Решение №04-05/5364/23 см. файл от 9 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 320оз-23

029/06/33-955/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич»

163001, г. Архангельск, ул. Суворова, д. 1

E-mail: pokatilova.nv@mail.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Михалевич Андрей Борисович

E-mail: AB.Mihalevich@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

09 октября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Белозеровой Н.В. (доверенность от 16.05.2023 № 3803), Дитятевой О.П. (доверенность от 09.01.2023 № 1);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 02.05.2023 № 84-Д);

Слушателя: ИП Кравченко.

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

04 октября 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Михалевича Андрея Борисовича (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Первая городская клиническая больница им. Е. Е. Волосевич» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аппарата ультразвукового диагностического (извещение № 0124200000623006524).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 31.08.2023.

Уполномоченный орган письмом от 06.10.2023 № 314-05-665 направил объяснение по жалобе.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

27.09.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623006524 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку аппарата ультразвукового диагностического (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 20 604 456,67 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

27.09.2023 в Извещение внесены изменения.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Описание объекта закупки сформировано Заказчиком под товар единственного производителя «Система ультразвуковая диагностическая ARIETTA 65, "ФУДЖИФИЛЬМ Хелскеа Корпорэйшн", Япония». Заказчик установил ограничивающие характеристики товара, не являющиеся по КТРУ обязательными для применения, что не позволяет участникам подать заявку с аналогичным и более безопасным оборудованием.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой в том числе установлены следующие характеристики товара:

 

Наименование оборудования

Характеристики оборудования

Кол-во,

ед. изм.

№ п/п

Наименование характеристики

Значение характеристики

(сноски содержат информацию для правильного заполнения заявок участниками закупки)

Единица измерения характеристики

1

Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети

   

1 шт

 

Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

4,1 – 63

МГц

 

Максимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

16-183

МГц

 

Апертура (максимальный размер сканирующей поверхности) (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

27-463

мм

 

Возможность стерилизации (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №1 - Да)

Да2

 
 

Функции активные на датчике (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №1 - Да)

Фьюжн (Fusion) 2

 
 

Эластография компрессионная2

 

Возможность стерилизации (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №2 - Да)

Да2

 
 

Функции активные на датчике (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №2 - Да)

Фьюжн (Fusion) 2

 
 

Эластография компрессионная2

 
 

Программа для визуализации с контрастами2

 
 

Возможность стерилизации (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №3 - Да)

Да2

 
 

Специализированные режимы визуализации, пакеты программ и расчетов для ультразвуковой навигации с сенсорным позиционированием (Fusion)

 
 

Режим объемной навигации иглы с реальным отображением траектории и положения дистального конца иглы в реальном времени2

 
 

   

1Участник закупки в заявке указывает единственное точное значение характеристики без сопровождения знаками «≥», «≤».

2Участник закупки в заявке указывает точно такое же значение характеристики, без изменений.

3 Участник закупки в заявке указывает единственное точное значение характеристики, попадающее в обозначенный в диапазон.

Заказчик по данным позициям товара применил код КТРУ 26.60.12.132-00000036, а также выбрал при описании объекта закупки вышеперечисленные характеристики, не являющиеся обязательными для применения.

В письменных объяснениях Заказчик указал следующее.

Заказчик произвел описание объекта закупки исходя из параметров, указанных в коде КТРУ 26.60.12.132-00000036. Все разновидности показателей были взяты Заказчиком из данной позиции каталога. Значение параметров характеристик товара установлено исходя из потребностей Заказчика в товаре.

Показатели, указанные в описании объекта закупки обусловлены тем, что ГБУЗ Архангельской области "Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич" имеет потребность в ультразвуковом аппарате для определенного рода урологических исследований, таких как трансректальная и трансперинеальная фьюжн-биопсия простаты, нефростомия и биопсия почки, общие исследования в области урологии и внутренних органов.

Данные исследования могут проводиться на нескольких различных аппаратах, но в ходе изучения рынка и с целью оптимизации расходов было установлено, что несколько производителей ультразвуковых аппаратов могут предложить ультразвуковую систему, отвечающую вышеуказанному запросу.

Изменить или удалить какие-либо характеристики из описания объекта закупки невозможно, так как они отражают конкретную потребность Заказчика в товаре именно с такими параметрами:

№ п/п

Наименование характеристики

Значение

1

Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

4,1 -63 МГц

2

Максимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

16 - 183МГц

3

Апертура (максимальный размер сканирующей поверхности) (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

27 - 463 мм

Линейные датчики могут иметь рабочую частоту от 2 до 22 МГц. От частоты датчика прямо зависит глубина визуализации и те области, для исследования которых он предназначен. Устанавливая максимальную частоту в рамках 16 - 18 МГц (указанный диапазон взят из предложенных КТРУ), Заказчик планирует приобрести ультразвуковой датчик с высоким разрешением на малых глубинах (урологические исследования мочеполовой системы, мошонки и т.п.). Датчики с такой частотой исследования есть у всех производителей.

Минимальная частота в области 4,1 - 6 МГц является стандартной частотой большинства датчиков, и для исследования взрослых пациентов начинается с 5 МГц. Данный параметр необходим для определения в паре с максимальной частотой сканирования.

Размер апертуры линейных датчиков начинается с 1 > 20 мм и достигает 50-60 мм. Для исследований в области урологии клинически оптимален датчик с апертурой в пределах 30-40 мм. Датчики с апертурой более 40 мм предназначены для абдоминальной диагностики и других исследований. Датчики с апертурой менее 30 мм обычно относятся к перинатальной диагностике и не отвечают задачам Заказчика. В соответствии с этим из КТРУ был выбран диапазон 27-46 мм.

Возможность стерилизации датчиков - универсальное и необходимое требование для оборудования, которое работает в непосредственном контакте с пациентами. Формой КТРУ и заказчиком не установлены доступные виды стерилизации (плазменная, химическая, световая н проч.). Данный параметр странно считать неважным в области урологии или считать, что он ограничивает конкуренцию, ибо каждый производитель ультразвуковых датчиков прилагает к своему оборудованию инструкции по их стерилизации.

Фьюжн-биопсия простаты - главное назначение для закупаемого ультразвукового аппарата. Технология fusion позволяет совмещать в реальном времени данные ультразвуковых исследований с объемными данными компьютерной или магнитно-резонансной томографии.

КТРУ не предусмотрено перечислений параметров дополнительных датчиков. Заказчиком установлены только типы необходимых для трансректальной и трансперинеальной фьюжн-биопсии простаты (биплановые датчики), для нефростомии и биопсии почки (конвексный датчик).

Опции компрессионной эластографии для визуального определения жесткости ткани и визуально-контрастных исследований необходимы Заказчику в связи с клинической необходимостью в вышеуказанной области исследований.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалы дела Заказчик представил сравнительный анализ ультразвуковых аппаратов производителя «ФУДЖИФИЛЬМ Хелскеа Корпорэйшн» модель Arietta V70 (РУ РЗН № ФСЗ 2007/00249 от 23.08.2022) и производителя «В-К медикал АпС» модели Flex Focus 1202-500, 1202-800 (РУ РЗН № ФСЗ 2009/04480 от 26.12.2011).

Наименование характеристики

Значение характеристики

Производитель №1

«ФУДЖИФИЛЬМ Хелскеа Корпорэйшн»

РУ РЗН № ФСЗ 2007/00249 от 23.08.2022

модель Arietta V70

Производитель №2

«В-К медикал АпС»

РУ РЗН № ФСЗ 2009/04480

от 26.12.2011

модели Flex Focus

1202-500, 1202-800

Минимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

4,1 – 63 МГц

5 МГц

5 МГц

Максимальная частота сканирования (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

16-183 МГц

18 МГц

18 МГц

Апертура (максимальный размер сканирующей поверхности) (Доступно только при выборе Датчик линейный №1 - Да)

27-463 мм

38 мм

38,4 мм

Возможность стерилизации (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №1 - Да)

Да2

Да

Да

Функции активные на датчике (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №1 - Да)

Фьюжн (Fusion) 2

Фьюжн (Fusion)

Фьюжн (Fusion)

Эластография компрессионная2

Эластография компрессионная

Эластография компрессионная

Возможность стерилизации (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №2 - Да)

Да2

Да

Да

Функции активные на датчике (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №2 - Да)

Фьюжн (Fusion) 2

Фьюжн (Fusion)

Фьюжн (Fusion)

Эластография компрессионная2

Эластография компрессионная

Эластография компрессионная

Программа для визуализации с контрастами2

Программа для визуализации с контрастами

Программа для визуализации с контрастами

Возможность стерилизации (Доступно только при выборе Датчик дополнительный №3 - Да)

Да2

Да

Да

Специализированные режимы визуализации, пакеты программ и расчетов для ультразвуковой навигации с сенсорным позиционированием (Fusion)

Режим объемной навигации иглы с реальным отображением траектории и положения дистального конца иглы в реальном времени2

Режим объемной навигации иглы с реальным отображением траектории и положения дистального конца иглы в реальном времени

Режим объемной навигации иглы с реальным отображением траектории и положения дистального конца иглы в реальном времени

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что согласно информации из открытых источников, ультразвуковыми аппаратами Flex Focus производителя ВК Medical (и соответственно датчиками данного производителя) возможно выполнять следующие клинические задачи: фьюжн биопсию, компрессионную эластографию, а также контрастную визуализацию.

На основании вышеизложенного, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при описании объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не входит в компетенцию Архангельского УФАС России, поскольку согласно пункту 3 части 8 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 указанной статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Михалевича Андрея Борисовича необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны