Решение №05-03/1227 Решение по делу № 029/01/15-778/2019 от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 029/01/15-778/2019

Ответчик: Администрация МО «Катунинское»

Заинтересованное лицо: ООО «Предприятие коммунального снабжения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...> в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 029/01/15‑778/2019, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Катунинское» (163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино ул. Летчика Панкова, д. 2, ОГРН 1052930018690, ИНН 2921009434) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области 08.02.2019 поступило обращение Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 05.02.2019 № 313/315 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче имущества МО «Катунинское», предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунпино, д. Лахта, в пользование ООО «Предприятие коммунального снабжения» на условиях договоров аренды от 01.02.2019 без проведения торгов.

В целях рассмотрения обращения у администрации МО «Катунинское» письмом от 12.02.2019 № 05-02/560 были запрошены: пояснения в отношении обстоятельств и оснований заключения с ООО «Предприятие коммунального снабжения» договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019, договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019 (в случае предоставления прав владения и пользования сетями водоснабжения и канализации в порядке исключения, установленного частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пункта 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», представить документы, подтверждающие, что участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, является частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными); сведения о датах ввода в эксплуатацию объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом рассматриваемых договоров аренды; пояснения, входят ли объектов водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом рассматриваемых договоров аренды, в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения соответствующих населенных пунктов; иная информация для полного, всестороннего и объективного рассмотрения вопроса.

Письмом от 25.02.2019 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что администрация лишь намеревается передать объекты коммунального хозяйства в сфере водоснабжения и водоотведения во временное пользование ООО «Предприятие коммунального снабжения», акты приема-передачи к договорам аренды от 01.02.2019 не подписаны, имущество фактически не передано. Данное предприятие готово оказывать услуги водоснабжения и водоотведения на территории п. Катунино, д. Лахта только при наличии экономически обоснованного тарифа до заключения концессионного соглашения в соответствии с законодательством.

Вместе с тем, в представленных Агентством по тарифам и ценам Архангельской области материалах имелись:

- приложение № 2 к договору аренды от 01.02.2019 акт приема сдачи имущества в аренду без даты, подписанный Главой МО «Катунинское» и директором ООО «Предприятие коммунального снабжения», согласно которому Арендодатель сдал, а Арендатор принял: <объекты водоснабжения>.

- приложение № 2 к договору аренды от 01.02.2019 акт приема сдачи имущества в аренду без даты, подписанный Главой МО «Катунинское» и директором ООО «Предприятие коммунального снабжения», согласно которому Арендодатель сдал, а Арендатор принял: <объекты водоотведения>.

Необходимость в заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, возникла у муниципального образования «Катунинское» довольно давно, вместе с тем, лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, в установленном законом порядке определено не было.

Непринятие органом местного самоуправления своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к подписанию 01.02.2019 Главой МО «Катунинское» и ООО «Предприятие коммунального снабжения» договоров аренды муниципального имущества, в соответствии с которыми общество получает доступ на рынок водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, что свидетельствовало о признаках нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

С учетом указанных обстоятельств, 14.03.2019 Администрации МО «Катунинское» в в порядке, предусмотренном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», было выдано предупреждение 03ш-2019 о необходимости в срок до 21.10.2019 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: определить лицо, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Информация о выполнении предупреждения 03ш-2019 в установленный срок в Архангельское УФАС России не поступила.

На основании части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, 01.11.2019 в отношении Администрации МО «Катунинское» было возбуждено дело № 029/01/15-778/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Предприятие коммунального снабжения».

Определением о назначении дела № 029/01/15-778/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.11.2019 № 05-03/5813 у Администрации МО «Катунинское» были запрошены: письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции; информация о совершенных на момент представления информации действиях, связанных с определением лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях»; информация кем и на каком основании в настоящее время осуществляется эксплуатация объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с приложением подтверждающих документов; иная информация для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

У ООО «Предприятие коммунального снабжения» были запрошены: позиция по меняемому ответчику нарушению антимонопольного законодательства; информация об изменении ситуации, связанной с использованием муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, переданного по договорам аренды от 01.02.2019; иная информация для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Письмом от 27.11.2019 № 03-2/1365 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что в настоящее время на территории МО «Катунинское» определены лица, в пользование которых переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения. Между Администрацией МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» заключены договоры по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 30.05.2018. Имущество передано по акту приема-передачи от 30.06.2018. Между Администрацией МО «Катунинское» и ООО «Предприятие Коммунального снабжения» заключены договоры аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019. Имущество передано по акту приема-передачи от 20.03.2019. В целях недопущения ситуации, которая могла повлечь необратимые последствия, нарушить права жителей муниципального образования «Катунинское» на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, имуществу, поскольку имелась реальная угроза срыва отопительного сезона 2019-2020 годов, было принято решение о заключении вышеуказанных договоров.

Администрацией МО «Катунинское» были представлены копии следующих документов: договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 30.05.2018; договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг водоотведения потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 30.05.2018; договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019; договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019.

В заседании комиссии 13.12.2019 представитель ООО «Предприятие Коммунального Снабжения» со вменяемым Администрации МО «Катунинское» нарушением антимонопольного законодательства не согласился, указав, что организация водоснабжения населения и водоотведения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесена к полномочиям органа местного самоуправления. Предоставляя имущество в пользование обществу орган местного самоуправления действовал в состоянии крайней необходимости, предотвращая возможность причинения большего ущерба в случае прекращения подачи воды и отведения стоков. Агентство по тарифам и ценам Архангельской области с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 в расходной части тарифа не учитывает расходы, связанные с содержанием имущества. При нулевой оценке стоимости аренды влияние на конкуренцию отсутствует. Иные организации, желающие осуществлять деятельность по водоснабжению и водоотведению на рассматриваемой территории МО «Катунинское», отсутствуют.

13.12.2019, рассмотрев дело № 029/01/15-778/2019, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Администрации «МО «Катунинское», в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-778/2019, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, ни от ответчика, ни от заинтересованного лица не поступили.

Письмом от 21.01.2020 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что администрацией и ООО «Предприятие коммунального снабжения» было достигнуто соглашение о расторжении договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019, договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019.

Определением от 03.02.2020 рассмотрения дела было отложено. У администрации МО «Катунинское» была запрошена информация кем и на каком основании в настоящее время осуществляется эксплуатация объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с приложением подтверждающих документов; информация об определении лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

Письмом от 25.02.2020 Администрация МО «Катунинское» сообщила, что в настоящее время на территории МО «Катунинское» определены лица, в пользование которых переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные в п. Катунино и д. Лахта Приморского района Архангельской области. Представлены копия договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, копия договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Указано, что в целях недопущения ситуации, которая могла повлечь необратимые последствия, нарушить права жителей муниципального образования «Катунинское» на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда из жизни и здоровью, имуществу, поскольку имелась реальная угроза срыва отопительного сезона 2019-2020 годов, было принято решение о заключении вышеуказанных договоров аренды.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

01.02.2019 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Предприятие коммунального снабжения» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются: <объекты водоснабжения>. Договор заключен сроком на 4 года. Акт приема-сдачи имущества в аренду датирован 20.03.2019.

16.12.2019 муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Предприятие коммунального снабжения» заключено соглашение о расторжении договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019. Акт приема-сдачи имущества подписан 26.12.2019.

01.02.2019 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Предприятие коммунального снабжения» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются: <объекты водоотведения> Договор заключен сроком на 4 года. Акт приема-сдачи имущества в аренду датирован 20.03.2019.

16.12.2019 муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Предприятие коммунального снабжения» заключено соглашение о расторжении договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019. Акт приема-сдачи имущества подписан 26.12.2019.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

На основании части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно информации, представленной письмом Администрации МО «Катунинское» объекты <...> входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.

Материалы, указывающие на предоставление прав владения и пользования сетями водоснабжения и канализации в порядке исключения, установленного частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», органом местного самоуправления представлены не были.

Соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино и дер. Лахта являлось заключение концессионного соглашения.

Органом местного самоуправления не предпринято необходимых и достаточных мер, направленных на соблюдение требований законодательства при предоставлении прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

Необходимость в заключении концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, возникла у муниципального образования «Катунинское» уже довольно давно, вместе с тем, лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в установленном законом порядке определено не было.

Так, 03.08.2017 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» выдало Главе МО «Катунинское» предупреждение 45ш‑2017 о необходимости в срок до 18.09.2017 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103‑ФЗ, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации) использования после 12.05.2017 ООО «Ремэнерго 2» объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1, от 12.05.2014 № 210314/5214057/01-1 (с учетом дополнительных соглашений от 13.05.2017). Определением от 08.09.2017 срок выполнения предупреждения был продлен до 13.11.2017.

В связи с невыполнением предупреждения 20.11.2017 в отношении Главы МО «Катунинское» было возбуждено дело № 41-17 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 31.01.2018 по делу № 41-17 Глава МО «Катунинское» был признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении дополнительного соглашения от 13.05.2017 к договору аренды № 210314/5214057/01‑1 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоснабжения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоснабжения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, а также дополнительного соглашения к договору аренды № 210314/5214057/01‑2 от 12.05.2014 объектов муниципальной собственности муниципального образования «Катунинское» Приморского района Архангельской области с последующим предоставлением услуг в сфере водоотведения потребителям п. Катунино, д. Лахта, согласно которому срок действия договора был продлен до заключения концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства в сфере водоотведения, расположенных в п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области, в то время как срок действия данных договоров был ограничен законом, результатом чего стало получение ООО «Ремэнерго 2» возможности пользования муниципальным имуществом после 12.05.2017, что обеспечило обществу возможность осуществления деятельности на рынке водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 02.11.2017 № 2а‑1284/2017 на администрацию МО «Катунинское» была возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления в решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения (водопроводные сети, водоносная станция 1-го подъема, водоносная станция 2‑го подъема, водопроводные сети, центральные водопроводные сети) и водоотведения (канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, канализационные очистные сооружения с оборудованием), расположенных в п. Катунино Приморского района Архангельской области.

15.01.2018 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области выдало Главе МО «Катунинское» предупреждение 01ш-2018 о необходимости в срок до 04.06.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования ООО «ВИКС» объектов водоснабжения и водоотведения п. Катунино и д. Лахта, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 07.12.2017, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

25.05.2018 Главе МО «Катунинское» было выдано предупреждение 12ш-2018 о необходимости в срок до 15.10.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «ВИКС» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения пос. Беломорье Приморского района Архангельской области, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу по договорам аренды от 07.12.2017 (водопроводные сети протяженностью 456 п.м., расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье, канализационные сети протяженностью 520 п.м, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский район, п. Беломорье), и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

В связи с тем, что Главой муниципального образования «Катунинское» планировалась фактическая передача объектов водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье ООО «Поморские коммунальные системы» на условиях договоров аренды от 30.05.2018 в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», 05.07.2018 Главе МО «Катунинское» было направлено предостережение от совершения планируемых действий, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

23.08.2018 Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Главе МО «Катунинское» предупреждение 17ш-2018 о необходимости в срок до 15.10.2018 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «Поморские коммунальные системы» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу на условиях Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

В связи с невыполнением предупреждения 23.10.2018 в отношении Главы МО «Катунинское» было возбуждено дело № 32-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 27.12.2018 по делу № 32-18 орган местного самоуправления муниципального образования «Катунинское» - Глава МО «Катунинское» был признан нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в что выразилось в действиях по предоставлению в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, п. Беломорье, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на период до 26.11.2018 без проведения торгов на условиях Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Беломорье МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, Договора аренды от 30.05.2018 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Беломорье Приморского района Архангельской области.

Лицо, в пользование которого могут быть переданы объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, в установленном законом порядке не определено.

Вместо этого, Главой МО «Катунинское» и ООО «Предприятие коммунального снабжения» в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подписаны договоры от 01.02.2019 аренды муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, что послужило основанием для выдачи предупреждения от 14.03.2019 03ш-2019 и возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019, Договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019 были расторгнуты 26.12.2019.

Однако, 15.11.2019 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Договор заключен сроком на 4 года. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан 27.12.2019. 15.11.2019 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Договор заключен сроком на 4 года. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан 27.12.2019. В связи с наличием в действиях главы МО «Катунинское»по предоставлению в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на условиях договоров аренды от 15.11.2019 без проведения торгов, 02.03.2020 Главе МО «Катунинское» было выдано предупреждение 08п-2020 о необходимости в срок до 28.09.2020 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «Поморские коммунальные системы» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу на условиях договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-778/2019.

Временной интервал исследования был определен с 12.05.2017 по дату исследования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» относится к разделу Е «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд – код по ОКВЭД 36.00.1. Распределение воды для питьевых и промышленных нужд - код по ОКВЭД 36.00.2.

Услуга по водоснабжению и водоотведению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить водоснабжение и водоотведение другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по водоснабжению и водоотведению.

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Географические границы рынка водоснабжения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения. Прокладка дублирующих сетей нецелесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка водоснабжения и водоотведения являются границы присоединенных сетей в пределах пос. Катунино и дер. Лахта Приморского района Архангельской области.

Вход на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для водоснабжения и водоотведения.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

При этом, равный доступ хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское» на условиях концессии обеспечен не был, указанные объекты переданы в пользование ООО «Предприятие Коммунального Снабжения», а в последующем ООО «Поморские коммунальные системы» без учета требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Доводы представителя заинтересованного лица об отсутствии влияния на конкуренцию вследствие того, что в расходной части тарифа не учтены расходы на содержание имущества, отвергаются.

В письме ФАС России от 14.06.2016 № АД/40064/16 отмечено следующее. Договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения. Согласно подпункту «а» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности. Таким образом, в случае представления в орган регулирования договора аренды объектов ЖКХ, заключенного с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, хозяйствующий субъект не может подтвердить законное основание владения и пользования в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Заключение договора аренды вместо концессионного соглашения, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, влечет нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного и муниципального имущества. Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и существенные условия данного соглашения детально урегулированы Законом о концессионных соглашениях.

Непринятие органом местного самоуправления своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к тому, что ООО «Предприятие Коммунального Снабжения», а в последующем ООО «Поморские коммунальные системы» получили доступ на рынок водоснабжения и водоотведения пос. Катунино и дер. Лахта в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

Как следует из части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органами местного самоуправления при местном уровне реагирования вводится режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций специальными подразделениями МЧС.

В соответствии с частью 10 статьи 4.1 вышеуказанного закона при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций орган государственной власти или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 данной статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе определять порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Согласно тому же закону чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Организация обеспечения надлежащего водоснабжения не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации.

Доводы заинтересованного лица о заключении договоров аренды в состоянии крайней необходимости не принимаются, так как при рассмотрении дела в порядке, установленном главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции) вопрос о совершении нарушения в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) не входит в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, а подлежит рассмотрению в рамках дела об административном правонарушении. Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Предприятие Коммунального Снабжения» (в том числе предотвращение возникновения вреда жизни и здоровью граждан), не имеют правового значения для установления нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Администрации МО «Катунинское» была предоставлена возможность устранения нарушения антимонопольного законодательства. 14.03.2019 Администрации МО «Катунинское» было выдано предупреждение 03ш-2019 о необходимости в срок до 21.10.2019 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: определить лицо, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях». Предоставленной возможностью устранения последствий нарушения антимонопольного законодательства орган местного самоуправления не воспользовался.

Таким образом, бездействие органа местного самоуправления, непринятие своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», в результате чего хозяйствующий субъект получает доступ на рынок водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в приоритетном порядке с нарушением требований к порядку передачи такого имущества, а также нарушаются публичные интересы, права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения дела Администрацией МО «Катунинское» не было представлено материалов, свидетельствующих о совершении действий, на заключение концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Несмотря на расторжение 26.12.2019 договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019, и договора аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области от 01.02.2019, находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения вновь в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» были переданы в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» на условиях договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области. Таким образом, бездействие, признанное противоречащим антимонопольному законодательству, органом местного самоуправления не прекращено.

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации МО «Катунинское» надлежит определить лицо, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны администрации МО «Катунинское» (163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино ул. Летчика Панкова, д. 2, ОГРН 1052930018690, ИНН 2921009434) нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии органа местного самоуправления, непринятии своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области <...> с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», в результате чего хозяйствующий субъект получает доступ на рынок водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта в приоритетном порядке с нарушением требований к порядку передачи такого имущества, а также нарушаются публичные интересы, права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества.

2. Выдать администрации МО «Катунинское» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: определить лицо, в пользование которого могут быть переданы находящиеся в муниципальной собственности объекты централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области с соблюдением требований, установленных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

Предписание исполнить в срок до 28.09.2020.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 28.09.2020.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны