Решение б/н Решение и предписание по делу №03-05/43 -11 от 31.05.2011 от 6 июня 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Untitled Document

РЕШЕНИЕ
31 мая 2011 года                                                                                                     г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель Комиссии: Гниденко Л.М.,
члены комиссии: Шестакова Н.М., Синебрюхова Л.И.

              рассмотрела дело № 03-05/43-2011 по признакам нарушения требований ч. 7 ст. 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» по факту размещения в рекламно-информационном издании «Ваш Дом» № 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь)  рекламы следующего содержания: «Турагентство Рай…Прямые вылеты в Египет (от 15 т.р.) кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..»
в присутствии:
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе – ИП Шведюк Натальи Петровны;
представителя ИП Абрамова Олега Евгеньевича - Вировой Оксаны Юрьевны, главного редактора газеты «Ваш Дом» (доверенность от 27.05.2011);

УСТАНОВИЛА:
              В рекламно-информационном издании «Ваш Дом» № 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь)   размещена реклама: «Турагентство Рай…Прямые вылеты в Египет (от 15 т.р.) кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..» с признакаминарушения ч.7 ст.5 и ч.1 ст.28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в качестве товара рассматриваются также работы и услуги.
Рассматриваемое рекламное объявление распространено в печатном издании, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к туристическим услугам (туры и круизы) и к финансовым услугам по страхованию, а также формирует и поддерживает интерес к ним и продвигает на рынке реализации товаров народного потребления., т.е. отвечает законодательному определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе».
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О рекламе»).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно ч. 11 ст. 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Регулируемые нормами гражданского законодательства кредитные правоотношения различны по своему содержанию и субъектному составу. В частности, статья 488 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусматривает продажу товара в кредит, под которой понимается оплата товара через определенное время после его передачи покупателю. Параграфы 2 и 3 главы 42 ГК РФ регулируют правоотношения по предоставлению банковского, товарного и коммерческого кредита.
В соответствии с договором на размещение рекламных и рекламно-информационных материалов от 01 ноября 2010 г. заказчик (в лице ИП Шведюк Натальи Петровны) поручает, а Исполнитель (ИП Абрамов О.Е.) принимает на себя обязательства по размещению рекламы заказчика в газете «Ваш дом» по расценкам, действующим на момент публикации. Согласно п.2.4 и п.2.5 договора исполнитель публикует рекламу после утверждения оригинал-макета заказчиком. Если по его вине допущены ошибки, искажающие смысл рекламы, то объявления должны быть напечатаны в исправленном виде бесплатно. Исполнитель вправе отказать в публикации или внести по согласованию с заказчиком изменения в рекламные материалы, если они не отвечают действующему законодательству.
Данное рекламное объявление было опубликовано в газете «Ваш Дом» № 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь).
В ходе запрашиваемой информации было установлено, что между ИП Шведюк Н.П. и ОАО «АЛЬФА-БАНК» заключен договор о сотрудничестве № АП29010084 от 28 мая 2009 года о порядке взаимодействия сторон  при обслуживании клиентов, приобретающих в торговой точке товар с оплатой за счет кредита, предоставленного клиенту банком, а также порядок доставки документов клиентов, оформленных при предоставлении кредита. Между ИП Шведюк Н.П. и ЗАО «Страховая группа Спасские ворота» заключен агентский договор № 147 от 30 сентября 2010 года, предметом которого является осуществление агентом от имени и по поручению страховщика деятельности, направленной на заключение российскими и иностранными физическими и юридическими лицами со страховщиком договоров страхования.
В силу части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
На основании пункта 2 статьи 4 Федерального Закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135 «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции») под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15275/08 от 31.03.2009 и № 15340/09 от 31.03.2009 поддержана правовая позиция антимонопольных органов, касающаяся оценки рекламы финансовых, в том числе банковских услуг, на соответствие требованиям законодательства о рекламе. Судами отмечено, что реклама банковских услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, отсутствие каких-либо сведений в рекламе может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
Опубликованный текст рекламного объявления содержит условие приобретения туров в кредит и страхование по ним, при этом для его обозначения используется текстовой оборот «кредит и страхование». 
Рассматриваемая реклама формирует интерес к конкретным финансовым услугам: банковским услугам по предоставлению кредита и услугам страхования. При этом в данном рекламном объявлении не указаны сведения о лице, осуществляющем страхование.
Текст размещенного рекламного объявления не соответствует требованиям ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе», так как не содержит информации о лице, оказывающем финансовые услуги, в то время как страхование осуществляется ЗАО «Страховая группа Спасские ворота».
               
