Решение б/н Решение по делу №16т-13 (жалоба ГАУ АО «Единый лесопожарный ... от 4 мая 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 03 апреля 2013 года

Решение изготовлено в полном объеме  05 апреля 2013 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти

Член комиссии

-

Десяткова Е.В.

Специалист-эксперт отдела контроля органов власти

в присутствии:

до перерыва:

от заявителя – Приходько А.А. (доверенность от 28.03.2013),

от организатора торгов – Титов В.В. (приказ Минприроды и ЛПК Архангельской области от 09.01.2013 № 01-лс), Кочнева И.К. (доверенность от 02.04.2013), Макшин А.Н. (доверенность от 09.01.2013),

после перерыва:

от заявителя – Приходько А.А. (доверенность от 28.03.2013),

от организатора торгов – Титов В.В. (приказ Минприроды и ЛПК Архангельской области от 09.01.2013 № 01-лс), Кочнева И.К. (доверенность от 02.04.2013),

рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу Государственного автономного учреждения Архангельской области «Единый лесопожарный центр» от 26.03.2013 на действия территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – Архангельского лесничества при  организации аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по извещению № 190313/0979275/02,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26 марта 2013 года в Архангельское УФАС России  поступила жалоба Государственного автономного учреждения Архангельской области «Единый лесопожарный центр» от 26.03.2013 на действия территориального органа министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – Архангельского лесничества при  организации аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2013-2016 годы» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта по извещению № 190313/0979275/02, назначенного на 05.04.2013 в 10:00.

Содержание жалобы:

Заявитель указывает, что дата начала подачи заявок 21.03.2013 является датой размещения извещения о проведении торгов на официальном сайте, а на период подачи заявок приходиться два выходных дня. ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» полагает, что организатором торгов нарушено требование пункта 3 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которому срок подачи заявок на участие в аукционе  должен составлять не менее 5 дней.

ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» указывает, что лоты № 1-13 являлись также предметом аукциона № 090113/0979275/03, победителем которого было признано учреждение.

Представитель ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» в заседании комиссии 03.04.2013 также пояснил, что фактический (реальный срок), установленный организатором аукциона, равен двум полным рабочим дням, поскольку срок подачи заявок необходимо исчислять со следующего дня за днем размещения извещения. Сокращение срока подачи заявок приводит к недопущению, ограничению и устранению конкуренции на рынке лесозаготовки и лесопереработки, а также конкуренции при проведении торгов.

Кроме того, представитель ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» указал, что в извещении фактически определены потребители древесины, получаемой по договорам купли-продажи лесных насаждений, а также содержится требование к победителю лесного аукциона о согласовании с потребителем древесины цены и графика поставки. Данное условие определяет для победителя единственно возможный способ распоряжения древесиной -  поставка заранее указанному потребителю. По мнению заявителя, данные условия нарушают требования статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которым не допускается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

Представитель ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» считает, что государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2016 годы не является долгосрочной целевой или ведомственной целевой программой Архангельской области, указанными в статье 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ.

 

Организатор аукциона –  территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – Архангельское лесничество  с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в возражениях  от 03.04.2013 № 127.

Архангельское лесничество указало, что согласно пункту 3 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации, срок подачи заявок на участие в аукционе  должен составлять не менее 5 дней, при этом не установлено, что названные дни должны быть рабочими, или что срок должен исчисляться со дня, следующего за днем размещения извещения о проведении торгов, поэтому установив срок подачи заявок с 21.03.2013 по 25.05.2013 организатор торгов исполнил требования Лесного кодекса.

Условия и обременения, установленные в извещении о проведении торгов, обусловлены следующим. Согласно п. 8.2 статьи 29, п. 1 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 17, 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений» для реализации мероприятий, включенных в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона. Аукцион по исключительному случаю является открытым и в нем могут принять участие любые заинтересованные организации и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям, установленным в извещении. Каких-либо преимуществ или преференций сельскохозяйственные товаропроизводители не имеют и участвуют в аукционе на общих основаниях.

Потребители и объемы древесины определяются в рамках реализации мероприятий, предусмотренных государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп.

Объем заготовки древесины по целевой программе «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области» утвержден распоряжением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 31.10.2012 № 712р.

 

Комиссия Архангельского УФАС России в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», рассмотрела жалобу ГАУ АО «Единый лесопожарный  центр» с учетом следующего.

21.03.2013 на официальном сайте  torgi.gov.ru было опубликовано извещение № 190313/0979275/02 о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для заготовки древесины для реализации мероприятий, включенных в долгосрочную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2013-2016 годы» - для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.

Аукцион проводился в отношении 14 лотов.

Срок приема заявок был установлен с 21 марта 2013 года по 25 марта 2013 года с 09:00 по 17:30 пн-чт, с 09:00 по 16:00 пт, перерыв с 13:00 до 14:00.

Проведение аукциона было назначено на 05.04.2013 в 10:00.

На участие в аукционе было подано по одной заявке по каждому лоту от лиц, указанных в качестве потребителей древесины. По лотам № 1, № 2, № 3 от КФК Надеина Н.М., по лотам № 4, № 5 от ОАО «Архангельское племпредприятие», по лотам № 6, № 7, № 8, № 13 от КФХ Коржавина Н.А., по лоту № 9 от ООО «Вознесенье», по лоту № 10 от ООО «Агроальянс», по лотам № 11, № 12 от КФХ Языкова С.В., по лоту № 14 от СПК ПК «Красное знамя».

В соответствии с протоколом от 26.03.2013 приема заявок на участие в открытом аукционе по извещению № 190313/0979275/02, все лица, подавшие заявки на участие в аукционе, были допущены к участию в торгах.

Аукцион признан несостоявшимся в связи с поступлением по одной заявке по каждому лоту.

 

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Учитывая, что ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» заявку на участие в аукционе не подавало, жалоба учреждения полежит рассмотрению в пределах соблюдения организатором аукциона установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Организация проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок проведения указанных аукционов регламентированы  главой 8 Лесного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 3 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений должен составлять не менее чем пять дней.

Лесным кодексом Российской Федерации не установлено, что названные дни должны быть рабочими, не определен порядок исчисления такого срока, в том числе, что он должен исчисляться со дня, следующего за днем размещения извещения о проведении аукциона.

С учетом изложенного, доводы жалобы ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» о несоблюдении требований пункта 3 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации являются необоснованными.

Оценка соблюдения срока подачи заявок на участие в аукционе производиться исходя из цели его установления, направленной, в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в аукционе всех желающих, обеспечиваемой публичной обязанностью организатора торгов.

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности совершения им действий, связанных с подготовкой и подачей заявки на участие в аукционе в установленный в извещении период. Кроме того, исходя из содержания жалобы, заявитель полает, что уже приобрел право владения лесными насаждениями, которые составляют предмет аукциона по лотам № 1-13, поскольку является победителем аукциона № 090113/0979275/03 и оплатил соответствующий объем древесины, что также не подтверждает факт намерения заявителя принять участие в рассматриваемом аукционе.

Лица, заинтересованные в участии в аукционе, подали заявки в установленные сроки.

Таким образом, обстоятельства, указывающие на признаки нарушения требований части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в ходе рассмотрения жалобы не установлены.

 

Доводы ГАУ АО «Единый лесопожарный центр», что лоты № 1-13 являлись также предметом аукциона № 090113/0979275/03, победителем которого было признано учреждение, не свидетельствуют о нарушении организатором торгов установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

На основании части 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 6 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации не допускается заключение договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте в сети «Интернет». При этом стороны подписывают договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений в течение десяти рабочих дней по истечении указанного в настоящей части срока.

Вместе с тем, как пояснил представитель заявителя, договор купли продажи лесных насаждений, являвшихся предметом аукциона № 090113/0979275/03, заключен не был.

Представители организатора торгов также указали, что ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» не были соблюдены требования пункта 67 Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права на заготовку древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в Архангельской области и Ненецком автономном округе, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 26.03.2012 № 39-у, а именно: в лесничество не был представлен документ, подтверждающий оплату лесных насаждений, являвшихся предметом аукциона № 090113/0979275/03.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что договоры купли-продажи лесных насаждений по итогам аукциона № 090113/0979275/03 заключены не были, факт того, что ГАУ АО «Единый лесопожарный центр» было признано победителем аукциона № 090113/0979275/03 не влияет на возможность организации рассматриваемого аукциона № 190313/0979275/02.

 

Заявитель также полагает, что определение в извещении о проведении аукциона потребителя древесины и установление требования к победителю лесного аукциона о согласовании с потребителем древесины цены и графика поставки нарушает требования статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

У комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», отсутствуют полномочия по установлению в действиях  органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации нарушений требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом необходимо отметить следующее.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, а также дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров.

На основании части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно извещению о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений от 21.03.2013 № 190313/0979275/02, организатором торгов были установлены потребители древесины: по лотам № 1, № 2, № 3 - КФК Надеина Н.М., по лотам № 4, № 5 - ОАО «Архангельское племпредприятие», по лотам № 6, № 7, № 8, № 13 -т КФХ Коржавина Н.А., по лоту № 9 - ООО «Вознесенье», по лоту № 10 – ООО «Агроальянс», по лотам № 11, № 12 - КФХ Языкова С.В., по лоту № 14 - СПК ПК «Красное знамя». В качестве обязательного условия указано, что победитель аукциона в течение 10 дней согласовывает с потребителем цену и график поставки древесины, предоставляет копию заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Организатор аукциона указывает, что данные условия и обременения установлены в соответствии с п. 8.2 статьи 29, п. 1 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 17, 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ для реализации мероприятий, включенных в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области.

В соответствии с частью 8.2 статьи 29 Лесного Кодекса Российской Федерации, в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно статье 18 Закона Архангельской области от 27.06.2007 № 368-19-ОЗ «О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений», к исключительным случаям осуществления заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд относятся:

1) удовлетворение собственных потребностей государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных предприятий в древесине для отопления, возведения строений и их ремонта;

2) реализация мероприятий, включенных в долгосрочные целевые или ведомственные целевые программы Архангельской области;

3) осуществление заготовки древесины для достижения целей государственной политики в сфере содействия занятости населения при одновременном соблюдении следующих условий:

- заготовка древесины осуществляется для переработки древесины на территории Архангельской области;

- у юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющего (планирующего осуществлять) переработку заготовленной в соответствии с настоящим пунктом древесины, отсутствует задолженность перед работниками.

Постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2016 годы.

Пунктом 4.4.2 паспорта программы предусмотрено обеспечение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.

Участники мероприятий подпрограммы по обеспечению потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта определяются по результатам аукционов в соответствии с лесным законодательством.

Общая потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине ежегодно формируется органами местного самоуправления на основании расчетов, представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями и составленных в соответствии с проектно-сметной документацией и нормативными документами для определенного вида потребности (строительство (реконструкция), ремонт, отопление). Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области согласуют заявленные потребности с министерством сельского хозяйства и направляют в территориальные органы министерства природных ресурсов и ЛПК - лесничества (лесопарк) для формирования объемов лесных насаждений, выставляемых на аукцион. Министерство природных ресурсов и ЛПК организует проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии с лесным законодательством. Указанные аукционы проводятся для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в древесине для отопления, возведения объектов производственного и административного назначения и их ремонта.

Министерство природных ресурсов и ЛПК осуществляет контроль за оборотом древесины на территории Архангельской области, выделенной для обеспечения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей, на основании ежегодно представляемого министерством сельского хозяйства перечня сельскохозяйственных товаропроизводителей, участвующих в рамках настоящего мероприятия подпрограммы.

Сельскохозяйственные товаропроизводители несут ответственность за нецелевое использование древесины.

Как следует из материалов дела, лица, указанные в извещении о проведении торгов в качестве потребителе древесины, являются также участниками торгов. Установив требование к победителю торгов о согласовании с потребителем цены и графика поставки древесины и предоставлении копии заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений, организатор торгов предоставил одному из участников торгов (потребителю древесины) возможность влиять на заключение договора купли-продажи лесных насаждений между организатором торгов и победителем аукциона, что может привести к устранению конкуренции. Кроме того, участник торгов, определенный в извещении о проведении торгов в качестве потребителя древесины, ставится в преимущественное положение по сравнению с иными потенциальными участниками, поскольку может формировать предложение о цене предмета аукциона, основываясь на том, что древесина в любом случае будет передана ему.

При этом, территориальным органом министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса – Архангельским лесничеством не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу установить в извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, проводимого в соответствии с лесным законодательством, потребителя древесины и включить положения, обуславливающие возможность заключения по результатам аукциона договора купли-продажи лесных насаждений обязанностью победителя аукциона в течение 10 дней согласовывает с потребителем цену и график поставки древесины, предоставляет копию заключенного договора в лесничество до заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Приведенные обстоятельства указывают  на признаки нарушения требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем материалы дела подлежат передаче в отдел контроля органов власти Архангельского УФАС России для их рассмотрения в порядке статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Учитывая изложенное и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Государственного автономного учреждения Архангельской области «Единый лесопожарный центр» на действия организатора аукциона - территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Архангельского лесничества необоснованной

 

2. Передать материалы дела в отдел контроля органов власти Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Архангельского лесничества дела по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

В соответствии с частью 23  статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

 

 

 

Е.И. Красильникова

 

 

 

Е.В. Десяткова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны