Решение б/н См.файл от 23 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 1оз-23

029/06/42-38/2024

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер»

163045, г. Архангельск, проспект Обводный Канал, 145/1

E-mail: 29tender@mail.ru, secretar@onko29.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

АО «КПЦЕ»

105037, г. Москва, ул. 3-я Парковая, д. 29А

E-mail: cpce@cpce.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

23 января 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Коробовцева А.В. (паспорт РФ);

Заказчика: Бросалиной Е.Г. (доверенность от 22.01.2024 №б/н), Никифоровой М.Н. (доверенность от 22.01.2024 №б/н);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 02.05.2023 №84-Д).

УСТАНОВИЛА:

17 января 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба АО «КПЦЕ» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельский клинический онкологический диспансер» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата для контактной лучевой терапии «GammaMed plus iX» с заменой закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 и утилизации отработавшего источника (извещение №0124200000623008886).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.01.2024.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 22.01.2024 № 314-05-30.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

20.12.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623008886 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата для контактной лучевой терапии «GammaMed plus iX» с заменой закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 и утилизации отработавшего источника (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 301 321,19 рубль.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что в описании объекта закупки указан код ОКПД2 33.13.12.000 (услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях), при этом в техническом задании указаны услуги по доставке и вывозу закрытого радиационного источника Иридий-192 в транспортно-перезарядном контейнере, что не соответствует выбранному коду ОКПД2. Кроме того, услугу транспортировки невозможно выполнить, так как отсутствуют необходимые данные, а именно: место и время отгрузки, а также место и время выгрузки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в извещении о закупке следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.

Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата для контактной лучевой терапии «GammaMed plus iX» с заменой закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 и утилизации отработавшего источника.

В Извещении установлен код позиции ОКПД2 – 33.13.12.000 (услуги по ремонту и техническому обслуживанию облучающего, электрического диагностического и электрического терапевтического оборудования, применяемого в медицинских целях).

Заказчик вправе выбрать тот код ОКПД2, который соответствует его потребностям. В ФЗ «О контрактной системе» не содержатся требований, устанавливающих обязательный порядок определения в извещении об осуществлении закупки кода ОКПД2. Определение кода ОКПД2 осуществляется Заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, заказчики самостоятельно определяют код ОКПД2 как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей и особенностей закупаемого товара.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что техническое обслуживание аппарата для контактной лучевой терапии включает в себя комплекс мероприятий, в том числе замену закрытого радионуклидного источника. Доставка и вывоз закрытого радионуклидного источника для его замены является составной частью технологического процесса по техническому обслуживанию аппарата для контактной лучевой терапии и код ОКПД2 был выбран исходя из основного объекта закупки.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что код ОКПД2 Заказчиком определен правомерно в соответствии с потребностью Заказчика.

Согласно пункту 4.3 проекта контракта место оказания услуг: 163045, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д.145, к.5 (радиологический корпус), отделение радиотерапии (процедурная GammaMed plus iX).

Кроме того, в соответствии с условиями оказания услуг, указанным в приложению к проекту контракта, место нахождения оборудования: г. Архангельск, пр. Обводный канал, 145, корп.5, периодичность оказания услуг: 4 раза в год в период действия контракта, но не позднее: 1 ТО – не позднее 01.04.2024, 2 ТО – не позднее 01.07.2024, 3 ТО – не позднее 01.10.2024, 4 ТО – не позднее 27.12.2024.

Таким образом, Заказчиком определены место и сроки оказания услуг, а также местонахождения оборудования.

Согласно техническому заданию, являющемуся приложением к проекту контракта, вывоз закрытого радиационного источника осуществляется силами и средствами исполнителя.

Следовательно, время отгрузки и время выгрузки определяется исполнителем в процессе оказания услуг.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что наименование предмета контракта содержит услуги по утилизации отработавшего источника, которые выполнить невозможно, так как по окончании срока службы такие источники возвращаются производителю.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что под термином «утилизация» Заказчик рассматривает передачу отработавшего закрытого радионуклидного источника исполнителю для транспортировки. С момента как источник покинул объект Заказчика, он считает его утилизированным.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что согласно техническому заданию в состав услуги входит: доставка закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 в транспортно-перезарядном контейнере и вывоз отработавшего закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 в транспортно-перезарядном контейнере, периодическое техническое обслуживание (ТО), включая перезарядку аппарата. Кроме того, Извещение не содержит требований к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в отношении услуг по утилизации радиоактивных отходов.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

3. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик ссылается на ГОСТ 42-21-9-80 «Система технического обслкуживания и ремонта медицинской техники», который был введен Приказом Министерства здравоохранения СССР от 08.12.1980 №1232, и на данный момент, по мнению Заявителя, не является действующим.

Согласно материалам дела, с 01.07.2003 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ отраслевые стандарты не относятся к нормативным документам по стандартизации.

До вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования (в том числе стандарты отраслей) носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям и условиям, указанным в пункта 1 статьи 46 названного закона, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ.

С 01.07.2016 виды документов по стандартизации установлены статьей 14 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

Название документа "ОСТ 42-21-9-80. Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" введен Приказом Минздрава СССР от 08.12.1980 № 1232. Документ введен в действие с 1 июля 1981 года.

Информация о прекращении действия "ОСТ 42-21-9-80. Отраслевой стандарт. Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники. Основные положения" в материалы дела не предоставлена.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

4. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по обращению с радиоактивными веществами при их транспортировании.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

В подразделе 1 «Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст.31 Закона № 44-ФЗ» раздела «Преимущества и требования к участникам» Извещения Заказчиком установлены требования к участникам закупки, в том числе: требование о наличии лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по обращению с радиоактивными веществами при их транспортировании.

Согласно техническому заданию объектом закупки являются услуги по техническому обслуживанию аппарата для контактной лучевой терапии «GammaMed plus iX», доставка и вывоз закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 в транспортно-перезарядном контейнере.

Частью 17 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий является лицензируемым видом деятельности.

Вместе с тем, частью 39 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что в том случае, если источники ионизирующего излучения используются в медицинской деятельности, их использование не регулируется указанным Законом.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии).

В соответствии с абзацем 4 статьи 26 Закона об использовании атомной энергии, лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии - размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно техническому заданию вывоз закрытого радиационного источника осуществляется силами и средствами исполнителя.

Следовательно, Заказчик правомерно установил требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по обращению с радиоактивными веществами при их транспортировании.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

5. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно в обосновании начальной максимальной цены контракта указан метод сопоставимых рыночных цен, так как при его подготовке использовано только одно коммерческое предложение.

Согласно подпункту 1 части 1 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных ФЗ «О контрактной системе» случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Частью 2 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Частью 3 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно части 5 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе», информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Частью 6 статьи 22 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что расчет начальной (максимальной) цены контракта произведен методом сопоставимых рыночных цен, Заказчиком 21.11.2023 направлены запросы коммерческих предложений трем организациям, из которых только одна представила коммерческое предложение.

В материалы дела заказчиком представлен запрос о предоставлении коммерческого предложения (от 01.11.2023 № б/н), направленный потенциальным участникам закупки (скриншоты от 01.11.2023).

Из запроса следует, что заказчик просит представить коммерческие предложения на оказание услуг по техническому обслуживанию аппарата для контактной лучевой терапии «GammaMed plus iX» с заменой закрытого радионуклидного источника на основе радионуклида иридий-192 и утилизации отработавшего источника.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», в связи с чем, Архангельское УФАС России не уполномочено на осуществление контроля в отношении порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», наделены органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, у Комиссии Архангельского УФАС России отсутствуют полномочия на рассмотрение данного довода Заявителя.

6. Заявитель в своей жалобе указывает, что при объединении в рамках одной закупки (предмета одного контракта) услуг по транспортированию источника, техническому обслуживанию гамма-терапевтического аппарата, утилизации отработанного источника усматривается ограничение конкуренции и нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Архангельское УФАС России отмечает, что рассмотрение дел о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не относится к полномочиям Комиссии Архангельского УФАС России по контролю в сфере закупок.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «КПЦЕ» необоснованной.

2. Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России для выявления признаков нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны