Решение №04-05/3560/23 См.файл от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 203мз-23

029/06/33-602/2023

Заказчик:

Администрация муниципального образования «Коношский муниципальный район»

164010, Архангельская область, Коношский район, Коноша рп, ул. Советская, д. 76

E-mail: arhmokmr@yandex.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

       
       
 

РЕШЕНИЕ

03 июля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Плюснина Н.С. (доверенность от 18.01.2023 №1);

Заказчика: Степаненко Г.В. (доверенность от 29.06.2023); Харламовой М.А. (доверенность от 29.06.2023).

УСТАНОВИЛА:

26 июня 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП (далее – Заявитель) на действия заказчика – Администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на изготовление, доставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ твердотопливной модульной котельной мощностью 1,26 МВт в пос. Ерцево-1 Коношского района Архангельской области (извещение №0124300019523000008).

30 июня 2023 года в Архангельское УФАС России от Заявителя поступили дополнения к жалобе.

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.06.2023 №01-24/1756.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

16.06.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №0124300019523000008 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на изготовление, доставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ твердотопливной модульной котельной мощностью 1,26 МВт в пос. Ерцево-1 Коношского района Архангельской области (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 6 414 666,66 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

1. Заявитель в своей жалобе указал, что срок оплаты, установленный в Техническом задании, не соответствует сроку оплаты в проекте контракта, что в свою очередь нарушает требования ФЗ «О контрактной системе» и вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.

Частью 3 статьи 7 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что информация, предусмотренная указанным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 указанного Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 указанного Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Частью 13.1 статьи 34 ФЗ установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 указанного Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно пункту 2.7 электронного документа «Проект муниципального контракта …», размещенного в составе Извещения и являющийся его неотъемлемой частью, оплата по контракту производится при отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ в течение 7 (Семи) рабочих дней со дня подписания Заказчиком Акта о приёмке выполненных работ Заказчиком в единой информационной системе, а также предоставления Подрядчиком счета и/или счета-фактуры.

Вместе с тем, в электронном документе «Техническое задание …», размещенном в составе Извещения и являющемся его неотъемлемой частью, содержатся положения о сроках и условиях оплаты: «Оплата оказанных работ производится «Заказчиком» путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, в течение 20 (двадцати) рабочих дней после подписания акта выполненных работ, на основании представленных документов Подрядчиком».

Техническое задание также является приложением №1 к проекту муниципальному контракта.

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что в данном случае Заказчиком была допущена техническая ошибка при указании сроков оплаты в Техническом задании.

Следовательно, положения проекта муниципального контракта противоречат Техническому заданию.

Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение части 3 статьи 7 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Заявитель в своей жалобе указал, что исходя из официальных данных, размещенных в открытых источниках сети Интернет, указанный Заказчиком адрес выполнения работ (пос. Ерцево-1 Коношского района Архангельской области) не существует.

Пунктом 6 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

Согласно Техническому заданию место поставки определено Заказчиком следующим образом: Архангельская область, Коношский район, п. Ерцево-1, ул. Комсомольская 9Б.

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что поселок Ерцево-1 Коношского района Архангельской области находится на территории МО «Ерцевское» и относится к поселку Ерцево Коношского района Архангельской области», но имеет почтовый адрес Ерцево-1 (индекс 164001).

Дополнительно в разъяснениях от 23.06.2023 Заказчик указал кадастровый номер земельного участка (место поставки: Архангельская область, Коношский район, п. Ерцево-1, ул. Комсомольская 9Б) - 29:06:071401:1311, соответственно любой потенциальный участник мог точно определить место размещения котельной.

Кроме того, в материалах дела содержится распоряжение Правительства Архангельской области от 20.04.2023 №276-рп о выдаче средств из резервного фонда Правительства Архангельской области министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (для бюджета Коношского муниципального района Архангельской области). Согласно указанному распоряжению министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области выделяется из резервного фонда Правительства Архангельской области 6 414 666,66 рубля (КБК 023 0502 6700071400 540, рег. Класс 200000) в форме иного межбюджетного трансферта для бюджета Коношского муниципального района Архангельской области на изготовление, доставку, монтаж и проведение пусконаладочных работ твердотопливной модульной котельной мощностью 1,26 МВт в пос. Ерцево-1 Коношского района Архангельской области.

На основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России не находит в действиях Заказчика нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

3. Заявитель в своей жалобе указал, что указанные в Техническом задании технические решения не обеспечивают третью степень огнестойкости здания (строения). Согласно таблице 21 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения третьей степени огнестойкости здания (строения) несущие стены, колонны и другие несущие элементы должны иметь предел огнестойкости – R45. ИП указывала Заказчику, что предел огнестойкости строительных конструкций, выполненных из стальных труб квадратного сечения 80х80х3мм без применения специальных огнестойких составов для металлоконструкций не обеспечивает значение – R45. Однако, Заказчик только указал в разъяснениях, что внесет изменения в Извещение, указанных действий не совершил, что и послужило основанием для направления жалобы.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 2 статьи 87 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к указанному Федеральному закону.

В таблице 21 приложения к указанному Федеральному закону установлено:

Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков

Предел огнестойкости строительных конструкций

Несущие стены, колонны и другие несущие элементы

III

R 45

Заказчик в Техническом задании при описании здания БМК указал следующее:

« …Несущая конструкция здания собирается из стальных труб квадратного сечения 80х80х3мм, пол металлический из рифленого листа толщиной 3мм, утеплен листами утеплителя минеральной ватой толщиной 80 мм, низ днища обшит листовым железом толщиной 1мм. Металлоконструкция крыши изготовлены из трубы квадратного сечения 80х80х3мм, поперечные прогоны из трубы квадратного сечения 80х60х3мм. Каркас модулей котельной – стальной. Прогоны, балки, стойки и ригели стен выполнены из профиля квадратного и прямоугольного ГОСТ 30245-2003.

Степень огнестойкости – III…».

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что блочно-модульная котельная, поставляется на объект в виде транспортабельных блоков. Здание блочно-модульной котельной, сооружается из сборных металлоконструкций (модулей). Отдельные модули представляют собой секции с каркасной металлической конструкцией (покрытой специальным огнезащитным составом) и ограждающими элементами из негорючих сэдвич-панелей.

В качестве подтверждения «степени огнестойкости - III» Подрядчик обязан предоставить сертификаты на материалы в части огнестойкости, подтверждать степень огнестойкости здания сертифицированным органом не требуется.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки и требований ФЗ «О контрактной системе».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок ФЗ «О контрактной системе» возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика в порядке главы 6 ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Кроме того, Заявителем в материалы дела не предоставлены какие-либо математические расчеты, подтверждающие, что предел огнестойкости строительных конструкций, выполненных из стальных труб квадратного сечения 80х80х3мм, без применения специальных огнестойких составов для металлоконструкций не обеспечивает значение – R45.

Комиссия Архангельского УФАС России считает, что Заказчик не может в описании объекта закупки детализировать абсолютно все действия Подрядчика при исполнении его обязательств по контракту. Потенциальный участник закупки, являясь профессиональным игроком рынка, при изучении извещения об осуществлении закупки должен оценить свои умения, навыки, рассчитать предпринимательские риски, проанализировать, какие дополнительные действия, он должен будет совершить для добросовестного исполнения контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России не находит подтверждения того, что в разъяснениях от 23.06.2023 Заказчик согласился с данным доводом Заявителя и принял решение внести изменения в Извещение.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

4. Заявитель в своей жалобе указал, что установленный Заказчиком в Техническом задании параметр «Надежность электроснабжения – по второй категории» противоречит пункту 16.7 «СП 89.13330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76» (далее – СП 89.13330.2016).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 4.18 СП 89.13330.2016 установлено, что независимо от установленной мощности, электроснабжение котельных устанавливается по второй категории согласно ПУЭ (Правила устройства электроустановок) с учетом требований пункта 16.7.

Согласно пункту 16.7 СП 89.13330.2016 электродвигатели сетевых и подпиточных насосов в котельных, вырабатывающих в качестве теплоносителя воду с температурой выше 115 °C, а также питательных насосов (при отсутствии питательного насоса с паровым приводом) независимо от категории котельной, как источника отпуска тепловой энергии, а также все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относят по условиям электроснабжения к первой категории.

В рассматриваемой закупке Заказчик закупает котельную, которая является твердотопливной модульной котельной.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России, представители Заказчика пояснили, что ресурсоснабжающая организация на территории Коношского района (ПАО «Россети») не имеет возможности обеспечить подключение котельной к первой категории, следовательно, требовать от потенциального подрядчика условия (подключение котельной к первой категории надежности) изначально не выполнимые, что не позволит исполнить муниципальный контракт. В связи с вышеизложенным и предусмотрено обеспечение котельной дизельно-генераторной установкой.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в Техническом задании не содержится обоснование необходимости использования второй категории надежности электроснабжения вместо первой. Также в материалах дела не содержится официальных ответов от ресурсоснабжающей организации на территории Коношского района (ПАО «Россети») о невозможности подключения объекта Заказчика по первой категории надежности электроснабжения.

Таким образом, Заказчик нарушает требования части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Данное нарушение не повлияло на выбор победителя закупки.

5. Заявитель в своей жалобе указал, что в Техническом задании отсутствуют требования об установке золоуловителей.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что золоулавливающие устройства требуются для эксплуатации котельной, но покупка их подрядчиком не требуется, такие устройства обеспечит ресурсоснабжающая организация при использовании котельной.

При таких обстоятельствах факт нарушения ФЗ «О контрактной системе» Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно части 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

23.06.2023 Заказчиком в ЕИС были опубликованы Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 23.06.2023 №РИ2. Согласно пункту 1 указанных разъяснений Заказчик принял решение внести изменения в техническое задание по срокам оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации (установить срок оплаты 7 рабочих дней после подписания акта выполнения работ).

Однако указанные изменения Заказчиком в Извещение внесены не были.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что функционал ЕИС не позволил им внести изменения в Извещении.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что согласно части 4 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 указанной статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 26.06.2023 08:00.

С целью устранения допущенных нарушений требований ФЗ «О контрактной системе», Заказчик должен был обратиться в Архангельское УФАС России с просьбой обеспечить возможность внесения изменений в Извещение и продления срока подачи заявок на участие в таком аукционе, поскольку самостоятельно без вмешательства контролирующего органа данные действия Заказчик совершить не вправе.

Подобных обращений от Заказчика в Архангельское УФАС России не поступало.

Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком были даны разъяснения положений извещения таким образом, что их содержание изменяет суть извещения об осуществлении закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил части 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 указанного Федерального закона.

В силу положений статьи 34 и статьи 51 ФЗ «О контрактной системе», Заказчик не наделен правом при заключении контракта вносить какие-либо изменения в проект контракта помимо включения информации о победителе аукциона, его предложении, указанном в заявке, и цене.

26.06.2023 Заказчиком размещен в ЕИС проект контракта для подписания победителем.

Из анализа указанного документа следует, что Заказчик в Приложении №1 к Контракту – Техническое задание указал: «Оплата оказанных работ производится «Заказчиком» путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, в течение 7 (семи) рабочих дней со дня подписания акта выполненных работ, на основании представленных документов Подрядчиком».

Следовательно, проект контракта для подписания победителем электронного аукциона был размещен в ЕИС с нарушением условий, указанных в Извещении. Участники закупки, подавая заявку, соглашаются с условиями, указанными в Извещение, а изменяя в проекте контракта какие-либо условия, Заказчик нарушает права участников закупки.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП обоснованной в части 1 и 4 доводов.

2. Признать Заказчика – Администрацию муниципального образования «Коношский муниципальный район», нарушившим часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 33, часть 5 статьи 42, пункт 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на выбор победителя закупки.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны