Постановление №02-05Н/1181 Постановление 19-19а от 18 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 19-19а

 

 

ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие»

163045, г. Архангельск,

Талажское шоссе, д. 1, корп. 1

тел./факс: (8182) 24-36-01, 24-23-05

office@asepseti.ru

 

 

Потерпевший:

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 19-19а

об административном правонарушении

 

18 марта 2019 г.                                                                                                          г. Архангельск

 

Я, заместитель руководителя управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) Цакулов Юрий Геннадьевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 19-19а, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие»:

ИНН: 2901123178;

ОГРН: 1042900007941;

Адрес (место нахождения): 163045, г. Архангельск, Талажское шоссе, д. 1, корп. 1;

Расчетный счет: 40702810817140000258, Банк: Санкт‑Петербургский филиал «БАНК СГБ»; БИК: 044030752; БИК: 044030752; корреспондентский счет: 30101810100000000752;

Ф.И.О., должность руководителя: Шилкин Григорий Владимирович, Генеральный директор ООО «АСЭП»),

 

УСТАНОВИЛ:

 

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) поступило заявление <…> на действия ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (далее — ООО «АСЭП») при технологическом присоединении к электрическим сетям земельного участка с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, принадлежащего заявителю на праве собственности, с возможными нарушениями установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

Согласно заявлению, 04.10.2018 <…> в адрес ООО «АСЭП» (Сетевая организация) была направлена заявка на технологическое присоединение к электрическим сетям физических лиц мощностью 16 кВт указанного земельного участка с приложением необходимых документов.

06.11.2018 в ответ на заявку ООО «АСЭП» направило заявителю подписанный договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № <…> от 29.10.2018 с приложением (Договор).

В пункте 1.5 Договора было указано, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца с момента подписания договора и после выполнения инвестиционной программы ООО «АСЭП» на 2021‑2025 годы; в случае исключения или переноса (на более поздний срок) ввода объекта, включенного в инвестиционную программу, необходимого для осуществления технологического присоединения энергоустановок заявителя к электрическим сетям ООО «АСЭП», срок осуществления по технологическому присоединению увеличивается соразмерно.

В свою очередь, <…> направил в адрес ООО «АСЭП» протокол разногласий от 07.11.2018 к Договору, в связи с несогласием с указанным пунктом Договора в части срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям был аннулирован со стороны ООО «АСЭП» по причине отсутствия возможности присоединения от существующих сетей и отсутствием на земельном участке объекта капитального строительства на дату подачи заявки (письмо ООО «АСЭП» от 30.11.2018 № 74‑11058/11).

По мнению Заявителя, Сетевая организация нарушила требования Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861), определяющих порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно пояснениям ООО «АСЭП» от 15.01.2019 № 12-158/01 ранее направленный договор № <…> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенный с <…>, был аннулирован со стороны Общества по причине отсутствия в районе объектов Заявителя электросетевого хозяйства ООО «АСЭП» (письмо ООО «АСЭП» от 30.11.2018 № 74‑11058/11).

Также ООО «АСЭП» сообщило, что Обществом подана заявка на утверждение инвестиционной программы, которой предусмотрено строительство КТП‑10/04 кВ и электрических сетей в данном районе. Однако, указанная инвестиционная программа в настоящее время не утверждена.

Таким образом, у ООО «АСЭП» отсутствует возможность подключения объекта Заявителя, в связи с отсутствием объектов электросетевого хозяйства Общества.

 

Действие Правил № 861 распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Правила № 861 не предусматривают возможность отказа сетевой организации от осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей:

- независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил № 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению;

- в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном указанными Правилами, с учетом особенностей, установленных разделом III Правил № 861.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (решение от 12 августа 2011 г. № ВАС-9742/11), на сетевую организацию в соответствии с Правилами № 861 возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25.1 Правил № 861 следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.

В силу пункта 2 статьи 23.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах № 861.

В соответствии с пунктом 28 Правил № 861 критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;

б) отсутствие ограничений на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил № 861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

При этом, включение объектов электросетевого хозяйства (за исключением объектов заявителей, указанных в пункте 13 Правил № 861) в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации означает наличие технической возможности технологического присоединения и является основанием для заключения договора независимо от соответствия критериям, указанным в подпунктах «а» - «в» пункта 28 Правил № 861.

Таким образом, в случае отсутствия объектов электросетевого хозяйства, которые необходимо построить (или реконструировать), в инвестиционной программе сетевой организации, сетевая организация обязана осуществить все необходимые мероприятия по технологическому присоединению, в том числе усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

С учетом изложенного, у сетевой организации существует обязанность заключить договор об осуществлении технологического присоединения с названными в Правилах № 861 категориями заявителей независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения таких заявителей в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение принадлежащих им энергопринимающих устройств.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. Обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору.

Поскольку во исполнение ст. 26 Закона об электроэнергетике на сетевую организацию как сторону публичного договора об осуществлении технологического присоединения возложена обязанность по осуществлению мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения, в том числе мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к такой организации заявителя, абз. второй пункта 3 Правил № 861 обоснованно обязывает сетевую организацию заключить указанный договор, хоть на дату обращения заявителя с заявкой на технологическое присоединение принадлежащих им энергопринимающих устройств отсутствовала техническая возможность технологического присоединения соответствующих устройств.

Своими действиями по аннулированию договора № <…> об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «АСЭП» фактически отказало заявителю в заключении договора, обязательного к заключению в силу норм действующего законодательства РФ.

Таким образом, в данном случае Сетевая организация - ООО «АСЭП» необоснованно уклоняется от осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которые необходимы для осуществления такого технологического присоединения, в т.ч. мероприятий, обеспечивающих создание технических условий технологического присоединения в отношении соответствующего заявителя — <…>.

При этом, свидетельства несоответствия заявки Заявителя требованиям, установленным законодательством РФ к составу и оформлению заявки, в данном случае отсутствуют.

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности ООО «АСЭП» (ИНН 2901123178) является «35.12 Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям», дополнительными видами деятельности являются, в том числе, «35.11 Производство электроэнергии», «35.13 Распределение электроэнергии».

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ООО «АСЭП» является субъектом естественной монополии в силу прямого указания в законе.

Вместе с тем, ООО «АСЭП» включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно‑энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» (приказ № 1255‑э от 07.10.2013).

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Следовательно, в действиях юридического лица – ООО «Архангельское специализированное энергетическое предприятие», выразившихся в нарушении пункта 3 Правил № 861 в части отказа от заключения (аннулирования) договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, что можно расценить, как невыполнение обязанности по выполнению в отношении заявителя — <…> мероприятий по технологическому присоединению при наличии технической возможности технологического присоединения, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 

Факт совершения административного правонарушения ООО «АСЭП» подтверждается материалами дела № 19‑19а, а также протоколом по делу № 19‑19а от 11.03.2019, составленным главным специалистом‑экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России Нестеренко Татьяной Витальевной в присутствии защитника ООО «АСЭП» (по доверенности).

Срок давности привлечения ООО «АСЭП» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Пояснения по настоящему делу со стороны ООО «АСЭП» даны в письме от 15.01.2019 № 12‑158/01; документы, запрошенные определением о возбуждении дела № 19‑19а об административном правонарушении и проведении административного расследования, о назначении времени и места рассмотрения дела от 18.02.2019 № 02‑05Н/663 представлены ООО «АСЭП» письмом от 26.02.2019 № 12‑1063/02.

Дело № 19-19а рассмотрено должностным лицом Архангельского УФАС России в отсутствие представителя (защитника) ООО «АСЭП».

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность:

Субъектом административного правонарушения является Общество с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие».

Субъективная сторона правонарушения характеризуется следующим:

У ООО «АСЭП» имелась возможность для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил при технологическом присоединении электроустановки заявителя — Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при технологическом присоединении объектов к электрическим сетям.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП, заключается в несоблюдении или нарушении правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, а именно: отказ от заключения (аннулирования) договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, что можно расценить, как невыполнение обязанности по выполнению в отношении заявителя — <…> мероприятий по технологическому присоединению при наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил № 861).

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в данном случае не установлено.

Учитывая фактические обстоятельства дела, устойчивое финансовое положение (бухгалтерский баланс ООО «АСЭП» на 31.12.2017, отчет о финансовых результатах ООО «АСЭП» за 2017 г.), должностное лицо Архангельского УФАС России считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

 

Руководствуясь статьями 2.10, 3.5, 4.1, 9.21, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо — Общество с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие» (ИНН 2901123178; ОГРН: 1042900007941) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей 00 копеек.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии счастью 5 статьи 3.5 КоАП РФ, сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 29.11.2018 № 459‑ФЗ «О федеральному бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утв. приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н, денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти, оплачивается в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

- Получатель – Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Архангельское УФАС России), ИНН 2901061919, КПП 290101001, ОКТМО 11701000, р/сч 40101810500000010003;

- Банк получателя – Отделение Архангельск, г. Архангельск, БИК 041117001, код дохода 16111641000016000140;

- Назначение платежа – административный штраф по делу об административном правонарушении № 19-19а;

- УИН плательщика: <…>.

ООО «АСЭП» рекомендуется направить копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области.

 

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу‑исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех месяцев со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 31.5 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа (за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, должностное лицо, вынесшее постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена должностным лицом, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель руководителя Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области                                                                                       Ю.Г. Цакулов

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны