Решение б/н решение от 14 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 427оз-21

029/06/64-1270/2021

Заказчик :

ГБУ Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория»

163001,

г. Архангельск, наб. Северной Двины, д.121

Е-mail: vetlab29@yandex.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Химия и жизнь"

117997, г.Москва, ул.Миклухо-Маклая, д.16/10, корп.2, пом.1, ком.3

E-mail: mail@khizh.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Врио заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Чирова Л.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Петриковой Е.Б. (доверенность от 09.12.2021 №35), Бондаря В.В. (доверенность от 09.12.2021 №35), Мельникова А.В. (доверенность от 09.12.2021 №35), Твердохлебова Д.В. (доверенность от 09.12.2021 №35);

Заказчика: Карамышевой Н.Ф. (распоряжение от 09.08.2021 №153-рв), Косолаповой С.А. (доверенность от 10.12.2021 №318);

Уполномоченного органа: Пановой А.А. (доверенность от 10.06.2021 №69-Д), Коротковой И.Ю. (доверенность от 10.06.2021 №68-Д),

УСТАНОВИЛА:

07 декабря 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Химия и жизнь" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ Архангельской области «Архангельская областная ветеринарная лаборатория» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекта оборудования для молекулярно-генетической лаборатории (извещение №0124200000621008448).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 10.12.2021 № 317.

Уполномоченный орган представил письменные объяснения по жалобе от 13.12.2021 №314-05-1165.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

30.11.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000621008448 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку комплекта оборудования для молекулярно-генетической лаборатории (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 17719781,61 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Первый довод. Заявитель считает, что под совокупность установленных характеристик подходит товар одного производителя – по пункту 3 технического задания - Qubit 4 NGS Starter Kit, Thermo Fisher Scientific Inc, США; по пункту 6 технического задания – Станция Microlab Prep, Hamilton Co, США.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

На основании пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Вместе с тем, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ «О контрактной системе», при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе»).

По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к товару (далее - техническое задание), в том числе:

п/п

Наименование товара

Наименование показателей, технических, функциональных параметров товара, параметры эквивалентности

Значение показателя товара. Значение параметров эквивалентности

3

Флоуриметр Qubit 4 NGS Starter Kit или эквивалент

 

Время анализа одного образца, с

Не более 5

Время прогрева, с

Не более 35

   

Максимальная длина волны красного светодиода. нм

Не менее 635

   

Диапазон длины пропускной волны синего цвета фильтра возбуждения, нм

От не более 430 до не менее 495

   

Диапазон длины пропускной волны красного цвета фильтра возбуждения, нм

От не более 600 до не менее 645

   

Детекция осуществляется фотодиодами

Наличие

   

Диапазон детекции, нм

От не более 300 до не менее 1000

   

Беспроводная передача данных

Наличие

 

6

Станция Microlab Prep или эквивалент

Автоматическое дозирование, перенос жидкостей, инкубирование и перенос лабораторной тары в пределах рабочего стола станции

Наличие

Возможность программирования и изменения протоколов пользователем, без использования внешнего компьютера

Наличие

2 асинхронных дозирующих канала

Наличие

Захват наконечников без использования вертикальной силы

Наличие

Совместимость с кондуктивными наконечниками на 50 мкл, 300 мкл и 1000 мкл

Наличие

Количество независимых дозирующих каналов, шт

Не менее 2

Встроенная камера для идентификации установленных на рабочем пространстве станции аксессуаров и расходных материалов

Наличие

Из письменных пояснений Заказчика следует, что потребность Заказчика в приобретении товара с характеристиками, установленными в документации об электронном аукционе, формировалась с учетом необходимости приобретения надлежащего оборудования для обеспечения проведения качественных исследований в молекулярно-генетической лаборатории, а также руководствуясь реальной практикой применения данного вида оборудования для достижения конечных целей его использования, с учетом специфики деятельности Заказчика. Данное оборудование будет использоваться в том числе для проведения высокотехнологичных диагностических исследований на особоопасные болезни.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и выслушав представителя Заказчика, пришла к следующим выводам.

Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Согласно материалам дела, Заказчиками было получено три коммерческих предложения, подана одна заявка, которая соответствует требованиям документации об аукционе. В заявке по позиции 3 предложено оборудование Амплификатор ProFlex 3х32Well, по позиции 3 - Флоуриметр Qubit 4 NGS Starter Kit или эквивалент, по позиции 6 – Станция Microlab Prep или эквивалент.

Кроме того, включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанных характеристик установлено в соответствии с потребностью и профилем деятельности Заказчика и не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель полагает, что в пункте 1 технического задания установлены такие требования к характеристикам товара, с которыми на рынке не существует ни одного товара.

В позиции 1 «Генетический анализатор SeqStudio или эквивалент» технического задания устанволено следующие требования в том числе к следующим характеристикам:

Наименование показателей, технических, функциональных параметров товара, параметры эквивалентности

Значение показателя товара. Значение параметров эквивалентности

Предназначен для секвенирования и ферментного анализа при одном запуске

Соответствие

Возможность удаленного контроля запуска и просмотра результатов

Наличие

Сенсорный экран

Наличие

Возможность комбинирования секвенирования по Сенгеру и ферментного анализа в одном запуске

Наличие

Хранение и распространение данных в облачном пространстве

Наличие

Длина капилляра, см

Не более 28

Встроенная память, ГБ

Не менее 128

Программное обеспечение в облачном пространстве

Наличие

Комплектация:

Стартовый набор реагентов и расходных материалов:

Картридж с расходными материалами для генетического анализатора – 1 шт.

Контейнер с катодным буфером – 4 шт.

Фиксатор для 8 – луночного стрипа и одиночных пробирок объемом 0,2 мл - 10 шт.

Септа для 8-луночного стрипа для генетического анализатора – 24 шт.

Наличие

Ноутбук для генетического анализатора с набором программного обеспечения

Наличие

Заявитель считает, что характеристика «Возможность комбинирования секвенирования по Сенгеру и ферментного анализа в одном запуске» указана некорректно. Вместо «ферментного анализа» должно быть указано «фрагментного анализа».

Из устных и письменных пояснений Заказчика следует, что первым методом прямого ферментативного секвенирования ДНК стал метод, предложенный Ф. Сэнгером и Д. Коулсоном в 1975 году. В качестве матрицы в реакции полимеразного копирования использовался одноцепочечный фрагмент ДНК, в качестве праймеров - синтетические олигонуклеотиды или природные субфрагменты, получаемые при гидролизе рестрицирующими эндонуклеазами, а в качестве фермента - фрагмент Кленова ДНК полимеразы I (Poll) из E.coli. Используют 2 основных метода секвенирования: Один из методов основан на химической деградации ДНК. Он был предложен в 1976 году Максамом и Гилбертом. Другой метод, разработанный Сэнгером и носящий его имя, основан не на химическом, а на ферментативном подходе. В основе метода секвенирования ДНК, разработанного Сэнгером и соавторами, называемого также методом секвенирования путем терминации цепи, лежал принцип ферментативного построения комплементарной цепи ДНК по существующей одноцепочечной матрице при происходящем в разных местах цепи ДНК ингибировании ее дальнейшего роста.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что указанные в пункте 1 технического задания характеристики товара присутствуют в оборудовании Генетический анализатор SeqStudio (в материалы дела представлено руководство пользователя).

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Третий довод. Заявитель полагает, что «составленное техническое задание с учетом установленных условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства, ограничивает «фактический» допуск товара российского происхождения, вводит участников закупки в заблуждение».

Пунктом 32 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно: Установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Приложение №1 к приказу) (далее – Приказ №126н).

Заказчиком закупается товар с кодом ОКПД 2 26.51.52.110, 26.51.53.141, 26.51.53.150, 26.51.53.190, 26.51.53.142 и применительно к требованиям Приказа №126н, установлены соответствующие условия.

Подпунктом 1.6 Приказа №126н предусмотрено, что подтверждением страны происхождения товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» наименование страны происхождения товара.

Кроме того, подателем жалобы не учитывается, что правовыми последствиями поставки указанного товара поставщиком является не запрет на его принятие, а снижение цены поставки. Установление условия допуска в соответствии с Приказом №126н не является препятствием для подачи заявки с товаром российского происхождения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Четвертый довод. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно не применил положения Постановления №878.

Пунктом 32 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно: Ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не установлено в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 878).

Согласно положений пунктов 4 и 5 Постановления № 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции; подтверждением случая, установленного пунктом 4 данного постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В Письмах Министерства промышленности и торговли РФ от 01.10.2021 №ПГ-11-9743, от 08.10.2021 №87024/11 «О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878» указано: «Согласно пункту 4 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если:

в едином реестре российской радиоэлектронной продукции и евразийском реестре промышленных товаров отсутствует продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке:

и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в единый реестр российской радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.

При этом, в соответствии с пунктом 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

В этой связи необходимо отметить, что данные нормы применяются только в том случае, если ограничения на допуск, предусмотренные пунктом 3 постановления N 878, не устанавливаются в документации о закупке».

Вместе с тем Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что согласно пояснениям представителя уполномоченного органа поставкой является комплект оборудования для лаборатории, т.е оборудование закупать по отдельности нецелесообразно и неэффективно.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Химия и жизнь" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Л.А. Чирова

Связанные организации

Связанные организации не указаны