Решение №4848/23 о признании нарушения антимонопольного законодательства от 13 сентября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 029/01/17.1-406/2023

 

Ответчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Заявитель: Прокуратура города Архангельска
 

Заинтересованные лица:

ООО «Капитал-Инвест»

Министерство здравоохранения Российской Федерации

МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2023 года

Решение изготовлено в полном объеме 13 сентября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: <...>

в присутствии представителя ФГБУ ВО «Северный государственный медицинский университет» - <...>, рассмотрев дело № 029/01/17.1‑406/2023, возбужденное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации по признакам нарушения требований части 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области из прокуратуры г. Архангельска поступили материалы от 27.02.2023 № 7-01-2023/181-23-20110001 о несоблюдении требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции при предоставлении в пользование ООО «Капитал-Инвест» нежилых помещений <...>.

Прокуратура г. Архангельска указала, что 22.09.2020 между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России, СГМУ) и обществом с ограниченной ответственностью «Капитал-Инвест» был заключен договор № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, согласно которому обществу во временное пользование были переданы нежилые помещения <...>, для организации питания студентов и сотрудников.

Согласно пункту 3.3.2 договора арендатор обязуется использовать объект в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора, т.е. для организации питания студентов и сотрудников.

При этом, арендодатель должен создать арендатору необходимые условия для использования объекта в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора (п. 3.1.2 договора), на арендодателя возложена обязанность контролировать выполнение арендатором обязательств по договору (п. 3.1.4 договора).

Прокуратурой г. Архангельска в ходе осмотра, проведенного 27.01.2023, установлено, что арендуемые помещения фактически разделены на две части, одна из которых используется с целью питания студентов и сотрудников университета (проход ограничен СКУД), а другая для питания неограниченного круга лиц. В указанную часть доступ свободный, имеется отдельный вход со стороны ул. Свободы, размещена вывеска «Кафе «Брусника», рекламная информация о возможности проведения фуршетов, обедов и банкетов.

По мнению прокуратуры, ООО «Капитал-Инвест» использует помещения не в соответствии с целями договора аренды и исключением, предусмотренным пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а для предоставления услуг общественного питания неограниченному кругу лиц, что предполагает проведение аукциона на право заключения договора аренды в отношении таких помещений, который в рассматриваемом случае не проводился.

ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России в письме от 23.03.2023 указало, что считает, что арендатор соблюдает требования пункта 3.3.2 договора аренды от 22.09.2020 № 883. В помещениях, переданных по договору аренды, организовано питание сотрудников и обучающихся в СГМУ. Помещение столовой, переданное по договору аренды, разделено на две части. Обучающиеся, сотрудники университета имеют свободный доступ из столовой в помещения кафе «Брусника», так как между двумя помещениями, разделенными некапитальной стеной, имеется дверной проем. В целях создания арендатору необходимых условий для использования объекта в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора, ограничения свободного доступа в помещение столовой в университете организованы контрольно-пропускные пункты. В настоящее время в СГМУ установлена система контроля и управления доступом (СКУД), которая подразумевает наличие ограничения числа лиц, имеющих право на посещение столовой. Установка этой системы осуществляется поэтапно (при наличии действующей системы видеонаблюдения и иных технический условий). В настоящее время вход со стороны улицы Свободы не оборудован СКУД, но его включение в систему планируется в ближайшее время. Прорабатываются требования пожарной безопасности, а также то обстоятельство, что здание, расположенное по адресу: проспект Троицкий, дом 51, является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры). 02.03.2023 Университет получил представление об устранении нарушений законодательства из прокуратуры города Архангельска, в соответствии с которым заместитель прокурора города требует расторгнуть договор аренды, заключенный с ООО «Капитал-Инвест», или привести деятельность по использованию имущества, арендованного ООО «Капитал-Инвест», в соответствие с целями договора аренды исключительно для питания студентов и сотрудников университета. С требованием о возможности питания «исключительно студентов и сотрудников» СГМУ не согласен, поскольку в университете обучаются (получают образовательные услуги) не только студенты, но и школьники, ординаторы, аспиранты, докторанты. Кроме того, на базе университета действует консультативно-диагностическая поликлиника, которую ежедневно посещают пациенты. В университете проводятся различные конференции, на которые приглашаются лица, не имеющие с университетом трудовых отношений. СГМУ считает, что вышеперечисленные лица имеют право пользоваться услугами столовой, но в целом требования Закона о защите конкуренции соблюдаются.

ООО «Капитал-Инвест» в письме от 03.04.2023 указало, что в соответствии с договором аренды от 22.09.2020 № 883 обществу в аренду были переданы нежилые помещения <...> для организации питания сотрудников и студентов. В соответствии с приложением № 2 к договору аренды нежилые помещения состоят из нескольких помещений, находящихся в разных частях здания. В части арендованных помещений <...> м организован буфет, в остальной части помещений организованы столовая и кафе. Между столовой и кафе есть капитальная стена, имеющая дверной проем для свободного прохода между помещениями. В кафе имеется отдельный вход со стороны ул. Свободы. Данный вход не организован ООО «Капитал-Инвест», а является капитальным элементом здания университета. В помещениях буфета, столовой и кафе организуются услуги общественного питания для студентов и сотрудников университета, а также иных лиц, которые посещают университет, в том числе: школьников, ординаторов, аспирантов, докторантов, посетителей университетской клиники. ООО «Капитал-Инвест» использует арендованные помещения в соответствии с пунктами 1.1 и 3.3.2 договора аренды от 22.09.2020 № 883. Организация и установка систем контроля и управления доступом (СКУД) в здании относится к компетенции университета. В силу требований законодательства ООО «Капитал-Инвест» не имеет права проверять документы у лиц, которые являются заказчиками услуг общественного питания, документов, подтверждающих личность и наличие статуса студента или сотрудника вуза.

В целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов, Архангельское УФАС России обратилось в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разъяснить порядок применения пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части возможности оказания услуг общественного питания в помещениях образовательного учреждения иным лицам, помимо обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Письмом от 10.04.2023 № НГ/27064/23 Федеральная антимонопольная служба сообщила, что в соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды государственного имущества осуществляется по результатам торгов, за исключением установленных в данной статье случаев.

Так, в силу пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды государственного имущества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения торгов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, положения пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставляют право для передачи государственного имущества с определенной целью, а именно, с целью организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

При этом статья 17.1 Закона не содержит нормы, предусматривающей возможность передачи государственного имущества для организации услуг общественного питания неограниченному кругу лиц.

Следовательно, по мнению ФАС России, фактическое использование государственного имущества в рамках договора, заключенного на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в целях открытия кафе для неограниченного круга лиц (то есть фактическое изменение целевого назначения объекта аренды), приводящее к использованию имущества в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, может содержать признаки нарушения статей 15, 17.1 Закона о защите конкуренции со стороны правообладателя или собственника указанного имущества.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 18.05.2023 было возбуждено дело № 029/01/17.1‑406/2023 по признакам нарушения ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России требований части 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в рассмотрении дела были привлечены Прокуратура г. Архангельска в качестве заявителя, ООО «Капитал-Инвест», Министерство здравоохранения Российской Федерации, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе в качестве заинтересованных лиц.

Ответчик со вменяемым правонарушением не согласился по основаниям, изложенным в письмах от 06.07.2023 № 72.1/2622, от 21.07.2023 № 72.1/2749.

ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России сообщило, что 22.09.2020 между Университетом и ООО «Капитал-Инвест» заключен договор № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Указанный договор заключен в соответствии с пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с организацией общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников университета. Общая площадь переданных помещений составила <...> Помещения по техническому паспорту, которые на плане (приложение к письму СГМУ от 23.03.2023 № 72.1/1178) обозначены как кафе «Брусника»: <...>. В целях исполнения обязанности по контролю за исполнением данного договора между сторонами заключен договор № 839 от 22.09.2020 об организации питания. В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре аренды не определены, в соответствии с назначением имущества. Помещения по договору арены переданы арендатору по акту приема-передачи нежилых помещений от 22.09.2020. С этой даты обязанность по использованию помещений перешла ООО «Капитал-Инвест». В момент заключения договора аренды у Университета отсутствовала система контроля управления доступом (СКУД). На момент рассмотрения дела система СКУД установлена на территории Университета. Наличие данной системы подразумевает ограничение числа лиц, имеющих право на посещение столовой. Установка этой системы осуществляется поэтапно (при наличии действующей системы видеонаблюдения и иных и иных технических условий). В настоящее время вход со стороны улицы Свободы не оборудован СКУД, но его включение в систему планируется в ближайшее время. Полностью ликвидировать вход со стороны улицы Свободы не представляется возможным, так как здание учебного корпуса, расположенное по адресу: г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51 является объектом культурного наследия. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Ввиду того, что информация была размещена на столиках, расположенных в кафе «Брусника», данная информация рекламой не является, так как доступ к ней у неопределенного круга лиц отсутствует. В соответствии с п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ сведения, распространение которых по форме и содержанию являются для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Таким образом, вывеска, расположенная на входе в кафе, рекламой также не является. Пунктом 2.3.1 договора № 893 от 22.09.2020 об организации питания предусмотрено право ООО «Капитал-Инвест» на приготовление пищи третьим лицам в любое время за исключением ночного. Указанное право закреплено за арендатором для возможности приготовления пищи не только в часы работы университета, но и в вечернее время. Пища, приготовленная в помещениях столовой, реализуется только среди сотрудников и обучающихся университета, не вывозится и не реализуется за пределами учреждения. Таким образом приготовление пищи для третьих лиц ООО «Капитал-Инвест» не производится.

ООО «Капитал-Инвест» со вменяемым ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России нарушением антимонопольного законодательства не согласилось по основаниям, изложенным в письме от от 20.07.2023 № 20/071, и сообщило, что 22.09.2020 между ФГБУ ВО «Северный государственный медицинский университет» и ООО «Капитал-Инвест» заключен договор № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Согласно пункту 1.1. договора аренды обществу в аренду были переданы нежилые помещения <...> для организации питания сотрудников и студентов. В соответствии с приложением № 2 к договору аренды нежилые помещения состоят из нескольких помещений, находящихся в разных частях здания. В части арендованных помещений <...> организован буфет, в остальной части помещений организованы столовая и кафе. Между столовой и кафе есть капитальная стена, имеющая дверной проем для свободного прохода между помещениями. В кафе имеется отдельный вход со стороны ул. Свободы. Данный вход не организован ООО «Капитал-Инвест», а является капитальным элементом здания университета. Техническая возможность функционирования столовой на 1 этаже здания в отсутствие помещений, в которых расположено кафе «Брусника», имеется. ООО «Капитал-Инвест» о возможности аренды нежилых помещений стало известно от арендодателя. Общество использует арендованные по договору от 22.09.2020 № 883 помещения в соответствии с пунктами 1.1 и 3.3.2 договора.

01.08.2023, рассмотрев дело № 029/01/17.1-406/2023, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения требований части 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела 029/01/17.1-406/2023, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В заседании комиссии 06.09.2023 представитель ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России со вменяемым правонарушением не согласился, поддержал ранее заявленные доводы, представил договор оказания услуг № 85/2023 от 03.08.2023, предусматривающий дооснащение системы контроля и управления доступом (СКУД), в том числе точкой прохода главный вход кафе «Брусника».

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

22.09.2020 между федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации и обществом с ограниченной ответственностью «Капитал-Инвест» был заключен договор № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

Договор заключен на основании решения Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.09.2020 № 23-1/И/2-13676 и согласия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 02.09.2020 № 29/4918, на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Письмом от 21.09.2020 № 23-1/И/2-13676 Министерство здравоохранения Российской Федерации проинформировало ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России о принятом решении, согласованном с Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (копия письма от 02.09.2020 № 29/4918), о передаче в аренду без права выкупа и без права передачи в субаренду временно неиспользуемого федерального недвижимого имущества — нежилых помещений <...>, со сроком заключения договора аренды на 5 лет для использования под размещение столовой обучающихся и сотрудников университета.

В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения <...>

Согласно пункту 3.3.2 договора арендатор обязуется использовать объект в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора, т.е. для организации питания студентов и сотрудников.

При этом, арендодатель должен создать арендатору необходимые условия для использования объекта в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора (п. 3.1.2 договора), на арендодателя возложена обязанность контролировать выполнение арендатором обязательств по договору (п. 3.1.4 договора).

22.09.2020 ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России и ООО «Капитал-Инвест» заключен договор об организации питания.

Согласно пункту 1.1 договора об организации питания данный договор является неотъемлемой частью договора № 883 от 22.09.2020 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления.

В соответствии с договором от 22.09.2020 № 893 об организации питания исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по организации питания обучающихся и сотрудников заказчика. Под организаций питания в целях данного договора понимается обеспечение обучающихся и сотрудников заказчика горячим питанием, в том числе буфетной продукцией. Исполнитель оказывает услуги в рабочие дни с 09-00 до 17-00.

При этом пунктом 2.3.1 договора от 22.09.2020 № 893 об организации питания предусмотрено, что исполнитель имеет право использовать производственные помещения столовой и оборудование для приготовления пищи третьим лицам в любое время, за исключением ночного (с 22-00 до 06-00).

Прокуратурой г. Архангельска 27.01.2023 был проведен осмотр на месте, по результатам которого составлен акт. В акте указано: «… <...> В ходе осмотра выявлено, что помещение разделено на 2 части, одна из которых используется с целью питания студентов и сотрудников университета, а другая для питания в том числе иных лиц (имеется свободный доступ со стороны ул. Свободы; размещена вывеска «Кафе Брусника»; размещена рекламная информация о возможности проведения фуршетов, обедов, свадеб; на момент осмотра находились люди верхней одежде, приобретающие продукцию...».

В представленных фотоматериалах к акту осмотра отражен вход в кафе со стороны ул. Свободы, вывеска «Брусника. Кафе, кондитерская», режим работы кафе «пн, вт, ср, чт, пт — 8‑19; сб, вс — 11-19», зал кафе, витрины с тортами, пирожными, пирогами и т.п., столики с меню «Завтраки», «уголок покупателя», на котором в том числе размещена следующая информация «Кафе «Брусника» приглашает Вас провести различные мероприятия: свадьбы, дни рождения, юбилеи, фуршеты, поминальные обеды. Качественное обслуживание, индивидуальный подход к каждому гостю. Принимаем заказы на изготовление тортов!».

Таким образом, прокуратурой установлено, что арендуемые помещения фактически разделены на две части, одна из которых используется с целью питания студентов и сотрудников университета (проход ограничен СКУД), а другая для питания неограниченного круга лиц. В указанную часть доступ свободный, имеется отдельный вход со стороны ул. Свободы, размещена вывеска «Кафе «Брусника».

При этом, представленные сведения о вывеске позиционируются не в качестве рекламы, а в качестве обозначения отдельного входа в кафе, в извещении неопределенного круга лиц о фактическом месте нахождения организации, возможности ее идентификации по коммерческому обозначению, профиле ее деятельности, направленности и фактической доступности услуг общественного питания, предоставляемых кафе «Брусника», неопределенному кругу лиц.

Информация: «Кафе «Брусника» приглашает Вас провести различные мероприятия: свадьбы, дни рождения, юбилеи, фуршеты, поминальные обеды. Качественное обслуживание, индивидуальный подход к каждому гостю. Принимаем заказы на изготовление тортов!» несмотря на размещение ее внутри кафе, следует признать распространенной среди неопределенного круга лиц, поскольку вход в кафе свободный и заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение такой информации должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц. Кроме того, предлагаться проведение мероприятий, не связанных с организацией питания студентов и сотрудников.

По мнению прокуратуры, ООО «Капитал-Инвест» использует помещения не в соответствии с целями договора аренды и исключением, предусмотренным пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а для предоставления услуг общественного питания неограниченному кругу лиц, что предполагает проведение аукциона на право заключения договора аренды в отношении таких помещений, который в рассматриваемом случае не проводился.

На основании части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу пункта 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном частью 1 данной статьи.

В соответствии с пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с пунктом 15 части 3 статьи 28, частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, и организация питания обучающихся возлагается на организацию, осуществляющую образовательную деятельность. При этом, согласно пункту 2 части 1 статьи 41 Закона об образовании организация питания обучающихся рассматривается как составной элемент охраны здоровья обучающихся.

Таким образом, положения пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставляют право для передачи государственного имущества с определенной целью, а именно, с целью организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/17.1-406/2023.

На основании пункта 10.10 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

На основании пункта 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Договор № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, заключен 22.09.2020.

Договор заключен на основании решения Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.09.2020 № 23-1/И/2-13676 и согласия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 02.09.2020 № 29/4918, на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом временной интервал исследования определен с сентября 2020 года по дату исследования.

В соответствии с пунктом 1.1 договора аренды от 22.09.2020 №  883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование нежилые помещения <...>

Согласно пункту 3.3.2 договора арендатор обязуется использовать объект в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора.

На основании п. 3.1.2 договора арендодатель должен создать арендатору необходимые условия для использования объекта в соответствии с целями, указанными в п. 1.1 договора.

На арендодателя в соответствии с п. 3.1.4 договора возложена обязанность контролировать выполнение арендатором обязательств по договору.

Собственником принято решение о порядке распоряжения государственном имуществом (письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.09.2020 № 23-1/И/2-13676), предполагающее его передачу в аренду для использования под размещение столовой обучающихся и сотрудников университета.

Вместе с тем, в помещениях <...> размещено кафе-кондитерская «Брусника». Вход в кафе со стороны ул. Свободы свободный, обозначен соответствующей вывеской, услуги общественного питания предоставляются неопределенному кругу лиц. Режим работы кафе выходит за пределы временного интервала, в который исполнитель в соответствии с договором от 22.09.2020 № 893 об организации питания оказывает услуги по организации питания обучающихся и сотрудников заказчика. ООО «Капитал-Инвест» предлагается предоставление дополнительных услуг (свадьбы, дни рождения, юбилеи, фуршеты, поминальные обеды, изготовление тортов), не связанных ни с организацией питания студентов и сотрудников, под которой в соответствии с договором от 22.09.2020 № 893 об организации питания понимается обеспечение обучающихся и сотрудников заказчика горячим питанием, в том числе буфетной продукцией в рабочие дни с 09-00 до 17-00, ни с целями использования имущества, установленными собственником (размещение столовой для обучающихся и сотрудников университета).

Кроме того, установив пунктом 2.3.1 договора от 22.09.2020 № 893 об организации питания, который является неотъемлемой частью договора № 883 от 22.09.2020 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, право исполнителя использовать производственные помещения столовой и оборудование для приготовления пищи третьим лицам в любое время, за исключением ночного (с 22-00 до 06-00), арендодатель изначально предоставил возможность использования арендуемого имущества в целях, не соответствующих пункту 1.1 договора аренды от 22.09.2020 № 883 (для организации питания студентов и сотрудников).

При этом статья 17.1 Закона о защите конкуренции не содержит нормы, предусматривающей возможность передачи без торгов государственного имущества для организации услуг общественного питания неограниченному кругу лиц.

Следовательно, фактическое использование феднрального имущества в рамках договора, заключенного на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, для открытия кафе для неограниченного круга лиц (то есть фактическое изменение целевого назначения объекта аренды), приводит к использованию имущества в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка.

Положения пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предоставляют право для передачи государственного имущества без торгов в исключительном случае с целью организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность. То есть, отсутствие необходимости проведения установленной законом процедуры конкурентного отбора на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и пользования в отношении государственного имущества, обусловлено конкретной целью — оказанием услуг общественного питания определенной группе потребителей (обучающимся и работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность).

При этом, заключение договоров аренды без проведения торгов на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является правом, а не обязанностью собственника (правообладателя) имущества.

В свою очередь, передача государственного имущества для организации услуг общественного питания неограниченному кругу лиц должна осуществятся в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, по итогам торгов, поскольку возможность предоставления такого имущества для организации услуг общественного питания неограниченному кругу лиц без проведения торгов данная статья не содержит.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному имуществу и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного имущества, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования государственным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Предоставление государственного имущества без проведения торгов для организации питания студентов и сотрудников университета, в то время как государственное имущество фактически используется для оказания услуг общественного питания неопределенному кругу лиц, должно рассматриваться как действия, направленные на обход процедур конкурентного отбора при предоставлении прав пользования государственным имуществом.

Деятельность кафе «Брусника» для неограниченного круга лиц является фактическим изменением целевого назначения объекта аренды государственного имущества, предоставленного в порядке исключения без проведения торгов для организации питания студентов и сотрудников.

Предоставление права пользования государственным имуществом для оказания услуг общественного питания неопределенному кругу лиц в отсутствие законных оснований создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование, и препятствует доступу к государственному имуществу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении государственного имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Фактическое предоставление федерального имущества в рамках договора № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, от 22.09.2020, заключенного ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России и ООО «Капитал-Инвест» на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов, в то время как ООО «Капитал-Инвест» организовало предоставление услуг общественного питания для неопределенного круга лиц (кафе «Брусника» со входом со стороны ул. Свободы), а также в установлении арендодателем возможности использования арендуемого федерального имущества в целях, не соответствующих организации питания студентов и сотрудников (пункт 2.3.1 договора от 22.09.2020 № 893 об организации питания), указывает на наличие в действиях ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России нарушения требований частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России надлежит принять меры, направленные на обеспечение использования федерального имущества, переданного в аренду на условиях договора аренды № 883 от 22.09.2020, для организации питания обучающихся и работников университета, не допуская фактического использования федерального имущества, предоставленного без проведения торгов для организации питания студентов и сотрудников университета, для оказания услуг общественного питания неопределенному кругу лиц, а также исключить из договора от 22.09.2020 № 893 об организации питания право исполнителя использовать производственные помещения столовой и оборудование для приготовления пищи третьим лицам, не являющимся студентами (обучающимися) и сотрудниками университета.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 51, ОГРН 1022900529431, ИНН 29001047671) нарушение требований частей 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в фактическом предоставлении федерального имущества в рамках договора № 883 о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, от 22.09.2020, заключенного ФГБУ ВО «СГМУ (г. Архангельск)» Минздрава России и ООО «Капитал-Инвест» на основании пункта 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов, в то время как ООО «Капитал-Инвест» организовало предоставление услуг общественного питания для неопределенного круга лиц (кафе «Брусника» со входом со стороны ул. Свободы), а также в установлении арендодателем возможности использования арендуемого федерального имущества в целях, не соответствующих организации питания студентов и сотрудников (пункт 2.3.1 договора от 22.09.2020 № 893 об организации питания);

2. Выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

принять меры, направленные на обеспечение использования федерального имущества, переданного в аренду на условиях договора № 883 от 22.09.2020, для организации питания обучающихся и работников университета, не допуская фактического использования федерального имущества, предоставленного без проведения торгов для организации питания студентов и сотрудников университета, для оказания услуг общественного питания неопределенному кругу лиц;

внести изменения в пункт 2.3.1 договора от 22.09.2020 № 893 об организации питания, исключив право исполнителя использовать производственные помещения столовой и оборудование для приготовления пищи третьим лицам, не являющимся студентами (обучающимися) и сотрудниками университета.

Предписание исполнить в срок до 04.12.2023.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 04.12.2023.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны