Решение б/н обоснована от 14 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 62юл-21

029/07/3-1031/2021

Заказчик (Организатор закупки):

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17

E-mail: tender@narfu.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: info223@rts-tender.ru, ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Кристалл сервис"

160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Луначарского, д. 12, оф./кв. 281

E-mail: marlen281@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

11 октября 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Пшиншев А.Г.

Руководитель Управления,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В отсутствии представителей от Заявителя, Заказчика которые уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

01 октября 2021 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Кристалл сервис" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме № 32110594797 на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий корпусов и административных зданий САФУ в г. Архангельске. Жалоба подана 30.09.2021 в 11:15.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением ненадлежащего порядка оценки по критерию «Наличие опыта». Заявитель считает, что установленные требования не позволяют выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников процедуры, ограничивают число участников в данной процедуре.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», утвержденное наблюдательным советом ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» протоколом от 19 декабря 2018 года № 43-НС (далее – Положение о закупках).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

27.08.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 32110594797 и документация о закупке на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений и прилегающих территорий корпусов и административных зданий САФУ в г. Архангельске (далее - документация о закупке)..

Начальная (максимальная) цена договора – 54 500 000,00 руб.

Согласно протоколу от 20.09.2021 № 32110594797/1-21 открытия доступа к заявкам, рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (по итогам проведения открытого конкурса в электронной форме), для участия в закупке подано 7 заявок.

Из письма от 04.10.2021 Оператора электронной площадки - ООО «РТС-тендер» следует, что на участие в закупке № 32110594797 подали ООО "СЭП", ООО "АБСОЛЮТ-СЕРВИС", ООО "СИТИ СЕРВИС", ИП ВОЛОХОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, ИП СЕРГЕЕВА ВАЛЕРИЯ РОМАНОВНА, ИП Побединский Борис Борисович, ООО "КРИСТАЛЛ СЕРВИС".

Заявитель в жалобе считает, что Заказчик ограничил число участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока, а также исполненные в других регионах страны. А также, требования противоречат друг другу и не позволяют участникам однозначно понять, какой опыт исполнения требуется предоставить в составе заявки на участие.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 2 части 1 статьи 28 Положения о закупках установлено, что при проведении конкурентной закупки могут быть использованы следующие неценовые критерии оценки оценки заявок участников:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

б) квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материально-технических ресурсов; опыт работы, аналогичный предмету договора; деловая репутация; наличие трудовых ресурсов (количество и (или) квалификация) необходимых для исполнения обязательств по договору;

в) срок поставки товара (выполнения работы, оказания услуги);

г) срок предоставления гарантии качества товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг);

д) расходы на эксплуатацию и/или техническое обслуживание предмета закупки;

е) иные критерии, предусмотренные в документации о закупке.

Частью 3 статьи 28 Положения о закупках определено, что в документации о закупке устанавливаются содержание (конкретизация предмета) и значимость (весомость, вес) каждого критерия оценки, а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок, требования о 48 предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию.

Согласно пункту 1.2 приложения № 3 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме и порядок их оценки» документации о закупке одним из критериев оценки заявок на участие в процедуре закупки является «Наличие опыта».

Пунктом 2.2 приложения № 3 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме и порядок их оценки» документации о закупке определен Порядок оценки по критерию «Наличие опыта», а именно:

«Наличие опыта надлежащего исполнения участником (с учетом правопреемства) договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимого характера и объема на оказание услуг по уборке помещений и территорий, аналогичных предмету договора, за последние 2 (два) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Количество баллов, присуждаемых по критерию «Наличие опыта» (НОi), определяется по формуле:

НОi = (∑ОЦi/∑ОЦmax) × 100,

где:

∑ОЦi– сумма исполнения по договорам (контрактам) участника, заявка на участие в конкурсе которого оценивается, выраженная в денежном эквиваленте (руб.).

∑ОЦmaxмаксимальная сумма исполнения по договорам (контрактам) среди участников, чьи заявки на участие в конкурсе оцениваются, выраженная в денежном эквиваленте (руб.).

Максимальное количество представляемых для оценки договоров (контрактов), достаточное заказчику для оценки участника по данному критерию, – 3 (три) шт., в том числе хотя бы один из которых должен подтверждать опыт оказания услуг по уборке прилегающей территории в Северных регионах в зимний период. Если участником будет представлено в составе заявки более 3 (трех) договоров (контрактов), к рассмотрению и оценке заказчиком принимаются только три договора с максимальными ценами из таблицы, представленной по форме (Приложение № 5 к извещению и документации о проведении конкурса – форма обязательная к заполнению участником), остальные представленные договоры (контракты) комиссией не рассматриваются и не оцениваются.

Договоры (контракты), исполненные с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней) и не подтвержденные копиями предусмотренных документацией документов, к рассмотрению и оценке заказчиком не принимаются и не оцениваются. Заявки Участников по критерию «Наличие опыта» оцениваются на основании документов, представленных участником в составе заявки на участие в закупке и подтверждающих надлежащее оказание услуг (выполнение работ):

- оригиналы или заверенные подписью уполномоченного лица и печатью организации (при наличии) копии исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии), с предоставлением документов, подтверждающих исполнение договоров (контрактов) со стороны Исполнителя, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора), и иных документов, предусмотренных представленным договором (контрактом) и подтверждающих надлежащее исполнение договора (контракта), за исключением счетов. Документы, подтверждающие исполнение договоров (контрактов) должны быть подписаны не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- справка об опыте участника (предоставляется по обязательной форме - Приложение № 5 к извещению и документации о проведении конкурса).

В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленной в составе заявки форме (Приложение № 5 к извещению и документации о проведении конкурса), и информации в представленных копиях документов в соответствии с требованиями настоящей документации, такие сведения признаются недостоверными и такой контракт (договор) при оценке не учитывается. Непредставление Участником в составе заявки на участие в конкурсе документов, на основании которых производится оценка заявок по критерию «Наличие опыта», не является основанием для отклонения заявки к участию в конкурсе, но по критерию «Наличие опыта», такая заявка получает 0 (ноль) баллов».

В силу положений ФЗ «О закупках», Положения о закупках заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.

Однако, использование в порядке оценки критериев, установленном пунктом 2.2 приложения № 3 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме и порядок их оценки» документации о закупке, требования о наличии опыта оказания услуг на определенной территории тождественно созданию преимущественных условий определенным участникам, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Кроме того, Заказчиком установлено о наличии опыта оказания услуг в зимний период, тогда как согласно Технического задания услуги по уборке территорий должны оказываться не только в зимний, но и в осенний, весенний и летний периоды.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что ни одном нормативном акте не указано, за какой период Заказчик имеет право требовать исполненные контракты/договоры, в связи с чем требование о предельном сроке, ранее которого опыт участника по исполнению контракта не учитывается, установлен Заказчиком, исходя из своих потребностей и понимания сопоставимости и актуальности опыта в оказании конкретных услуг.

Изучив указанный порядок оценки, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в порядке оценки критериев, установленном пунктом 2.2 приложения № 3 «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме и порядок их оценки» документации о закупке предъявляются противоречащие требования, а именно:

- требование о представлении в качества опыта договоров (контрактов) на оказание услуг (выполнение работ) сопоставимого характера и объема на оказание услуг по уборке помещений и территорий, аналогичных предмету договора, за последние 2 (два) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

- требование о подписании документов, подтверждающих исполнение договоров (контрактов) не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Следовательно, указанные противоречащие друг другу требования о предельном сроке, ранее которого опыт участника по исполнению контракта не учитывается, установленные Заказчиком, не позволяют сформировать участникам закупки заявку в соответствии с требованиями документации о закупки, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Заявитель полагает, что в документации о закупке не указано, как именно будет оцениваться предоставленный участниками опыт исполнения в случае, если среди них не будет представлено ни одного договора (контракта) на оказание услуг по уборке прилегающей территории в Северных регионах в зимний период, а также не указано, какие 3 (три) договора (контракта) будут приняты к оценке, в случае предоставления участником более 3(трех) договоров (контрактов), среди которых будет один на оказание услуг по уборке прилегающей территории в Северных регионах в зимний период (будет ли взят в расчет он и два других с наибольшей ценой, либо будут взяты любые три с наибольшей ценой).

В пункте 2.2 приложения № 3 документации о закупке указано, что если участником будет представлено в составе заявки более 3 (трех) договоров (контрактов), к рассмотрению и оценке заказчиком принимаются только три договора с максимальными ценами из таблицы, представленной по форме.

Комиссия Архангельского УФАС России полагает, что если среди представленных договоров не будет представлено ни одного договора (контракта) на оказание услуг по уборке прилегающей территории в Северных регионах в зимний период, то такие договоры оцениваться не будут, поскольку, исходя из пункта 2.2 приложения № 3 документации о закупке, хотя бы один из представленных договоров должен подтверждать опыт оказания услуг по уборке прилегающей территории в Северных регионах в зимний период.

При этом, исходя из буквального толкования установленного пунктом 2.2 приложения  3 документации о закупке порядка оценки по критерию «наличие опыта», может сложиться ситуация, когда цена представленного договора, подтверждающего опыт оказания услуг по уборке прилегающей территории в Северных регионах в зимний период, будет меньше цен других представленных договоров по критерию «Наличие опыта», и такой договор будет необоснованно не оценен.

Таким образом, установленный пунктом 2.2 приложения № 3 документации о закупке порядок оценки по критерию «наличие опыта» нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Кристалл сервис" обоснованной.

2. Признать Заказчика - ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

3. Предписание не выдавать, т.к. договор по результатам закупки заключен 01.10.2021.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии А.Г. Пшиншев

Члены Комиссии О.С. Малышева

Н.В. Вознесенская

Связанные организации

Связанные организации не указаны