Решение №04-05/6134 Решение 68юл-19 Теплокомфорт - Газпром от 19 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 68юл-19

029/07/3.2-785/2019

 

Заказчик (Организатор закупки):

ООО «Газпром газораспределение Архангельск»

163002, Архангельск, Северодвинская, 28, 1

E-mail: info@arhgpgr.ru

 

Оператор электронной площадки:

ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»

119180, г. Москва, Якиманская набережная, 2

E-mail: regulator@etpgpb.ru

 

Заявитель:

ООО "Теплокомфорт"

248000, Калуга, 2-ф академический проезд, д.13, корп.4, оф.14

E-mail: gaztkf@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

РЕШЕНИЕ

 

19 ноября 2019 года                                                                                                  г. Архангельск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

 

Председатель

-

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Член комиссии

-

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Член комиссии

-

Малышева О.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

в присутствии представителей от:

Заказчика – Шарина А.П. (доверенность от 01.08.2018 № 31-2018), Панова И.С. (доверенность от 01.11.2019 №21-2019).

 

УСТАНОВИЛА:

 08 ноября 2019 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Теплокомфорт" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ООО «Газпром газораспределение Архангельск» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Газопровод распределительный от ГРПБ по ул. К. Либкнехта до ул. Южная в п. Урдома Ленского района Архангельской области» (извещение №  31908476204 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru).

 

 

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с несоответствием документации требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

 

Заказчиком представлены возражения на жалобу от 14.11.2019 №АП-13-03/5843.

 

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 указанного Федерального закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с вышеуказанными нормами ФЗ «О закупках» в ООО «Газпром газораспределение Архангельск» (далее – Общество, Заказчик) принято Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром газораспределение Архангельск», утвержденное решением единственного участника ООО «Газпром газораспределение Архангельск» - АО «Газпром газораспределение» от 12.12.2018 г. (далее – Положение о закупках).

 

Положение о закупках является документом, регулирует закупочную деятельность Общества, устанавливает правила и порядок закупок товаров, работ, услуг, в том числе в целях коммерческого использования, направленные на реализацию следующих принципов закупок:

создание условий для своевременного и полного обеспечения потребностей Общества в товарах, работах, услугах и выявления поставщика (подрядчика, исполнителя), способного своевременно и качественно удовлетворить потребности Общества с требуемыми показателями цены, качества и надежности;

обеспечение безопасности функционирования опасных производственных объектов Единой системы газоснабжения (ЕСГ);

информационной открытости закупок;

равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек Общества, минимизации налоговых рисков;

отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки;

создания условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами при проведении закупок в целях получения лучших условий удовлетворения потребности по параметрам цены, качества и сроков на соответствующем товарном рынке;

обеспечения баланса издержек на организацию и проведение процедур конкурентных закупок и ожидаемой экономической выгоды от их результатов.

 

 

01.11.2019  Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), размещено извещение № 31908476204, документация о запросе предложений по отбору организации для выполнения работ (оказания услуг) (далее – документация о закупке), проект договора, проектная документация часть 1, проектная документация часть 4, Техническое задание.

 

Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчик при внесении изменений в документацию не продлил срок подачи заявок на участие в закупке.

Согласно части 11 статьи 4 ФЗ «О закупках» изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Аналогичные требования к порядку внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке указаны в пункте 5.4.2 Положения о закупках.

Согласно пункту 10.1.4 Положения о закупках, «извещение о проведении запроса предложений в электронной форме и документация о запросе предложений в электронной форме размещается Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не менее чем за семь рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений».

Дата и время окончания подачи Заявок на участие в Закупке, согласно извещению №31908476204 (в редакции № 1 от 01.11.2019) - «12» ноября 2019 года 11:30 (время московское).

07.11.2019 в 14:39 в документацию о закупке внесены изменения. При этом в ЕИС размещены следующие документы: документация о запросе предложений, извещение о запросе предложений, извещение об изменении, проект договора, проектная документация часть 1, проектная документация часть 2, проектная документация часть 3, проектная документация часть 4, техническое задание редакция№1, сметы «Урдома – Сметы».

Дата и время окончания подачи Заявок на участие в Закупке, согласно извещению №31908476204 (в редакции № 2 от 07.11.2019)  - «12» ноября 2019 года 11:30 (время московское).

Следовательно, с даты размещения в единой информационной системе изменений от 07.11.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие в Закупке 12.11.2019 оставалось лишь 2 рабочих дня, что менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Таким образом, довод Заявителя нашел свое подтверждение, Заказчик нарушил часть 11 статьи 4 ФЗ «О закупках», пункт 5.4.2 Положения.

 

Заявитель в жалобе отметил, что при проведении запроса предложений в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, начальная (максимальная) цена договора не должна превышать пятнадцать миллионов рублей. Начальная цена обжалуемых торгов составляет 54 464 907,55 рубля.

Пунктом 3 части 3 статьи 3.4 ФЗ «О закупках» установлено, что заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса предложений в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения такого запроса предложений. При этом начальная (максимальная) цена договора не должна превышать пятнадцать миллионов рублей.

Согласно извещению № 31908476204 Участниками закупки могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Действительно, Комиссией Архангельского УФАС России установлено и представителями Заказчика не опровергается, что в нарушение норм ФЗ «О закупках» в пункте 3.9 раздела 3 «Информационной карты настоящей документации», начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, не освобожденных от уплаты НДС (с НДС) определена в  54 464 907,55 руб., начальная (максимальная) цена предмета закупки для участников, использующих право на освобождение от уплаты НДС или не являющихся налогоплательщиками НДС (без  НДС) -  45 387 422,96 руб.

Таким образом, Заказчик нарушл пункт 3 части 3 статьи 3.4 ФЗ «О закупках».

 

Заявитель считает, что отсутствие у участника закупки технических средств и оборудования, определенных в пункте 6 части 4.2 Технического задания, является основанием для отклонения заявки.

Под запросом предложений в целях ФЗ «О закупках» понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 22 статьи 3.2 ФЗ «О закупках»).

В пункте 1.6 «Критерии оценки заявок на участие в конкурентных закупках» Положения, в целях выявления степени соответствия заявок на участие в конкурентной закупке требованиям, установленным в документации о конкурентной закупке, их предварительного ранжирования по степени предпочтительности для Заказчика Заказчик в каждой конкурентной закупке устанавливает критерии оценки заявок на участие в конкурентной закупке, которые указываются в документации о конкурентной закупке.

Для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке могут использоваться следующие критерии:

пункт 1.6.2.1 Положения - предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом конкурентной закупки, содержащееся в заявке на участие в конкурентной закупке участника конкурентной закупки (цена договора, цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию, размер скидки от цены товара, работы, услуги, размер вознаграждения (комиссии) за поставку товара, выполнение работ, оказание услуг).

пункт 1.6.2.2 Положения - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара либо качество работ, услуг, в том числе подтвержденные наличием сертификата соответствия товаров, работ, услуг требованиям системы сертификации. В документации о закупке может быть указана конкретная система добровольной сертификации.

пункт 1.6.2.3 Положения - квалификация участника конкурентной закупки и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), в том числе деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом конкурентной закупки.

пункт 1.6.2.4 Положения - расходы на эксплуатацию и (или) техническое обслуживание товара.

пункт 1.6.2.5 Положения - сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

пункт 1.6.2.6 Положения - условия оплаты товаров, работ, услуг;

пункт 1.6.2.7 Положения - срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.

пункт 1.6.2.8 Положения - объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.

Пунктом 1.6.2.9 Положения установлено, что «Могут использоваться иные критерии, в соответствии с требованиями, установленными в документации о конкурентной закупке, письменно согласованные с Управлением по организации закупочной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз» и Управлением бюджетирования и ценообразования ООО «Газпром межрегионгаз» или Управлением по организации закупочной деятельности ООО «Газпром межрегионгаз» и Управлением ценообразования ООО «Газпром межрегионгаз»».

Пункт 1.6.3 Положения гласит, что «В документации о конкурентной закупке могут быть указаны один или несколько критериев оценки заявок, из числа указанных в настоящем разделе, в зависимости от способа конкурентной закупки».

Следовательно, при проведении запроса предложений в электронной форме предполагается установление нескольких критериев оценки заявок, т.е. цена договора не является единственным критерием оценки заявок.

В пункте 3.29 раздела 3 «Информационная карта настоящей документации» приведен перечень критериев оценки Заявок на участие в Закупке, а именно:

 

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

Лот 1

 

 

1

Цена закупки

40 %

2

Наличие трудовых ресурсов

10 %

3

Наличие техники и оборудования

10 %

4

Срок выполнения работ (оказания услуг)

20 %

5

Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе

20 %

 

Согласно пункту 6 части 4.2 Технического задания документации о закупки дополнительным требованием к участнику закупки является: наличие минимального количества техники и оборудования:

-Экскаватор-планировщик (грузоподъемность -3,9 т, глубина реза - 0,75 мм) - 1 шт;

-Экскаватор-погрузчик (объем ковша - 1,14 мЗ) - 2 шт;

-Трамбовка (амплитуда удара - 60 мм, частота ударов - 650 уд/мин) - 1 шт;

-Сварочный аппарат для сварки полиэтиленовых труб с закладными нагревателями – 1 шт;

-Сварочный аппарат для сварки полиэтиленовых труб встык (d 90-315 мм) - 2 шт;

-Сварочный аппарат для сварки стальных труб - 1 шт;

-Мобильные источники питания (мощность - 11 кВт) - 2 шт;

-Компрессор передвижной (производительность 5,5 мЗ/мин) - 1 шт;

-Аппарат для резки ПЭ труб ручной - 2 шт;

-Аппарат для резки стальных труб - 1 шт;

-Автосамосвал (грузоподъемностью - 10 т) - 1 шт;

-Автомобиль с краном-манипулятором (грузоподъемностью Ют) - 1 шт;

-Установка ГНБ (усилие протягивания - 18 т) - 1 шт;

-Водоотливная установка (производительность 1210 л/мин) - 1 шт.

 

Оценка заявок по критерию «Наличие техники и оборудования» будет расчитана по формуле R8i = (Ki/ Kmax) х 100, где:

R8i - оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Наличие техники и оборудования»;

Kmax - максимальное среди всех заявок Участников количественное значение техники и оборудования, имеющегося у Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору (совокупно, в штуках);

Ki - количественное значение техники и оборудования, имеющегося у i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору (совокупно, в штуках).

отсутствие какой-либо техники у участников закупки не является основанием для отклонении заявки.

Следовательно, указанные в жалобе требование к участникам закупки, является не обязательным требованием, несоответствие которому может послужить основанием для отклонения заявки участника закупки, а критерием оценки заявок. В связи с этим, ограничение количества участников закупки в данной части не установлено.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Заявитель также не согласен с дополнительными требованиями к участникам закупки о наличии обособленного подразделения в регионе, что должно подтверждаться копией свидетельства (выписки) о праве собственности и о наличии минимального количества работников: инженер ПТО, специалист, включенный в «Национальный реестр специалистов в области строительства», а также прошедший аттестацию в области промышленной безопасности - не менее 1 (одного) человека; рабочих профессий, непосредственно осуществляющих работы на объекте - не менее 10 (десяти) человек.

Законодательством Российской Федерации о закупках не установлен запрет на использование в качестве критерия оценки и сопоставления заявок – «Наличие обособленных либо структурных подразделений» и «Наличие трудовых ресурсов». При этом, ФЗ «О закупках» и иные нормативно-правовые акты в сфере законодательства о закупках не содержат каких-либо ограничений и правил установления критериев оценки.

Согласно Информационной карте документации Заказчиком в качестве критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений также установлены «Наличие трудовых ресурсов» и «Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе». Значимость указанных критериев равна и составляет 10% и 20% соответственно. При этом, оценивается наличие трудовых ресурсов по формуле: R9i = (Li/ Lmax) х 100, где:

R9i – оценка (балл) Заявки i-го Участника по критерию «Наличие трудовых ресурсов»;

Lmax - максимальное среди всех заявок Участников количество трудовых ресурсов Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору;

Li – количество трудовых ресурсов Участника i-го Участника, необходимого для выполнения работ (оказания услуг) по Договору.

В зависимости от предложения Участника, заявке Участника присваивается 100 баллов (оценка) по критерию оценки «Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе», при их отсутствии – 0 баллов.

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в указанном случае, само по себе установление такого критерия как «Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе» и «Наличие трудовых ресурсов» не влияет на подачу и допуск заявки потенциальным участником закупки, поскольку потенциальный участник не обязан иметь обособленное либо структурное подразделение в регионе и его отсутствие у участника закупки не повлечет отклонение заявки участника от дальнейшего участия в закупке, а влияет на количество присвоенных баллов по результатам оценки заявок.

ФЗ «О закупках» также не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Пунктом 1.4.6 Положения определено, что «Комиссия принимает решение об определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам закупки на основе принципов справедливого, равного и объективного отношения к участникам закупки с учетом критериев оценки и сопоставления заявок, указанных в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок). Лучшей признается заявка, набравшая наибольшее по сравнению с другими заявками количество баллов в соответствии с методикой оценки заявок, включенной в документацию о конкурентной закупке (извещение о проведении запроса котировок)».

Обжалуемые Заявителем критерии установлены в порядке оценки и являются отборочными. Кроме того, установленные критерии в целом позволяют выбрать того Участника закупки, который способен выполнить установленный Заказчиком объем работ в сроки предусмотренные закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

На основании изложенного, порядок оценки заявок по критериям «Наличие трудовых ресурсов» и «Наличие обособленных либо структурных подразделений в регионе» установлены с целью выявления наиболее надежной и квалифицированной строительной компании - участника, которая также максимально полно отвечала бы потребностям Заказчика и имела возможности качественно исполнить договор.

Заказчик не может знать, какие строительные организации примут участие в запросе предложений. Цель заказчика: определить подрядную организацию, которая предложит наилучшие условия исполнения договора, и имеющая соответствующий уровень квалификации, подтверждающая наличием технологического оборудования и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения технологически сложных работ.

Таким образом, поскольку требования, установленные Заказчиком в целях исключения риска неисполнения договора, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений ФЗ «О закупках»  отсутствуют.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 1, 20 статьи 18.1, Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Теплокомфорт» обоснованной в части не продления срока подач заявок после внесенных изменений извещение и документацию и выбора способа закупки.
  2. Признать Заказчика нарушившим положения части 11 статьи 4, пункта 3 части 3 статьи 3.4 ФЗ «О закупках»,  пункт 5.4.2 Положения о закупках.
  3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений документации.

 

 

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                      И.Ю. Короткова

Члены Комиссии                                                                                                Н.В. Вознесенская

О.С. Малышева

не

О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны