Решение б/н необоснована от 17 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 428оз-21

029/06/64-1272/2021

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница»

163045 г. Архангельск пр. Ломоносова 292

E-mail:BrosalinaEG@aokb.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «ТРАСТ ФАРМА»

115114, г. Москва, ул. Дербеневская, д.11, пом. 1

E-mail: trast_farma@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Врио заместителя руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Чирова Л.А.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Кокаревой М.В. (доверенность от 25.10.2021);

Заказчика: Бросалиной Е.Г. (доверенность от 14.12.2021), Исмагзамовой Л.И. (доверенность от 14.12.2021), Якимовой П.А. (доверенность от 14.12.2021);

Уполномоченного органа: Пантелеевой О.С. (доверенность от 03.03.2021 № 66-Д);

УСТАНОВИЛА:

07 декабря 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «ТРАСТ ФАРМА» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ Архангельской области «Архангельская областная клиническая больница» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку анализатора бактериологического для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматического (извещение №0124200000621008467).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе»

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 13.12.2021 № 201.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 13.12.2021 № 314-05-1170.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

30.11.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000621008467 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку анализатора бактериологического для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматического (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 282 297,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неверно выбран код КТРУ 26.60.12.119-00000159 Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический. По мнению Заявителя, в соответствии с требованиями к характеристикам, установленным в Техническом задании документации об аукционе, Заказчику требуется Анализатор культуры крови ИВД, автоматический код КТРУ 26.60.12.119-00000188.

На основании пункта 14 части 3 статьи 4 ФЗ «О контрактной системе» единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 5 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017№145 (далее - постановление № 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила КТРУ).

Согласно пп. "б" пункта 2 Правил КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.

Так, предметом закупки является поставка анализатора бактериологического для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматического.

Согласно извещению и аукционной документации при описании объекта закупки Заказчиком использован код КТРУ 26.60.12.119-00000159 «Анализатор бактериологический для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматический», во вкладке «Описание товара, работы, услуги» по данному коду КТРУ характеристики отсутствуют.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что объектом закупки является поставка анализатора бактериологического для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматического, относящегося к коду КТРУ 26.60.12.119-00000159, что в свою очередь, является потребностью Заказчика, так как позволяет исследовать различные типы исследуемых образцов (кровь, ликвор, прочие стерильные жидкости тела).

При этом доказательств в подтверждение своего довода Заявителем Комиссии Архангельского УФАС России представлено не было.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в жалобе указывает на то, что «описание объекта содержит исключительные требования к характеристикам товара, которые указывают в совокупности на конкретную модель конкретного производителя, а именно – Анализатор бактериологический BD ВАСТЕС FX 40, Бектон Дикинсон США, что является прямым ограничением конкуренции».

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к техническим характеристикам анализатора бактериологического для идентификации микроорганизмов ИВД, автоматического, в том числе:

Неинвазивный метод детектирования роста микроорганизмов (флюоресценция или колориметрия)

наличие

Модульное исполнение анализатора

наличие

Единый интерфейс управления модулями

наличие

Интерфейс для подключения дополнительных модулей

наличие

Селективные среды для грибов, ингибирующие рост бактериальной флоры

наличие

Лизирующая среда для обнаружения частично фагоцитированных микроорганизмов

наличие

Отсутствие привязанности флакона к конкретной станции прибора

наличие

Автономная регулировка температуры каждого отсека прибора

наличие

Форма флаконов позволяет проводить взятие крови с использованием держателей для вакуумных пробирок

наличие

Оповещение о положительной гемокультуре в виде звукового и светового сигнала

наличие

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заказчиком выбран анализатор с характеристиками, которые обусловлены потребностью Заказчика в проводимых исследованиях. Все производители кроме «Бектон Дикинсон энд Компани» предлагают использовать для выявления грибов в крови пациентов аэробные флаконы. Производители бактериологических анализаторов предлагают большой ассортимент флаконов с питательными средами, которые отвечают требованиям различных клинических случаев. Тем не менее, для культивирования грибов из образцов биологических жидкостей наиболее эффективным является использование специализированных селективных сред, повышающих процент высеваемости за более короткий промежуток времени. Для того, чтобы уменьшить бактерицидное действие человеческой сыворотки и способствовать выделению возбудителей инфекции из клеток сыворотки крови человека, в среде желательным является наличие литического компонента. Лизирующий компонент повышает высеваемость микроорганизмов благодаря лизису лейкоцитов, что снижает влияние иммунного ответа организма на исследование образца, что важно при диагностике сепсиса, вызванного анаэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов. Так, в среде BD ВАСТЕС Lytic/10 Anaerobic/F пристутствует сапонин, благоприятно влияющий на развитие и рост анаэробной флоры из образца крови. Держатель для вакуумных пробирок позволяет проводить одновременное взятие крови как на гемокультивирование, так для других видов лабораторных исследований. Форма флакона Becton Dickinson позволяет применять как специализированные системы взятия материала, так и держатели вакуумных пробирок, которые стоят дешевле. Отсутствие необходимости приобретения дополнительных дорогостоящих специализированных систем для взятия материала на гемокультивирование обеспечивает экономию бюджетных средств (как на покупку, так и на утилизацию лабораторного пластика) Характеристикам «отсутствие привязанности флакона к конкретной станции прибора, автономная регулировка температуры каждого отсека прибора, модульное исполнение анализатора, единый интерфейс управления модулями, интерфейс для подключения дополнительных модулей, отсутствие привязанности флакона к конкретной станции прибора, автономная регулировка температуры каждого отсека прибора, оповещение о положительной гемокультуре в виде звукового и светового сигнала» соответствует не менее 2-х анализаторов, зарегистрированных на территории РФ, 2-х разных производителей: Bact/Alert 3D, bioMerieux, BD ВАСТЕС FX, Becton Dickinson.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в документации об аукционе требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определение на основании 3-х коммерческих предложений. Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что в описании объекта закупки используются характеристики, отсутствующие в ГОСТ Р 55991.7-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 7. Автоматические анализаторы для общеклинических исследований. Технические требования для государственных закупок».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что ГОСТ Р 55991.7-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 7. Автоматические анализаторы для общеклинических исследований. Технические требования для государственных закупок» утвержден для добровольного применения и не отражает потребности Заказчика в приобретаемом оборудовании в рамках рассматриваемого электронного аукциона, поскольку приобретаемый анализатор бактериологический не является анализатором для общеклинических исследований. Следовательно, ГОСТ Р 55991.7-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Медицинские изделия для диагностики ин витро. Часть 7. Автоматические анализаторы для общеклинических исследований. Технические требования для государственных закупок» при проведении рассматриваемого электронного аукциона не применяется.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ТРАСТ ФАРМА» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Л.А. Чирова

Связанные организации

Связанные организации не указаны