Решение №04-05/7745 Решение 521оз-20 от 2 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Архангельской области

ул. К.Либкнехта, 2, г.Архангельск, 163000
Тел.: (8182) 20-73-21, Факс: (8182) 21-54-45
e-mail: to29@fas.gov.ru

 

Дело № 521оз-20

029/06/64-1435/2020

Заказчик :

Государственное бюджетное учреждение культуры Архангельской области «Архангельская областная научная ордена «Знак Почета» библиотека имени Н.А. Добролюбова»

163000, г. Архангельск,

ул. Логинова, 2

E-mail: library@aonb.ru, zakupki@aonb.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Интробин"

142440, Московская область, г. Ногинск, раб пос. Обухово, Кудиновское шоссе, д.6, стр.1, оф.59

E-mail: office-introbin@yandex.ru

   

04-05/ 7745

На №

 

от

 
 

РЕШЕНИЕ

02 ноября 2020 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Кузнецова Е.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Низовцева Д. Б. (доверенность от 16.06.2020 № 56-Д), Хабарова В.В. (доверенность от 30.10.2020 №60-Д);

Заказчика: Гильдебрант Г. В. (доверенность от 29.10.2020 № 01-17/302),
Амосовой Д. В. (доверенность от 29.10.2020 № 01-17/301);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

26 октября 2020 года из ФАС России в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Интробин" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного учреждения культуры Архангельской области «Архангельская областная научная ордена «Знак Почета» библиотека имени Н.А. Добролюбова» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку планетарного книжного сканера (извещение №0124200000620005727).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 29.10.2020 № 01-19/300.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.10.2020 №314-05-940.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом1 следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

14.10.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000620005727 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку планетарного книжного сканера (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 500 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

  1. Заявитель в жалобе указывает на то, что описание объекта закупки Заказчиком сформировано без учета характеристик, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), при том, что позиция «книжный сканер» включена в КТРУ №26.20.16.150-00000001. Установленным Заказчиком характеристикам в совокупности удовлетворяет только одна модель – Konica Minolta Scandiva.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в документации о закупке указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Исходя из смысла пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Согласно части 4 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Объектом закупки является поставка планетарного книжного сканера.

Извещение о проведении электронного аукциона и пункт 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит описание объекта закупки, согласно которому заказчику требуется к поставке книжный сканер планетарного типа в комплекте с книжной колыбелью для оригиналов А2+, а также указаны технические характеристики данного сканера.

Среди кодов КТРУ отсутствуют описания планетарных сканеров. Указанный Заявителем код №26.20.16.150-00000001 «Книжный сканер», не содержит тип формата А2+ и не соответствует объекту закупки.

Заказчик в своих объяснениях от 29.10.2020 № 01-19/300 указал, что сканеры планетарного типа предназначены для оцифровки книжного фонда с учетом требований по сохранности документа во время сканирования. Для этого необходимо соблюдение особого режима освещения документа без инфракрасного и ультрафиолетового спектра, наличие специальных колыбелей, прижимных стекол и держателей, не повреждающих страницы и корешки книг при сканировании.

В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Также Заказчик отмечает, что указанная модель принтера является не единственной на рынке. Установленные Заказчиком характеристики имеются в наличии у большинства моделей планетарных сканеров различных производителей и являются обязательными при сканировании старинных и ветхих книг, а также книг с толстым переплетом.

В материалы дела Заказчиком предоставлено коммерческое предложение на аналогичный по параметрам товар - «Профессиональный книжный сканер формата A2+ Zeutschel OS 12002 CA». Согласно сравнительной таблице, представленной Заказчиком, как минимум 2 модели планетарных сканеров соответствует требованиям технического задания.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

  1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в рамках одного лота объединена закупка планетарного книжного сканера и программного обеспечения, что ограничивает количество участников электронного аукциона.

Частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» установлено: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.»

Иных ограничений к содержанию документации об аукционе, в том числе запрета объединять технологически и функционально связанные между собой товары в один лот, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено.

При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Кроме того, ФЗ «О контрактной системе» не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.

Описание объекта закупки, наименование и количество закупаемого товара указано в разделе II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе. Данный раздел состоит, в том числе, из таблицы, в которой содержится следующая информация: объект закупки – сканер книжный планетарного типа в комплекте с книжной колыбелью для оригиналов А2+. Согласно данному разделу (пункты 2, 3), в объект закупки входит комплектное программное обеспечение сканера.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что такие сложные устройства как планетарный книжный сканер имеют собственное (встроенное, комплектное) программное обеспечение, позволяющее максимально использовать аппаратные возможности оборудования. Набор требований, описанный в техническом задании, является стандартным, все описанные функции используются в работе оцифровщика, обеспечивают быструю настройку аппаратной части в зависимости от размера, качества, цветности, изношенности документа. Все коммерческие предложения по поставке данного класса сканеров предлагают комплектное (встроенное) программное обеспечение для работы оборудования, при этом стоимость программного обеспечения в отдельную сумму не выделяется.

Встроенное программное обеспечение сканера играет роль расширенного драйвера, т.е. служит промежуточным звеном между приложением для обработки изображений, например, AdobePhotoshop и непосредственно сканером. Это программное обеспечение не может продаваться отдельно и поставляется исключительно вместе с оборудованием, обычно на оптических дисках. Его функционал описывают вместе с аппаратной частью, но не выделяют в отдельный лот.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

  1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушении требований ФЗ «О контрактной системе» не установлено ограничение по постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»(далее – Постановление № 1236) .

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением № 1236 приняты правила установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что объект закупки - поставка планетарного книжного сканера, а не программного обеспечения, следовательно, Постановление № 1236 при проведении данной закупки не применяется.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

  1. Заявитель в жалобе указывает, что в адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснения, но ответ на него не был предоставлен.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно части 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе» в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 указанной статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В пункте 18 документации об аукционе содержатся аналогичные требования к срокам подачи запроса о даче разъяснений положений документации.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе согласно документации об аукционе - 23 октября 2020 года, следовательно, запрос о даче разъяснений положений документации можно было подать в срок до 19.10.2020.

В заседании комиссии Уполномоченный орган указал, что Запрос на разъяснения положений документации об аукционе был получен от организатора электронной площадки 20 октября 2020 года в 14:27.

Таким образом, Заявителем был нарушен срок на подачу запроса на разъяснение положений документации, установленный частью 4 статьи 65 ФЗ «О контрактной системе».

Обязанность размещать разъяснения положений документации об аукционе в ответ на запрос, поданный с нарушением установленных ФЗ «О контрактной системе» сроков, законодательством о контрактной системе не установлена.

Исходя из вышеперечисленного, у Заказчика отсутствовала обязанность давать ответ на запрос, поступивший позднее установленного ФЗ «О контрактной системе» срока.

Таким образом, довод заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Интробин" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.С. Малышева

Е.Н. Кузнецова

Связанные организации

Связанные организации не указаны