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку указанная реклама финансовой услуги по представлению кредита и страхования  направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Отсутствующая в рекламе информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителей относительно содержания кредитных отношений и лиц, предоставляющих кредит и осуществляющих страхование.
В момент восприятия рассматриваемой рекламы у потребителя создается впечатление о возможности  страхования непосредственно в турагентстве «Рай». Вместе с тем, как установлено материалами дела, ИП Шведюк Н.П. самостоятельно не осуществляет страхование.
При размещении данного рекламного объявления должны были быть указаны сведения о лице, осуществляющем страхование.
Отсутствие информации о лице, осуществляющим страхование, вводит в заблуждение потребителей рекламы, что противоречит ч. 7 ст. 5 и ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе».
Учитывая указанное, рассматриваемая реклама распространена с нарушением ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». 

Таким образом, в данном случае имеет место реклама, не отвечающая требованиям ФЗ «О рекламе». В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
               На основании части 6 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 несет рекламодатель, рекламодателем является  ИП Шведюк Наталья Петровна  <..>, что подтверждается договором от 1 ноября 2010 г., электронной перепиской между ИП Шведюк Н.П. и газетой «Ваш Дом» от 25.11.2010 г., контрольная лента с оплатой рекламы от 02.12.2010 г.
Договор на размещение рекламных материалов от 1 ноября 2010 г. был подписан учредителем газеты «Ваш дом» ИП Абрамовым О.Е. и директором турагентства «Рай» ИП Шведюк Н.П. Кроме того, на договоре от 01.11.2010 представлена печать ИП Абрамовым О.Е. и печать ИП Шведюк Н.П., договор фактически исполнен в их интересах.

               В заседании комиссии ИП Шведюк Н.П. пояснила, что при подаче готового макета для опубликования в газете «Ваш дом» она приняла к сведению, что в случае если макет не отвечает действующему законодательству,  ИП Абрамов О.Е. или сотрудники редакции газеты «Ваш дом» укажут на недочеты, которые подлежат исправлению. Рекламодатель пояснила, что после № 47 (589) от 04.12.2010 газеты «Ваш дом» не публикует рекламу в связи с тяжелым материальным положением.
              Согласно части 7 статьи 38 закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 несет рекламораспространитель, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Абрамов Олег Евгеньевич – учредитель газеты «Ваш дом» (ИНН 290100777241, г.Архангельск, ул.Выучейского,14, 2 этаж), что подтверждается договором от 1 ноября 2010 г.
               Главный редактор газеты «Ваш дом» Вирова О.Ю. в заседании комиссии сообщила, что макет для публикации в газете «Ваш дом» был выслан ИП Шведюк Н.П. по электронной почте в готовом для публикации виде 25 ноября 2010 г. без возможности внесения каких-либо изменений со стороны редакции.
В силу ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекламодателем и рекламораспространителем в заседание Комиссии от 16.02.2011 по делу № 03-05/43-2011 не представлены доказательства об устранении нарушений ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33 и ч. 1 ст. 36 ФЗ «О рекламе», абзацем «е» пункта 36, пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508), Комиссия Архангельского УФАС России

 

РЕШИЛА:

               1. Признать, размещенную в рекламно-информационном издании «Ваш Дом» № 47 (589) от 04.12.2010 на странице 7 (семь) рекламу: «Турагентство Рай…Прямые вылеты в Египет (от 15 т.р.) кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
              2. Признать ИП Шведюк Наталью Петровну нарушившей требования ч.7 ст.5 и ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
             3. Признать ИП Абрамова Олега Евгеньевича нарушившим требования ч. 1 ст. 28 ФЗ «О рекламе».
            4. Выдать ИП Шведюк Наталье Петровне предписание о прекращении и недопущении впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
           5. Выдать ИП Абрамову Олегу Евгеньевичу предписание о прекращении и недопущении впредь нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.
           6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП Абрамова О.Е. и ИП Шведюк Н.П., предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «6» июня 2011 года.

 

В соответствии с п. 1 ст. 37 ФЗ «О рекламе» решение, предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

31 мая 2011 года                                                                                                     г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:
председатель Комиссии:      Гниденко Л.М.,
члены комиссии:                   Шестакова Н.М., Синебрюхова Л.И.
                на основании своего решения от 31.05.2011 по делу № 03-05/43-2011 о нарушении ИП Шведюк Натальей Петровной  части 7 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

               1.ИП Шведюк Наталье Петровне  (<..>) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение ненадлежащей рекламы: «Турагентство Рай…Прямые вылеты в Египет (от 15 т.р.) кредит и страхование, авиа и ж/д билеты…..» в печатных СМИ.
2.ИП Шведюк Наталье Петровне  в срок до 31 июня 2011 года представить в Архангельское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание антимонопольного органа может быть оспорено в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня выдачи предписания.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны