Решение б/н См.файл от 7 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 46оз-23

029/06/42-151/2023

Заказчик :

ГБУЗ Архангельской области "Архангельский госпиталь для ветеранов войн"

163057, Архангельская обл, Архангельск г, улица Воронина В.И., 24

E-mail: gospitvet@yandex.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Московская академия профессионального образования"

125493, г.Москва, ул Смольная

E-mail: mapo@profaucons.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

07 марта 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Холевой М.В. (доверенность от 06.03.2023 № 2);

Уполномоченного органа: Коротковой И.Ю. (доверенность от 29.04.2022 № 76-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

01 марта 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Московская академия профессионального образования" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Архангельский госпиталь для ветеранов войн" (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обучению работников вопросам охраны труда (извещение № 0124200000623000841).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.03.2023 № 01-07/156.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 06.03.2023 № 314-05-.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

21.02.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000623000841 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обучению работников вопросам охраны труда (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 439 233,92 рубля.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик объединил в один лот несколько видов обучения, для осуществления которых предъявляются разные требования, что приводит к ограничению конкуренции и сокращению потенциального числа участников.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

Объектом закупки согласно Извещению является оказание услуг по обучению работников вопросам охраны труда.

Согласно описанию объекта закупки оказание услуг по обучению выполняется по следующим программам:

№ п/п

Наименование цикла

1.

Лифтер с присвоением 2 ой группы по электробезопасности

2.

Промышленная безопасность КН (котлы, сосуды, трубопроводы, трубы)

3.

Безопасная эксплуатация тепловых энергоустановок

4.

Оператор сосудов под давлением

5.

4 группа по электробезопасности

6.

3 группа по электробезопасности

7.

Пожарная безопасность для руководителей организаций и лиц, назначенных руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности

8.

Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим

9.

Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда (Программа А)

10.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков (Программа Б)

11.

Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности, к которым предъявляются дополнительные требования в соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими обязательные нормативные требования охраны труда (Программа В)

12.

Обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если указанным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

На основании части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ «О контрактной системе».

Согласно Извещению Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:

«1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31  Закона № 44-ФЗ

3. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

выписка из реестра лицензий, полученная участником закупки: выписка из реестра лицензий, на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении (приложениях) образовательным программам: по программе (профессии), соответствующей предмету закупки или выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении (приложениях) образовательным программам. Вид образования: дополнительное образование. Подвид: дополнительное профессиональное образование или выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности. Вид образования: дополнительное образование. Подвид: дополнительное профессиональное образование ИЛИ - выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности (выписка из реестра лицензий, полученная участником закупки) и договор о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенный участником закупки с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выписка из реестра лицензий организации, с которой заключен данный договор о сетевой форме реализации образовательных программ: выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении (приложениях) образовательным программам: по программе (профессии), соответствующей предмету закупки или выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным в приложении (приложениях) образовательным программам. Вид образования: дополнительное образование. Подвид: дополнительное профессиональное образование или выписка из реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности. Вид образования: дополнительное образование. Подвид: дополнительное профессиональное образование».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что разместил извещение на осуществление закупки на оказание образовательных услуг по проведению обучения, в том числе по программам: Лифтер с присвоением 2 ой группы по электробезопасности, оператор сосудов под давлением, безопасная эксплуатация тепловых энергоустановок, 4 группа по электробезопасности, 3 группа по электробезопасности, что по своему характеру является дополнительным профессиональным образованием (ОКПД 2 - 85.42.19.900), поэтому Заказчиком установлены требования к наличию лицензии на право осуществления образовательной деятельности по подвиду "дополнительное профессиональное образование".

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заказчика и Уполномоченного органа Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании") образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности" утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности". (далее - Положение о лицензировании).

Частью 4 Положения о лицензировании определено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя деятельность по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Согласно приложению к Положению о лицензировании лицензированию образовательной деятельности подлежит, в том числе, реализация дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 ФЗ "Об образовании", образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно части 2 статьи 10 ФЗ "Об образовании", образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

В соответствии с частью 6 статьи 10 ФЗ "Об образовании" дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В письме Минобрнауки России от 09.10.2013 № 06-735 "О дополнительном профессиональном образовании" отмечается, что дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования и не включает в себя дополнительное образование детей и взрослых.

Частью 2 статьи 12 ФЗ "Об образовании" установлено, что в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

В силу части 4 статьи 12 ФЗ "Об образовании" к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Частью 2 статьи 76 ФЗ "Об образовании" определено, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Частью 4 этой же статьи программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" документ о квалификации выдается на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается организацией.

Согласно материалам дела Заказчиком в Извещении установлен код ОКПД 2 - 85.42.19.900 - Услуги по профессиональному обучению прочие.

В свою очередь, указанный код является уточняющим (дочерним кодом) к коду ОКПД2 - 85.42.19 - Услуги по дополнительному профессиональному образованию прочие.

Таким образом, принимая во внимание объект рассматриваемой закупки, следует вывод, что в извещении правомерно установлены требования к наличию у участника закупки лицензии на право осуществления образовательной деятельности по подвиду "дополнительное профессиональное образование".

Вместе с тем, объект закупки содержит оказание образовательных услуг по проведению обучения, в том числе по программам охраны труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464 "О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда" (далее - Постановление № 2464) утверждены Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения:

а) инструктажей по охране труда;

б) стажировки на рабочем месте;

в) обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;

г) обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;

д) обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда (далее - обучение требованиям охраны труда).

Обучение по охране труда заканчивается проверкой знания требований охраны труда работников, которая направлена на определение качества знаний, усвоенных и приобретенных работником при инструктаже по охране труда и обучении по охране труда.

При этом пунктом 3 Правил по обучению установлено, что обучение по охране труда и проверка знания требований охраны труда относятся к профилактическим мероприятиям по охране труда, направлены на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков.

Таким образом, обучение по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесено к образовательной деятельности.

Следовательно, для оказания услуг по обучению работников вопросам охраны труда, наличие лицензии не требуется.

Таким образом Заказчик, Уполномоченный орган, объединив в одной закупке оказание услуг подлежащих лицензированию и не подлежащих лицензированию, нарушили часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России Заказчик и Уполномоченный орган согласились, что наличие лицензии на оказание услуг по обучению охране труда не требуется.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Московская академия профессионального образования" обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Архангельский госпиталь для ветеранов войн", Уполномоченный орган – Контрактное агентство Архангельской области, нарушившими часть 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны