Решение №04-05/97/21 см файл от 13 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 600оз-20

029/06/83.2-5/2021

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства»

163000 г. Архангельск, пр. Троицкий, дом 45

E-mail: dvinaland@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Строй Центр"

165300, Архангельская обл., г.Котлас, Кирова д.64Г, оф.71

E-mail: kimpitsky@gmail.com, 2902070169@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

13 января 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Матвиенко И.С. (доверенность от 11.01.2021 № 54), КимпицкогоВ.С. (доверенность 28.12.2020 №53), Косаревой А.В. (доверенность от 11.01.2021 №55);

Заказчика: Осипова Е.Л. (доверенность от 15.09.2020 № б/н), Рядовкиной Е.В. (доверенность от 15.09.2020 №б/н), Баландиной М.Ю. (доверенность от 03.02.2020 №б/н);

Уполномоченного органа: Коротенковой Е.Д. (доверенность от 06.07.2020 №57-Д).

УСТАНОВИЛА:

30 декабря 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Строй Центр" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкци (извещение № 0124200000620005366).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с неправомерным признанием ООО "Строй Центр" уклонившимся от заключения контракта.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.01.2021 № 25.

Уполномоченный орган в адрес Архангельского УФАС России представил письменные объяснения от 12.01.2021 №314-05-10.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

30.09.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 0124200000620005366 о проведении открытого конкурса в электронной форме и документация об открытом конкурсе на право заключения контракта на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства для расселения многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года в связи с физическим износом и подлежащих сносу или реконструкци (далее – документация об открытом конкурсе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 690 855 002,75 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

В жалобе Заявитель приводит следующие доводы.

Согласно протоколу подведения итогов от 15.12.2020 ООО "Строй Центр" признано победителем открытого конкурса в электронной форме.

23.12.2020 на электронной площадке АО «Сбербанк-АСТ» ООО "Строй Центр" был подписан проект контракта и предоставлено обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии №ЭБГ-00732-2020 от 21.12.2020 на сумму 103 628 250,41 рублей.

Однако, 28.12.2020 Заказчиком в ЕИС был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по следующим основаниям: «Банковская гарантия не соответствует требованиям ч. 8.2 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требованиям Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требованиям части 27 Раздела I «Общие положения» конкурсной документации, а именно в банковской гарантии, представленной участником закупки, отсутствует возможность представлять в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта (в банковской гарантии отсутствует адрес для направления заказчиком требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа)».

По мнению Заявителя, Заказчик разместил протокол признания ООО "Строй Центр" уклонившимся от заключения контракта не в соответствии с требованиями ФЗ «О контрактной системе» по следующим основаниям:

  1. форма принятия решения о признании ООО "Строй Центр" уклонившимся от заключения контракта не соответствует нормам части 13 статьи 83.2 ФЗ «О контрактной системе»;
  2. Заказчиком в нарушение частей 5, 7 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» размещено уведомление об отказе в принятии банковской гарантии одновременно с протоколом признания участника уклонившимся от заключения контракта, что лишило ООО "Строй Центр" в срок до 28.12.2020 предоставить соответствующую банковскую гарантию;
  3. требование о наличии в банковской гарантии адреса электронной почты для направления требования в форме электронного документа не установленозаконодательством и документацией об открытом конкурсе;
  4. банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения заявки, не содержала отдельного способа направления требования в форме электронного документа, однако, была принята Заказчиком.

1. Согласно части 13 статьи 83.2 ФЗ «О контрактной системе» победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 указанной статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 указанной статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 указанного Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что, изучив банковскую гарантию, предоставленную ООО "Строй Центр", Заказчик установил невозможность отправки требования осуществления уплаты денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа. В связи с этим, вышеуказанная банковская гарантия не соответствовала требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Соответственно, заказчиком принято решение о признании ООО "Строй Центр" уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе».

Проанализировав материалы дела, комиссия Архангельского УФАС России сообщает следующее.

Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.12.2020, размещенному в ЕИС «на основании части 5 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признать общество с ограниченной ответственностью «Строй Центр» (ООО «Строй Центр») уклонившимся от заключения контракта и отказаться от заключения контракта с ООО «Строй Центр».

В соответствии с частью 4 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Федеральным законом.

В силу части 5 статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Соответственно, форма принятия решения о признании ООО "Строй Центр" уклонившимся от заключения контракта соответствует нормам ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что данный поддовод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

2. Согласно части 5 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

В силу части 7 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 указанной статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что банковская гарантия была направлена Заказчику оператором электронной площадки 23.12.2020. Третий рабочий день, с учетом статьи 191 Гражданского кодекса РФ, попадает на 28.12.2020. Заявитель ошибочно считает 26.12.2020 рабочим днем. Согласно пункту 1 Указа губернатора Архангельской области от 09.12.2020 №187-у определенная категория лиц привлекается к работе в нерабочий день 26.12.2020 в порядке, установленном статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Проанализировав материалы дела, комиссия Архангельского УФАС России сообщает следующее.

Согласно данным из ЕИС протокол признания ООО «Строй Центр» уклонившимся от заключения контракта размещен 28.12.2020 в 19:37.

Согласно данным из карточки контракта №0124200000620005366, 23.12.2020 в 13:09 «от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ «Подписанный победителем проект контракта» от 23.12.2020».

Из пункта 1 Указа губернатора Архангельской области от 09.12.2020 №187-у «Об организации служебного (рабочего) времени в декабре 2020 года» следует «привлечь к работе в выходной день в субботу, 26 декабря 2020 года, лиц, замещающих государственные должности Архангельской области и должности государственных гражданских служащих Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и представительствах Архангельской области, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Архангельской области, а также лиц, замещающих в исполнительных органах государственной власти Архангельской области должности государственной гражданской службы Архангельской области, должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Архангельской области, и работников, осуществляющих деятельность по профессиям рабочих, с предоставлением дня отдыха 31 декабря 2020 года с соблюдением требований, установленных статьями 113 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации».

Статья 113 ТК РФ звучит как «Запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни».

Соответственно, 26.12.2020 не был объявлен рабочим днем.

Таким образом, тремя рабочими днями для рассмотрения Заказчиком банковской гарантии являются 24.12.2020, 25.12.2020, 28.12.2020.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что размещенный протокол отказа от заключения контракта, содержащий причины несоответствия банковской гарантии, является уведомлением, предусмотренным частью 7 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что данный поддовод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

3. В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ «О контрактной системе» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с указанным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 указанного Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 указанного Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 указанного Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 указанного Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

В соответствии с частью 5 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» заказчик рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

В силу части 6 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 указанной статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 8.2 части 8 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе» дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей указанного Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 6.1.4 пункта 6 части 27 раздела I «Общие положения» документации об открытом конкурсе банковская гарантия должна соответствовать дополнительным требованиям к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Дополнительные тебования).

Дополнительные требования предусматривают обязательное закрепление в банковской гарантии следующих прав заказчика:

права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;

права заказчика в случаях, установленных частью 15 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;

права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств, в порядке и размере, установленными в контракте в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта.

В документации об открытом конкурсе требования к банковской гарантии изложены в полном соответствии с положениями статьи 96 ФЗ «О контрактной системе» и Дополнительными требованиями.

При этом в предоставленной Заявителем банковской гарантии Банка Россия изменены формулировки, установленные Дополнительными требованиями и документацией об открытом конкурсе.

Кроме того, в банковской гарантии не указан адрес, по которому может быть направлено требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа.

На фирменном бланке банка-гаранта указаны регистрационные данные банка, а не данные, по которым могут быть направлены требования по банковской гарантии. Это подтверждается, в том числе тем, что в банковской гарантии, представленной Заявителем почтовый адрес для направления требования (Россия, г. Москва, 105082, Переведеновский пер., д.13, стр.1) и почтовый адрес на бланке банковской гарантии (191124, г. Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д.2, лит. А) не совпадают.

Довод представителя Заявителя о том, что по банковской гарантии Банка Россия требования направляются на адрес, указанный в бланке гарантии и указание в тексте гарантии электронного адреса для направления требования в форме электронного документа не требуется, опровергается представленными Заказчиком на обозрение Комиссии Архангельского УФАС банковскими гарантиями ПАО "Банк Уралсиб", где помимо почтового адреса для предъявления требования указаны электронные адреса.

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что данный поддовод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

4. Банковская гарантия, представленная ООО «Строй Центр» в качестве обеспечения заявки не содержит порядка направления требования о выплате в форме электронного документа.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что данная банковская гарантия не направляется Заказчику оператором электронной площадки в составе заявки или аккредитационных сведений. У Заказчика отсутствует право и обязанность её рассматривать в порядке, установленном частями 5, 7 статьи 45 ФЗ «О контрактной системе».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в ФЗ «О контрактной системе» при проведении конкурсов в электронной форме документ об обеспечении заявки не является частью заявки.

Соответственно, механизм отклонения заявки ввиду предоставления ненадлежащего обеспечения заявки отсутствует, что подтверждается пунктом 1 информационного письма Министерства финансов Российской Федерации от 30.07.2019 № 24-05-05/57198 "По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ".

Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что данный поддовод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Строй Центр" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.С. Малышева

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны