Решение №03-05И/5057 АМКиР 2019-10-02 Решение 029 05 5-198 2019 03-05И 5057 от 2 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 029/05/5-198/2019

 

1. ООО «Мебельная фабрика Мария»

 

юридический адрес:

410015, г. Саратов,

ул. им. Орджоникидзе Г.К., д. 24

 

info@marya.ru

s-osovin@marya.ru

 

2. ООО «1 Студия +»

 

юридический адрес:

163000, г. Архангельск,

пр. Чумбарова-Лучинского, д. 43, этаж 1   

 

3. ИП Кулаков Святослав Леонидович

 

<,,>

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 029/05/5-198/2019

Резолютивная часть оглашена «20» сентября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено «02» октября 2019 года

«02» октября 2019 года                                                                                                           г. Архангельск

 

Председатель

Комиссии

- Цакулов Ю.Г.

заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены

Комиссии:

 

- Шестакова Н.М.

главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

- Ипатова Т.В.

ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

 


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту - Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

 

            рассмотрев дело № 029/05/5-198/2019, возбужденное по инициативе Архангельского УФАС России 20.06.2019 России по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

 

в отсутствие:

  • представителей ООО «1 Студия +», ООО «Мебельная фабрика Мария», надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, представителей для участия в рассмотрении дела  № 029/05/5-198/2019 не направили, ходатайств не заявляли, дополнений не представили;
  • ИП Кулакова Святослава Леонидовича, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, представителей для участия в рассмотрении дела №  029/05/5-198/2019 не направил, ходатайств не заявлял, дополнений не представил;

 

УСТАНОВИЛА:

 

            При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в журнале «ЛА ПЛЮС» выпуск №  4 (114) от 04.06.2019 (учредитель ООО «1 Студия+») на обложке выявлена информация следующего содержания: «Мария Кухни и Шкафы «Мария» - крупнейший в России производитель кухонь на заказ. Компания изготавливает мебель европейского качества, используя материалы и комплектующие от мировых поставщиков. В 165 городах открыто более 300 студий. За 19 лет реализовано более 400 тысяч проектов… Гарантия на кухни «Мария» - 20 лет!...Адрес студии: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 44 Телефон: 8 (8182) 65-65-10 www.marya.ru» с признаками нарушения п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5  ФЗ «О рекламе».

            В рассматриваемой информации содержится утверждение «крупнейший в России производитель кухонь на заказ», непосредственно характеризующее рекламируемую мебель. Однако, критерий, по которому осуществлялось сравнение, а также объективное подтверждение данного утверждения отсутствует. Следовательно, рассматриваемая реклама содержит некорректное сравнение рекламируемого товара (услуги) с находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, а также содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара (услуги) перед находящимися в обороте товарами (услугами), которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, что свидетельствует о наличии признаков нарушения требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

            20.06.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Архангельским УФАС России возбуждено дело № 029/05/5- 198/2019 в отношении ООО «1 Студия+» и ООО «Мебельная фабрика Мария». Рассмотрение дела назначено на 19.07.2019 г. в 11 часов 00 минут.

 

            ООО «Мебельная фабрика Мария» письмом № 74 от 08.07.2019 (вх. № 5023 от 15.07.2019) сообщило, что между ООО «Мебельная фабрика Мария» и ИП Кулаковым С.Л. заключен договор поставки № 320 от 19.02.2018. Все рекламные материалы подготавливаются и утверждаются сотрудниками ООО «Мебельная фабрика Мария».

 

            ООО «1 Студия+» письмом (вх. № 4917 от 10.07.2019) сообщило следующее.

            Между ООО «1 Студия +» и ИП Кулаковым С.Л. заключен договор от 15.05.2019.

            От ИП Кулакова С.Л. поступил рекламный макет, который был разработан ООО «Мебельная фабрика Мария». ООО «1 Студия +» предложило внести изменения в макет – вместо «крупнейший в России» указать «пожалуй, крупнейший в России». Данный вариант сторонами согласован, но в печать ошибочно направлен первоначальный макет.

 

            В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации и привлечения к участию в деле ИП Кулакова С.Л., определением от 19.07.2019 рассмотрение дела № 029/05/5-198/2019 отложено на 20.08.2019 в 15 часов 00 минут.

 

            ООО «Мебельная фабрика Мария» письмом № 85 от 08.08.2019 (входящий № 5877 от 16.08.2019) сообщило.

            ООО «Мебельная фабрика Мария» (далее - Поставщик) не занимается розничной продажей товаров. Реализация товара конечному потребителю осуществляется лицами, заключившими договор поставки с ООО «Мебельная фабрика Мария» (далее — Дилер).

            Так, между ООО «Мебельная фабрика Мария» и ИП Кулаков С.Л. был заключен договор поставки № 320 от 19.02.2018 г. в соответствии с которым Поставщик обязуется изготовить и передать в собственность, а Дилер принять и своевременно оплатить на условиях настоящего Договора набор универсально-сборной мебели для кухни, набор универсально-сборной мебели для ванной комнаты, а также передать в собственность, а дилер принять и своевременно оплатить на условиях настоящего Договора оборудование, коммерческие или иные товары, в дальнейшем именуемые «Товар», в сроки, указанные в настоящем договоре.

            Студия кухонной мебели под брендом «Мария», расположенная по адресу г. Архангельск, ул. Поморская, д. 44 принадлежит ИП Кулакову С.Л., который является самостоятельным хозяйствующим субъектом, и является точкой продаж не ООО «Мебельная фабрика Мария», Дилера. Он в отношениях с потребителями и третьими лицами (в т.ч. ООО «1 Студия+» и редакцией журнала) не представляет интересы ООО «Мебельная фабрика Мария», а действует самостоятельно, реализуя приобретенный по договору поставки Товар.

            В соответствии с «Регламентом работы Дилера», Дилер вправе производить региональные рекламные мероприятия, в т.ч. публикацию рекламных материалов в журналах и СМИ, вести рекламную активность в сети Интернет и т.д. с использованием Товарных знаков, принадлежащих Поставщику.

        Все рекламные материалы подготавливаются и утверждаются сотрудниками ООО «Мебельная фабрика Мария».

            Так, в мае 2019 г. Дилер обратился в службу маркетинга с просьбой предоставить макет рекламного текста для опубликования в журнале «ЛА ПЛЮС». Указанный макет был разработан и согласован для опубликования Дилером руководителем проекта по внешним коммуникациям Пикаловой Екатериной Вячеславовной и был отправлен Дилеру 30.05.2019 года.

            От Дилера действительно поступала информация о внесении изменений в макет рекламных материалов по инициативе СМИ, которые были согласованы Поставщиком.

            Поскольку ООО «Мебельная фабрика Мария» лишь согласовывает с Дилером макет рекламных материалов, то в непосредственной организации его размещения в СМИ не участвует. Таким образом, Общество не имеет договорных отношений с ООО «1 Студия +», типографией или иными лицами, ответственными за издание и распространения журнала, в котором была опубликована спорная информация и соответственно не оплачивало его размещение.

           

            Определением от 20.08.2019 рассмотрение дела № 029/05/5-198/2019 отложено Архангельским УФАС России на 20.09.2019 в 10 часов 00 минут.

 

ООО «1 Студия +» к заседанию комиссии представило копию платежного поручения № 149 от 23.07.2019 о переводе денежных средств от ИП Кулакова С.Л. и копию договора № 28-01 от 07.06.2019 с ООО «Типография «Правда Севера».

Дополнительных письменных пояснений сторонами в материалы дела № 029/05/5-198/2019 не представлено.

Заседание Комиссии состоялось 20.09.2019 в отсутствие сторон, участвующих в деле.

 

            Комиссия Архангельского УФАС России всесторонне, полно и объективно изучив и проанализировав представленные материалы в дела № 029/05/5-198/2019  доказательства, установила следующее.

 

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

            Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

            Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, реклама рассматривается законодателем как средство продвижения товаров, работ и услуг на общий рынок Российской Федерации.

            Согласно Международному кодексу рекламной практики, под потребителем рекламы понимается любое лицо, которому адресована реклама или которого она может достичь, вне зависимости от того, является ли он конечным потребителем, торгующим субъектом или пользователем.

            Экономической целью размещения рекламы для лица, осуществляющего производство, реализацию товара (работ, услуг), является продвижение и продажа товара (работ, услуг) оптовому покупателю и конечному потребителю.

           

            Рассматриваемая информация распространяется посредством размещения в журнале «ЛА ПЛЮС» выпуск №  4 (114) от 04.06.2019, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования — мебели, производимой компанией «Мария», формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования и его продвижение на рынке, т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе».

 

            В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

            Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

 

            В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее — Постановление) информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

            Рассматриваемая информация содержит не соответствующие действительности сведения, использование в рекламе слова «крупнейший» прямо указывает на преимущество по отношению к другим производителям кухонь, формирует у потребителей соответствующее мнение о производителе услуг как о самом крупном, и, следовательно, интерес к его товарам. В части фразы «крупнейший в России производитель кухонь на заказ» не содержатся конкретные критерии, по которым осуществляется сравнение и которые имеют объективное подтверждение, а именно, не представляется возможным определить по каким критериям ООО «Мебельная фабрика Мария» является крупнейшим. Использование в рекламе объектов такой сравнительной характеристики при отсутствии фактического и документального обоснования воспринимается потребителями как первый по всем возможным показателям и может ввести их в заблуждение.

            Согласно пункту 9 Постановления рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся, таким образом, необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускается сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.          

            Реклама товаров (работ, услуг) не должна создавать у потребителей заблуждений относительно свойств (качеств, характеристик и др.) товара (работы, услуги). Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующей действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.

            Действующее законодательство исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени «крупнейший» должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

            При этом применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходной степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

           

            В соответствии с пунктом 28 Постановления рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые ФЗ «О рекламе». Оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

            Слово «крупнейший» образовано от прилагательного «крупный» с добавлением суффикса -ейший. В толковом словаре Ожегова С.И./Шведова Н.Ю. значение слова «крупный» определено как: большой по размеру, величине, большой и экономически мощный; значительный по общественному и экономическому положению.

            Следовательно, в данном случае, в рекламе общества слово «крупнейший» означает самый крупный, и использование в рекламе данного слова прямо указывает на преимущество ООО «Мебельная фабрика Мария» по отношению к другим производителям кухонь на заказ, формирует у потребителей соответствующее мнение о лице, оказывающем услуги, как о самом крупном, в связи с чем, и интерес к его услугам.

 

            В данном случае утверждение о крупнейшем в России производителе кухонь является существенным, так как может повлиять на намерение потребителей воспользоваться услугой ООО «Мебельная фабрика Мария».  При этом подтверждения того, что «Мария» является крупнейшим в России производителем кухонь на заказ по сравнению с другими производителями в рассматриваемой информации не приводится.

            Размещенная информация о «крупнейшем производителе» основана на собственной субъективной оценке и может привести к общему, вводящему в заблуждение  негативному впечатлению в отношение услуг других компаний. Так, например, потребители, основываясь исключительно на размещенной информации, могут совершить заказ кухни в ООО «Мебельная фабрика Мария» только потому, что присутствует фраза «крупнейший производитель кухонь в России».

            Таким образом, использование слова «крупнейший» свидетельствует о нарушении требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

            Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе», при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

            Частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

            Согласно п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе», ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

           

            Рекламодатель (изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо — п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе»), в силу ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе», несет ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5  ФЗ «О рекламе».

            На основании ч. 8 ст. 38 ФЗ «О рекламе», рекламопроизводитель (лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму — п. 6 ст. 3 ФЗ «О рекламе») несет ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

 

            Рекламопроизводителем рассматриваемой информации является ООО «Мебельная фабрика Мария», поскольку изготовило и утвердило рекламный макет, вышедший в печать в «ЛА ПЛЮС» выпуск №  4 (114) от 04.06.2019, о чем свидетельствуют: письменные пояснения ООО «Мебельная фабрика Мария» от 08.07.2019 (исх. № 74) и от 08.08.2019 (исх. № 85), договор поставки № 320 от 19.02.2018, объяснительная руководителя группы маркетинговых коммуникаций, письменные пояснения ООО «1 Студия +».

            Рекламодателем является ИП Кулаков С.Л. на основании письменных пояснений ООО «1 Студия +», договора на рекламно-информационное обслуживание от 15.09.2019 № 00000000474, акта № 263 от 04.06.2019, электронной переписки от 30.05.2019, переписки посредством связи WhatsApp.

            Общество с ограниченной ответственностью «1 Студия+»  является рекламораспространителем и не несет ответственности за нарушение требований п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5  ФЗ «О рекламе».

 

Целями ФЗ «О рекламе» являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (ст. 1 ФЗ «О рекламе»).

В соответствии со ст. 33 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно ч. 1, 2 ст. 36 ФЗ «О рекламе» антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 33, 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 37 - 45, 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России,

РЕШИЛА:

    1. Признать распространенную на обложке журнала «ЛА ПЛЮС» выпуск №  4 (114) от 04.06.2019 (учредитель ООО «1 Студия+») рекламу «Мария Кухни и Шкафы «Мария» - крупнейший в России производитель кухонь на заказ. Компания изготавливает мебель европейского качества, используя материалы и комплектующие от мировых поставщиков. В 165 городах открыто более 300 студий. За 19 лет реализовано более 400 тысяч проектов… Гарантия на кухни «Мария» - 20 лет!...Адрес студии: г. Архангельск, ул. Поморская, д. 44 Телефон: 8 (8182) 65-65-10 www.marya.ru» нарушившей  п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5  ФЗ «О рекламе».
    2. Признать ООО «Мебельная фабрика Мария» и ИП Кулакова С.Л. нарушившими требования п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
    3. Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать, в связи с устранением нарушения.
    4. Дело № 029/05/5-198/2019 в отношении ООО «1 Студия+» прекратить.
    5. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частями 1, 2 ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии:                                                                                                   Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии:

   Н.М. Шестакова

          Т.В. Ипатова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны