Решение №04-05/6671 Решение 344фз-19 от 12 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

,

 

Дело № 344фз-19

029/06/64-894/2019

Заказчик :

ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства»

164502, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Кирилкина, д. 4

E-mail: snab1@med58.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Архангельская молочная компания"

Архангельск, ул.Октябрят, д.42

E-mail: zaoamk@arhmoloko.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2019 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Спиридонова О.Г.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Малышева О.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Еремеевой Г.И. (доверенность от 09.12.2019 № б/н);

Заказчика: Боева И.А. (доверенность от 30.10.2019 № б/н), Кабеевой Т.Б. (доверенность от 11.12.2019 № б/н);

УСТАНОВИЛА:

06 декабря 2019 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Архангельская молочная компания" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» (далее – Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку молочных продуктов (извещение № 0324100001119000300).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 10.12.2019 № 1/2-2-2507.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

27.11.2019 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0324100001119000300 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения государственного контракта на поставку молочных продуктов (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 1 318 260 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Заявитель в жалобе указал, что установленные Заказчиком в документации об аукционе требования к сроку годности товара - сметаны не обоснованны Заказчиком должным образом. Установленное требование «не более 7 суток от даты выработки», является ограничением доступа Заявителя к участию в конкурсной процедуре. Кроме того, Заявитель сослался на то, что Заказчиком неправомерно установлено требование к сроку годности поставляемого товара – молока и сметаны.

В пункте 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В техническом задании документации об аукционе Заказчиком установлены требования к сроку годности товара – «не более 7 суток от даты выработки», «не менее 5 суток от даты выработки».

В письменных объяснениях Заказчик поясняет следующее.

Исчисляемые сроки годности на молоко и сметану указаны в требованиях к объекту закупки (к его дополнительным характеристикам), а остаточный срок годности указан в требованиях по качеству и безопасности товара документации об аукционе. Оба этих значения дополняют друг друга, а не взаимоисключают их. Указание о том, что срок годности товара исчисляется от даты его выработки не может вводить в заблуждение участников процедуры.

Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установленный в документации об аукционе срок годности товара, ограничивает количество участников закупки и нарушает законные права и интересы Заявителя.

Следовательно, требуемый Заказчиком остаточный срок годности установлен Заказчиком в соответствии с положениями ФЗ «О контрактной системе», исходя из предмета закупки и с учетом потребностей Заказчика.

Таким образом, данный довод Заявителя является необоснованным.

В жалобе Заявитель также указал на то, что на запрос Заказчика в 2018 году Заявителем было направлено коммерческое предложение, которое содержало предложение к поставке «Сметаны со сроком годности - 9 суток».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчик не принимал в расчет представленные сведения ООО «АМК», а производил расчет НМЦК аукциона на поставку молочных продуктов от других потенциальных участников, ответы которых на запросы коммерческих предожений соответствовали запросу; было представлено два коммерческих предложения.

Участниками электронного аукциона могут являться не только производители товара, но и поставщики. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют потребности Заказчика, документацией не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми Заказчику характеристиками не свидетельствует о том, что Заказчик ограничил число участников закупки.

В рассматриваемом деле антимонопольным органом не выявлено доказательств, а также самим Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.

Таким образом, исходя из совокупности требований законодательства о контрактной системе, учитывая цели осуществления закупки, Комиссия Архангельского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с частью 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил определено, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 вышеуказанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе по позиции 2 «Сметана»:

«Описание товара в соответствии с КТРУ 10.51.52.200-00000004: Вид молочного сырья – нормализованные сливки; Значение характеристики согласно КТРУ: Массовая доля жира: 15%;

Дополнительные характеристики, Изменяемые показатели (Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки)*: ГОСТ 31452-2012. Из нормализованных сливок с использованием закваски. Массовая доля жира не менее 15%. Поставка в упаковке, вес не менее 0,200 кг и не более 0,250 кг, пластиковый стакан. Срок годности не более 7 суток от даты выработки».

Под таблицей части 1 раздела II сформировано следующее примечание:

* Применение параметров, условных обозначений и терминологии, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, не учтенных каталогом товаров, работ, услуг обусловлено необходимостью поставки товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности Заказчика.

**Описание характеристики, согласно КТРУ остается неизменным, значение характеристики согласно КТРУ, дополнительные характеристики изменяются в соответствии с п.10 аукционной документации с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.

Письменно Заказчик пояснил, что в силу пункта 5 Правил Заказчик вправе указать в документации об аукционе дополнительную информацию и дополнительные потребительские свойства, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, что и указано Заказчиком в пункте 1 Таблицы «Дополнительные характеристики» раздела II и отмеченные значком «*».

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что требования в отношении срок годности сметаны «не более 7 суток от даты выработки» установлены по причине того, что большинству пациентам медицинского учреждения рекомендовано (прописано) диетическое питание, согласно которому требуется молочная продукция свежей выработки. В действительности же поставщик поставляет продукцию не в день выработки, а значительно позже. При этом, по мнению Заказчика, чем больше срок хранения устанавливает производитель молочной продукции, тем больше добавлено в его состав стабилизаторов, консервантов и загустителей.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в документации об аукционе Заказчиком требования к сроку годности товара - сметаны должным образом не обоснованны в дополнительной информации.

Таким образом, действия Заказчика привели к нарушению части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.

Следовательно, данный довод Заявителя признается обоснованным.

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность, в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По мнению Заявителя, документация об аукционе содержит информацию, вводящую в заблуждение в части указания единиц измерения товара (молоко питьевое), которые указаны как объем в «литрах» и одновременно вес в «кг».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам и их количеству, в том числе по позиции 1 «Молоко питьевое» всего по контракту требуется поставить 23000 л, то есть единица измерения «литр».

В дополнительных характеристиках, изменяемых показателях (Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки* установлено: ГОСТ 31452-2012. Поставка в полиэтилене, вес не более 1,0 кг. Срок годности не менее 5 суток и не более 7 суток от даты выработки.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что при описании требований по весу молока «вес не более 1,0 кг» произошла опечатка в написании. Следовало написать «вес не более 1,0 л».

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что 1 кг молока равен 0.971 литра. Следовательно, указав в документации об аукционе общий объем поставляемого товара в литрах, Заказчик ввел в заблуждение участников закупки относительно требуемого количества товара.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Следовательно, данный довод Заявителя признается обоснованным.

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В пункте 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;

Часть 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит таблицу, в которой установлены требования к упаковке товара, в том числе по позиции 1 «Молоко питьевое» «поставка в полиэтилене» и по позиции 2 «Сметана»: «Поставка в упаковке, пластиковый стакан».

Комиссия Архангельского УФАС отмечает, что упаковка не является технической, качественной и функциональной характеристикой товара, его свойств и качеств. Таким образом, поставка товара в той или иной упаковке не влияет на качество товара.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку ФЗ «О контрактной системе» не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар и представления подробных сведений о конкретных показателях упаковки.

Следовательно, требование к упаковке товаров является неправомерным и противоречит положениям ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

За данное нарушение предусмотрена административная ответственность, в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данные нарушения ФЗ «О контрактной системе» не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку единственный участник закупки допущен до участия в аукционе.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Архангельская молочная компания" обоснованной в части двух доводов.

2. Признать Заказчика, нарушившим часть 2 статьи 8, пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», пункт 6 Правил.

3. Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.Г. Спиридонова

О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны