Решение №04-05/1886 См. файл. от 23 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 111мз-22

029/06/42-407/2022

Заказчик:

Управление экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас»

165300, Архангельская область,

г. Котлас, пл. Советов, д. 3

E-mail: economy@kotlas-city.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск,

ул. Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО «Альянс»

192236, г. Санкт-Петербург,

ул. Софийская, д. 8, корп. 1, стр. 1, пом. / офис 23-Н/664

Е-mail: info.zakupki.al@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

18 мая 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Романова Д.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 18.04.2022 № 75-Д);

СМИ «НТН24.ру»: Савенко А.А. (рег. № Эл № ФС77-82382 от 10.12.2021, выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации по состоянию на 13.12.2021);

ООО «Квадрат»: Лондона М.А. (доверенность от 01.01.2022).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

УСТАНОВИЛА:

11 мая 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Альянс» (далее – Заявитель) на действия заказчика – Управления экономического развития администрации городского округа Архангельской области «Котлас» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку облучателей бактерицидных (школа на 860 мест в г. Котласе) (извещение №0124200000622002329).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.05.2022 № 02-17/558.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 16.05.2022 № 314-05-319.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

26.04.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000622002329 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку облучателей бактерицидных (школа на 860 мест в г. Котласе) (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 3 951 957,82  рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

По мнению Заявителя, Заказчиком в Извещении установлена избыточная и не влияющая на основное назначение и функционирование товаров по позициям №2 и №3 характеристика, а именно «Корпус пластиковый, допускающий обработку».

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе:

Наименование и характеристики товара

1

2

Облучатель-рециркулятор ультрафиолетовый бактерицидный

Назначение: Для обеззараживания воздуха в помещении с возможностью использования в присутствии людей.

Способ размещения: Настенный.

Счетчик наработки ламп: Наличие.

Количество бактерицидных ламп, шт.: 5.

Мощность одной бактерицидной лампы, Вт: 15.

Эффективный ресурс работы ламп, час: ≥ 8000  и  ≤ 12000.

Индикаторы контроля работы ламп и вентиляторов: Наличие.

Сменный воздушный фильтр, шт.: ≥ 12.

Сменный угольный фильтр, шт.: ≥1.

Корпус пластиковый, допускающий обработку дезинфицирующими средства: Наличие.

Укомплектование облучателя-рециркулятора лампами, устройством для запуска ламп и вилкой с проводом: Наличие.

Комплект крепежа на стену: Наличие.

3

Облучатель-рециркулятор ультрафиолетовый бактерицидный

Назначение: Для обеззараживания воздуха в помещении с возможностью использования в присутствии людей.

Способ размещения: Настенный.

Счетчик наработки ламп: Наличие.

Количество бактерицидных ламп, шт.: 5.

Мощность одной бактерицидной лампы, Вт: 15.

Эффективный ресурс работы ламп, час: ≥ 8000  и  ≤ 12000.

Индикаторы контроля работы ламп и вентиляторов: Наличие.

Сменный воздушный фильтр, шт.: ≥ 12.

Сменный угольный фильтр, шт.: ≥1.

Корпус пластиковый, допускающий обработку дезинфицирующими средства: Наличие.

Укомплектование облучателя-рециркулятора лампами, устройством для запуска ламп и вилкой с проводом: Наличие.

Комплект крепежа на стену: Наличие.

Заявитель в своей жалобе отмечает, что описание объектов закупки по позициям № 2 и № 3 с указанием требований к материалу корпуса - нестоимостной критерий закупки, который может быть включен в техническое задание, однако иметь за собой необходимое обоснование, в данном случае - не обоснованный параметр технического задания, который не влияет на качественные параметры товара - назначение товара - обеззараживание воздуха в присутствии людей в закрытых помещениях. Требование к корпусу - «металл, поликарбонатная вставка» - излишнее и ограничивающее количество участников закупки, в силу того, что потенциальный поставщик может обеспечить соответствие функциональным, техническим характеристикам объекта закупки, без учета настоящего параметра, при этом используя иные материалы при сохранении запрашиваемым функциональным и техническим параметрам изделия. Исключение требований к материалу корпуса изделия может позволить Заказчику получить предложения с меньшей стоимостью, что является, при сохранении необходимых параметров, необходимым приоритетом в планировании закупок, проводимых в порядке ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик в объяснении по жалобе от 17.05.2022 № 02-17/558 пояснил, что требование к корпусу облучателя «пластиковый» установлено для облегчения конструкции корпуса облучателя и монтажа изделия, что позволит в дальнейшем избежать возможного травматизма детей в случае его падения, так как указанные облучатели предназначены для настенного размещения на высоту 2 м в классах школы. Под описание объекта закупки по позициям № 2 и № 3 подходят облучатели как минимум двух товаропроизводителей: ООО «Ферропласт Медикал» (модель «Ферропласт Клин Эйр+») и ЗАО «КРОНТ-М» (модель ОРУБН-3-5 «КРОНТ» (Дезар-5) (паспорт (руководство по эксплуатации) содержатся в материалах дела).

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Указанный довод в жалобе Заявителя о требовании к корпусу - «металл, поликарбонатная вставка» не находит своего подтверждения, так как ни к одной позиции в описании закупки нет такого требования.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика № 0124200000622002329 от 20.04.2022 было подано шесть заявок, четыре из которых признаны соответствующими требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Альянс» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Д.С. Романова

Связанные организации

Связанные организации не указаны