закупке).
Согласно Извещению начальная (максимальная) цена договора– 20 000 00,00 руб.
1) Заявитель считает неправомерным отклонение заявки ООО "Рубеж".
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок аукциона в электронной форме от 30.12.2021 на участие в аукционе было подано 4 заявки. Все заявки, в том числе заявка ООО "Рубеж" (заявка № 3(6053)), признаны несоответствующими на основании «Не соответствия пп.3 п.23 документации об аукционе в электронной форме».
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 ФЗ «О закупках» заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с указанным Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.
Согласно подпункту 3 пункта 23 раздела 1 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке определено, что вторая часть заявки на участие аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме.
Объектом закупки является поставка грунта.
В разделе 3 «Техническое задание» определено, в том числе следующее:
«3. Поставляемый грунт должен соответствовать требованиям действующего законодательства, ГОСТ, нормативной документации и сопровождаться документами, подтверждающими его качество и безопасность.
4. Поставщик должен иметь на поставляемый товар Протокол испытаний продукции, выполненный аккредитованной лабораторией, сертификаты качества и другие документы подтверждающие его качество».
Как подтверждается материалами дела, Заявителем в заявке (заявка № 3(6053)) не представлены копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что ООО "Рубеж" не представило ни одного документа, подтверждающего качество товара.
Следовательно, заявка ООО "Рубеж" не соответствует требованиям документации о закупке.
Согласно пункту 6.11.2 Положения о закупках заявка на участие в аукционе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в электронной форме, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены аукционной документацией, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе в электронной форме, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона в электронной форме на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в электронной форме;
2) несоответствия участника такого аукциона в электронной форме требованиям, установленным в аукционной документации.
Следовательно, закупочная комиссия правомерно признала заявку ООО "Рубеж" несоответствующей соответствует требованиям документации о закупке.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
2) Заявитель в жалобе сообщает, что в документации о закупке Заказчик не указал о требовании предоставления каких-либо конкретных документов, подтверждающих соответствие товара требованиям законодательства. Кроме того, грунта при исполнении договора. У участника аукциона нет обязанности иметь грунт в наличии в момент подачи заявки, все документы, подтверждающие соответствие грунта требованиям законодательства должны предъявляться вместе с грунтом при поставке.
Частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» определено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в подтверждение качества грунта необходимо было представить протокол испытаний продукции, выполненный аккредитованной лабораторией, сертификаты качества и другие документы.
Вместе с тем, в подпункте 3 пункта 23 раздела 1 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке отсутствует перечень предоставляемых документов, подтверждающих соответствие товара требованиям законодательства РФ.
Кроме того, в случае, если участник закупки не является производителем товара по предмету закупки, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении вышеуказанных подтверждающих документов, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, возможность участников закупки подать заявку на участие в аукционе в электронной форме в соответствии с вышеуказанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих ли производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в аукционе в электронной форме.
Также, ФЗ «О закупках» не устанавливает обязанности участника закупки иметь предлагаемый к поставке товар в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник закупки может не обладать документами, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 ФЗ «О закупках».
3) Заявитель в жалобе указывает, что в нарушение установленного документацией о закупке порядка, аукцион проводился путем снижения начальной максимальной цены контракта, при этом начальная (максимальная) цена единица товара оставалась неизменной.
В пункте 5 части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках» определено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.
Аналогичное требование установлено в пункте 2.4.3 Положения о закупках.
В разделе 1 «Информационная карта аукциона в электронной форме» документации о закупке установлено следующее:
9 |
Количество |
Общее количество товара, подлежащее поставке, |
10 |
Максимальное значение |
20 000 000,00 (Двадцать миллионов рублей 00 копеек) |
11 |
Начальная (максимальная) |
497 (Четыреста девяносто семь) рублей 50 копеек (без Аукцион проводится путем снижения начальной |
Вместе с тем, согласно Извещению начальная (максимальная) цена договора– 20 000 00,00 руб.
Информация о начальной (максимальной) цене единицы товара, максимальном значении цены договора в Извещении отсутствует.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 5 части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках», пункт 2.4.3 Положения о закупках.
4) Заявитель в жалобе указывает, что документация о закупке как и формы, необходимые к заполнению участниками, размещена на сайте ЕИС в формате pdf, без возможности копирования текста, что создает существенные трудности для подачи заявки.
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из в положений ФЗ «О закупках» и Правил следует, что заказчик, обязан размещать информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Пунктом 1.2 Порядка пользования ЕИС, утвержденного Приказом Федерального Казначейства России от 30.12.2015 N 26н (далее - Порядок) установлено, что в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
PDF формат - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format; при сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование.
Документы в формате PDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
Следовательно, размещение на сайте ЕИС файла документации о закупке в формате pdf, не противоречит требованиям ФЗ «О закупках», файл способствует корректному ознакомлению с требованиями Заказчика, что не препятствует формированию заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рубеж" обоснованной в части 2 и 3 доводов.
2. Признать Заказчика - ООО «Спецавтохозяйство по уборке города», нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3, пункт 5 части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках», пункт 2.4.3 Положения о закупках.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках» не выдавать в связи с тем, что аукцион в электронной форме не состоялся.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Малышева
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
О.Е. Титова