Решение б/н См.файл от 28 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 66юл-22

029/07/3-1139/2022

Заказчик (Организатор закупки):

АО «ПО «Севмаш»

Архангельское шоссе, дом 58, город Северодвинск,

Архангельская область, 164500

Е-mail: smp@sevmash.ru,

umoz@sevmash.ru

Заявитель:

ООО "АВЕСТА"

194044, Санкт-Петербург, ул. Чугунная, д.20, лит. З

E-mail:

info@avestabase.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

28 декабря 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: Калибабчук И.А. (доверенность от 23.12.2022 №922), Гришкевич Н.В. (доверенность от 23.12.2022 №922), Ефремовой И.С. (доверенность от 23.12.2022 №922);

Заказчика: Анисимовой А.В. (доверенность от 21.12.2021 № 6), Дорофеевой Н.А. (доверенность от 28.12.2022 №93), Сальникова С.А. (доверенность от 28.12.2022 №92), Родина А.Ю. (доверенность от 28.12.2022 №94);

УСТАНОВИЛА:

21 декабря 2022 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "АВЕСТА" (далее – Заявитель) на действия закупочной комиссии, созданной заказчиком – АО «ПО «Севмаш» (далее – Заказчик, закупочная комиссия) при проведении запроса предложений (извещение АСТ ГОЗ №220574800524) на право заключения договора на выполнение работ по монтажу вентиляционных систем для участка лакокрасочных покрытий цеха №6 АО "ПО "Севмаш".

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия комиссии, созданной Заказчиком, в связи с неправомерным выбором победителя.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

АО «ПО «Севмаш» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в акционерном обществе принято Положение о закупке 67-001, одобренное Советом директоров АО «ПО «Севмаш» (протокол от 29.12.2018 № СД-50/2018) (далее – Положение о закупке).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком на сайте электронной площадки АСТ ГОЗ размещено извещение о запросе предложений в электронной форме (извещение АСТ ГОЗ № 220574800524) и документация о закупке на право заключения договора на выполнение работ по монтажу вентиляционных систем для участка лакокрасочных покрытий цеха № 6 АО «ПО «Севмаш» (далее – документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 47 577 709,57 руб.

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочной комиссией нарушен порядок оценки по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», а именно: при подсчете баллов по указанному критерию закупочной комиссией не учтена часть аналогичного опыта, представленного Заявителем в составе заявки.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии №6385/22836/3938 от 16.12.2022 заявки на участие в запросе предложений были оценены в соответствии с критериями, указанными в документации о закупке, а именно:

«…№77682 - итоговый рейтинг 98,97 баллов (цена договора 78,97 баллов, опыт выполнения аналогичных работ 20,00 баллов);

  • №41113 - итоговый рейтинг 99,13 баллов (цена договора 80 баллов, опыт выполнения аналогичных работ 19,13 баллов).

В соответствии с В.1.4.11 Положения о закупке 67-001 заявкам на участие в конкурсе присвоить порядковые номера (в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора):

  • Первый номер участник №41113;
  • Второй номер - участник №77682.

…».

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2 части 5.2.2 Положения о закупке.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно пункту 10 части 7.3.2.5 Положения о закупках в документации о закупке устанавливаются критерии и порядок оценки и сопоставления заявок (если применяется).

Для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в конкурсе и запросе предложений, ЗК должна сопоставлять и оценивать такие заявки по критериям, указанным в закупочной документации (пункт 8.5.1 Положения о закупках).

Пунктом В.1.4.10 Положения о закупке определено, что закупочная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в закупочной документации.

В пункте 4.1.29 документации о закупке указано, что порядок оценки заявок изложен в разделе 5 документации о закупке.

Пунктами 5.1.1 и 5.1.2 документации о закупке определено, что для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в процедуре закупки, закупочная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки в соответствии с критериями, указанными в документации о закупке. Критериями оценки заявок на участие в процедуре закупки являются следующие:

№ п/п

Наименование критерия

Обозначение

Значимость критерия, %

Коэффициент значимости

1

Цена договора

Ц

80

0,80

2

Опыт оказания аналогичных работ

ОР

20

0,20

Пунктом 5.3.1 раздела 5 документации о закупке установлено, что для определения рейтинга заявок по критерию «опыт оказания аналогичных работ» установлены следующие показатели:

№ п/п

Наименование показателя

Обозначение ( ОРj)

1

Опыт выполнения работ по монтажу систем вентиляции, включая поставку материалов и оборудования, относящегося к данным системам вентиляции.

ОР1

2

Опыт выполнения работ по монтажу и пусконаладке цепей автоматики, включая поставку материалов и оборудования, относящегося к данным системам автоматики.

ОР2

В соответствии с пунктом 5.3.2 раздела 5 документации о закупке опыт выполнения работ по каждому показателю измеряется стоимостью работ, выполненных участником за период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие, установленной в документации о закупке, независимо от даты заключения договора.

Пунктом 5.3.3 раздела 5 документации определено, что для оценки заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» принимаются договоры, исполненные в полном объеме независимо от даты заключения договора, по которым работы, аналогичные предмету закупки, были выполнены в указанном в пункте 5.3.2 периоде.

В соответствии с пунктом 5.3.7 раздела 5 документации о закупке количество баллов, присуждаемых заявке по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ», определяется по формуле:

Где:

i – порядковый номер участника (оцениваемое предложение); ОУmax – наибольший опыт оказания услуг, аналогичных предмету закупки, в поступивших заявках (без учета НДС, руб.);

n – количество показателей;

ORji– суммарная стоимость работ по показателю j в оцениваемом предложении (без учета НДС, руб.);

ORj max- наибольшая суммарная стоимость работ по показателю j в поступивших заявках (без учета НДС, руб.)

В соответствии с пунктом 5.3.8 раздела 5 документации о закупке рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «опыт выполнения аналогичных работ», определяется по формуле:

RОРi = 0.2* БОРi

где:

RОРi - рейтинг заявки по критерию «опыт выполнения аналогичных работ».

БОРi - количество баллов, полученных участником по результатам оценки по критерию «опыт выполнения аналогичных работ».

Согласно пункту 5.3.4 документации о закупке оценка заявок производится на основании документов, представленных в соответствии с требованиями пункта 4.1.28 документации о закупке в совокупности.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что для определения рейтинга заявок по критерию «Опыт выполнения аналогичных работ» оценивался опыт оказания участником работ, аналогичных предмету закупки.

Договор № 12/27/08-2018 от 27.08.2018 «На поставку стационарной системы вакуума», включает в себя поставку оборудования и комплектующих, шеф-монтаж, пуско-наладку. Согласно пункту 1.1 указанного договора под шеф-монтажными работами понимается наблюдение за установкой оборудования, производимой заказчиком, консультирование и организационно-техническое руководство. Оборудование по договору представляет собой стационарный пылесос Е- Pak DX 50Гц, 400В (приложение № 1 «спецификации и технические характеристики»), что не является системой вентиляцией, а является системой пылеуборки.

Следовательно, работы по шеф - монтажу стационарной системы вакуума и выполнение пусконаладочных работ системы вакуума не являются работами по монтажу вентиляции и не являются аналогичными предмету закупки.

По договору № 0424100000318000074-0201983-01/6185/39690 от 11.12.2018 в составе заявки участником представлено только 5 дополнительных соглашений.

Согласно материалам дела, к договору № 0424100000318000074-0201983-01/6185/39690 от 11.12.2018 заключены также дополнительное соглашение № 6, дополнительное соглашение № 7, дополнительное соглашение № 8 и дополнительное соглашение № 9 (заключено 07.10.2022г).

Согласно пункту 5.3.4 раздела 5 документации о закупке оценка заявок производится на основании документов, представленных в соответствии с требованиями пункта 4.1.28 документации о закупке в совокупности. Пунктом 4.1.28 документации о закупке предусмотрено предоставление договора и дополнительных соглашений к договорам с приложением сметных расчетов (при наличии) на выполнение работ, аналогичных предмету закупки в соответствии со справкой об опыте исполнения договоров. В нарушение указанных пунктов документации о закупке, полный пакет документов по договору в составе заявки участником не представлен.

Часть работ по указанному договору выполнены и приняты АО «ПО «Севмаш» только 21.10.2022 (КС -3 № 45 от 06.09.2022, КС -2 № 269 от 06.09.2022, КС -2 № 270 от 06.09.2022, КС -2 № 271 от 06.09.2022, КС -2 № 272 от 06.09.2022.). Дата окончания срока подачи заявок - 29 сентября 2022 года.

Таким образом, на момент окончания срока подачи заявок, договор не исполнен в полном объеме.

По договору № 6185/50276 от 28.08.2020: срок окончания выполнения работ по указанному договору - 31.12.2022, срок действия договора - 31.03.2023 (согласно Дополнительному соглашению № 1 к договору). На момент окончания срока подачи заявок, договор не исполнен в полном объеме.

По договору № 6385/51270 от 01.07.2021: срок окончания выполнения работ по указанному договору - май 2023 года (установлен Дополнительным соглашением № 1 к договору), срок действия договора - 31.07.2023. На момент окончания срока подачи заявок, договор не исполнен в полном объеме.

По договору № 6185/54944 от 05.10.2021: срок окончания выполнения работ по указанному договору - 30.09.2022 (установлен Дополнительным соглашением № 1 к договору), срок действия договора - 31.12.2022г. Часть работ по указанному договору приняты АО «ПО «Севмаш» в октябре 2022 года (КС -2 № 40 от 06.09.2022, КС -2 № 41 от 07.10.2022, КС - 2 № 272 от 06.09.2022, КС -3 № 13 от 06.09.2022, КС -3 № 14 от 07.10.2022).

Таким образом, на момент окончания срока подачи заявок (дата окончания срока подачи заявок - 29 сентября 2022 года) договор не исполнен в полном объеме.

Договор № 16/19 от 03.09.2019: «работы по оснащению цеха высоковакуумной системой аспирации». Вид выполняемых работ: поставка, монтаж и пусконаладочные работы системы высоковакуумной аспирации для удаления и фильтрации сварочныхь аэрозолей, а так же обеспечения уборки в цеху сборки.

В соответствии с пунктом 3.1.2 СП 60.13330.2020 вентиляция: обмен воздуха в помещениях для удаления избытка теплоты, влаги и вредных веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемом помещении или рабочей зоне.

Согласно договору № 16/19 от 03.09.2019 вместо вентиляционного оборудования, монтируют стационарную высоковакуумную фильтрующую установку «АВПАК»; вместо воздуховодов, монтируют вакуумные трубопроводы.

В соответствии с ГОСТ 22270-2018 аспирация: вид вентиляции, предназначенной для удаления мелких сухих частиц из-под укрытий транспортно-технологического оборудования и рабочей зоны, с использованием метода всасывания их потоком воздуха в воздуховод, по которому частицы с потоком воздуха попадают в фильтр или отстойник.

Согласно пояснениям Заказчика, аспирация отличается от вентиляции тем, что в вентиляции работа системы сосредоточена на управлении потоками воздуха как таковыми, а в аспирации воздух используется лишь в качестве носителя, а работа системы сосредоточена на удалении мелких сухих частиц. Система аспирации, является вспомогательным процессом пылеуборки.

Следовательно, работы по монтажу аспирации и выполнение пусконаладочных работ систем аспирации нельзя приравнять к работам по монтажу вентиляции, указанные работы не являются аналогичными предмету закупки.

По договору № 6185/53253 от 10.11.2021 КС - 2 № 10 от 25.05.2022 относится к разделу ТМ: трубопроводы пароснабжения и конденсатопроводов. Указанные работы не относятся к работам, аналогичным предмету закупки. КС - 2 № 11 от 25.05.2022 относится к разделу ТМ: строительные решения для сетей ТМ. Указанные работы также не относятся к работам, аналогичным предмету закупки. КС - 2 № 13 от 25.05.2022 – соглано пояснениям Заказчика учтен (представлено техническое заключение Энерго - механического управления от 09.12.2022 № 63.64.21/7005).

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 4.1.28 документации о закупке участник для подтверждения соответствия оценочным критериям в составе заявки представляет следующие документы:

а) справку об опыте исполнения договоров на выполнение работ, аналогичных предмету закупки, за период с 01.01.2019 до даты окончания срока подачи заявок на участие независимо от даты заключения договора (по форме 7 подраздела 8.7);

б) договоры (контракты) и дополнительные соглашения к договорам (контрактам) с приложением сметных расчетов (при наличии) на выполнение работ, аналогичных предмету закупки, в соответствии со справкой об опыте исполнения договоров;

в) акты о приемке выполненных работ, аналогичных предмету закупки, в которых указан состав работ, их объем и стоимость по договорам в соответствии со справкой об опыте исполнения договоров.

В пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, разъяснено, что «Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции».

В рассматриваемом случае критерий «Опыт оказания аналогичных работ» позволяет судить об опыте участника закупки и его способности выполнить свои обязательства, предусмотренные закупочной документацией. Данный критерий в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.

Установленные Заказчиком требования (критерии) не являются нарушением принципа равноправия, поскольку эти требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Максимальный суммарный вес (значимость) оспариваемого критерия «опыт оказания аналогичных работ» составляет 20%. При этом следует отметить, что любой из участников закупки имеет возможность подать лучшее предложение по другому критерию - «Цена договора» (вес критерия - 80%).

Таким образом, в действиях закупочной комиссии нарушений ФЗ «О закупках» не выявлено.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "АВЕСТА" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны