Решение №04-05/3778/23 см. файл от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 228мз-23

029/06/42-660/2023

Заказчик:

Администрация муниципального образования «Коношское»

164010 Архангельская область, п. Коноша, пр. Октябрьский, д. 19

E-mail: financemo@yandex.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

МУП «Ерцевские теплосети» муниципального образования «Коношский муниципальный район»

164000, Архангельская область, Коношский район, п. Ерцево, ул. Гагарина, д. 23, кв. 1

E-mail: mup.ets29@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

13 июля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Поддубная Ю.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Данилова А.Ю. (доверенность от 11.07.2023), Розова Н.Н. (распоряжение от 17.12.2023 № 414-р);

Заказчика: Лютых С.Н. (доверенность от 19.03.2023).

УСТАНОВИЛА:

07 июля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба МУП «Ерцевские теплосети» муниципального образования «Коношский муниципальный район» (далее - Заявитель) на действия заказчика - Администрации муниципального образования «Коношское» (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам на пассажирских муниципальных маршрутах регулярных автобусных перевозок № 1, № 103, № 109 в городском поселении «Коношское» Архангельской области (извещение № 0124300016023000042).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 11.07.2023 № 1574.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

22.06.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300016023000042 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам на пассажирских муниципальных маршрутах регулярных автобусных перевозок № 1, № 103, № 109 в городском поселении «Коношское» Архангельской области (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 7 926 521,98 руб.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

Заявитель в своей жалобе указал, что требование Заказчика оборудовать автобусы для организации транспортного обслуживания населения с ограниченными возможностями нарушает права Заявителя и других участников закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии с Извещением объектом закупки является организация транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам на пассажирских муниципальных маршрутах регулярных автобусных перевозок № 1, № 103, № 109 в городском поселении «Коношское» Архангельской области.

Заказчиком в разделе «Описание объекта закупки» размещен файл «Тех задание на автобусные перевозки 2023 (1)» (далее – Описание объекта закупки), содержащий таблицу, в которой в том числе установлены требования к транспортным средствам:

№ п/п

Наименование показателя

Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики

 

 

5.

Требования

к транспортным средствам по каждому маршруту

 

Маршрут № 1

Год выпуска автобусов малого класса – не ранее 2004 года.

Количество мест для сидячих пассажиров – не менее 24

Общее число пассажиров – не менее 40

Количество транспортных средств на маршруте – не менее 1 (один), также необходимо предусмотреть резервные транспортные средства, на случай поломки основного транспортного средства, неухудщающие основные заявленные характеристики основных автобусов.

Соответствие внешнего и внутреннего оформления транспортных средств требованиям ГОСТ и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586:

- государственные номера транспортных средств должны быть чистыми, буквы и цифры государственного номера – читаемыми;

- в салоне должны отсутствовать течи с потолка и уплотнителей окон; на полу не допускается наличие щелей, не предусмотренных конструкцией транспортного средства;

- поверхность пола не должна быть скользкой;

- салон должен быть освещённым, в нём не должны находиться посторонние предметы;

- в салоне транспортного средства должно отсутствовать задымление, выраженный запах гари, бензина;

- места для сидения в салоне должны быть чистыми. При обнаружении (в том числе пассажирами) загрязнения сидячих мест водитель должен немедленно либо устранить загрязнение, либо обеспечить заблаговременное предупреждение пассажиров о загрязнении;

- поручни в салоне должны быть чистыми, не оставляющими на одежде и руках видимых пятен;

- перед началом каждого рабочего дня салон транспортного средства и его кузов должны быть вымыты;

- не допускается транслирование по громкоговорящей связи в салоне транспортного средства посторонней информации.

- наличие установленной системы видеонаблюдения в салоне автобуса.

Исправное состояние отопителей салонов транспортных средств в зимнее время и систем кондиционирования в летнее время;

Обеспечить работу на транспортных средствах, технических средствах и системах, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (ред. от 12.11.2016) «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», Наличие табло для визуального воспроизведения нумерации маршрутов следования пассажирского общественного транспорта, отображения наименований остановок и демонстрации информации социальной и рекламной деятельности.

Наличие автоматического информатора (автоинформатора) для пассажирского транспорта, позволяющего в нужный момент передать звуковое сообщение пассажирам (в том числе объявить очередную остановку) посредством воспроизведения заранее записанного аудиофайла через динамики в салоне транспортного средства.

Маршрут № 103

Год выпуска автобусов малого класса – не ранее 2017 года.

Количество мест для сидячих пассажиров – не менее 18

Общее число пассажиров – не менее 46

Количество транспортных средств на маршруте – не менее 2 (двух), также необходимо предусмотреть резервные транспортные средства на случай поломки основного транспортного средства, неухудщающие основные заявленные характеристики основных автобусов.

Соответствие внешнего и внутреннего оформления транспортных средств требованиям ГОСТ и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586:

- государственные номера транспортных средств должны быть чистыми, буквы и цифры государственного номера – читаемыми;

- в салоне должны отсутствовать течи с потолка и уплотнителей окон; на полу не допускается наличие щелей, не предусмотренных конструкцией транспортного средства;

- поверхность пола не должна быть скользкой;

- салон должен быть освещённым, в нём не должны находиться посторонние предметы;

- в салоне транспортного средства должно отсутствовать задымление, выраженный запах гари, бензина;

- места для сидения в салоне должны быть чистыми. При обнаружении (в том числе пассажирами) загрязнения сидячих мест водитель должен немедленно либо устранить загрязнение, либо обеспечить заблаговременное предупреждение пассажиров о загрязнении;

- поручни в салоне должны быть чистыми, не оставляющими на одежде и руках видимых пятен;

- перед началом каждого рабочего дня салон транспортного средства и его кузов должны быть вымыты;

- не допускается транслирование по громкоговорящей связи в салоне транспортного средства посторонней информации.

- наличие установленной системы видеонаблюдения в салоне автобуса.

Исправное состояние отопителей салонов транспортных средств в зимнее время и систем кондиционирования в летнее время;

Обеспечить работу на транспортных средствах, технических средствах и системах, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (ред. от 12.11.2016) «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», Наличие табло для визуального воспроизведения нумерации маршрутов следования пассажирского общественного транспорта, отображения наименований остановок и демонстрации информации социальной и рекламной деятельности.

Наличие автоматического информатора (автоинформатора) для пассажирского транспорта, позволяющего в нужный момент передать звуковое сообщение пассажирам (в том числе объявить очередную остановку) посредством воспроизведения заранее записанного аудиофайла через динамики в салоне транспортного средства.

Маршрут № 109

Важно!!!

Год выпуска автобусов малого класса – не ранее 2004 года.

Экологический класс – не определен

Количество мест для сидячих пассажиров – не менее 24

Количество мест для стоячих пассажиров – не менее 40

Количество транспортных средств на маршруте – не менее 1 (одного), также необходимо предусмотреть резервные транспортные средства на случай поломки основного транспортного средства, неухудщающие основные заявленные характеристики основных автобусов.

Соответствие внешнего и внутреннего оформления транспортных средств требованиям ГОСТ и Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 года № 1586:

- государственные номера транспортных средств должны быть чистыми, буквы и цифры государственного номера – читаемыми;

- в салоне должны отсутствовать течи с потолка и уплотнителей окон; на полу не допускается наличие щелей, не предусмотренных конструкцией транспортного средства;

- поверхность пола не должна быть скользкой;

- салон должен быть освещённым, в нём не должны находиться посторонние предметы;

- в салоне транспортного средства должно отсутствовать задымление, выраженный запах гари, бензина;

- места для сидения в салоне должны быть чистыми. При обнаружении (в том числе пассажирами) загрязнения сидячих мест водитель должен немедленно либо устранить загрязнение, либо обеспечить заблаговременное предупреждение пассажиров о загрязнении;

- поручни в салоне должны быть чистыми, не оставляющими на одежде и руках видимых пятен;

- перед началом каждого рабочего дня салон транспортного средства и его кузов должны быть вымыты;

- не допускается транслирование по громкоговорящей связи в салоне транспортного средства посторонней информации.

- наличие установленной системы видеонаблюдения в салоне автобуса.

Исправное состояние отопителей салонов транспортных средств в зимнее время и систем кондиционирования в летнее время;

Обеспечить работу на транспортных средствах, технических средствах и системах, оборудованных аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 (ред. от 12.11.2016) «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», Наличие табло для визуального воспроизведения нумерации маршрутов следования пассажирского общественного транспорта, отображения наименований остановок и демонстрации информации социальной и рекламной деятельности.

Наличие автоматического информатора (автоинформатора) для пассажирского транспорта, позволяющего в нужный момент передать звуковое сообщение пассажирам (в том числе объявить очередную остановку) посредством воспроизведения заранее записанного аудиофайла через динамики в салоне транспортного средства.

Организовать транспортное обслуживание населения с ограниченными возможностями при перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам общего пользования на территории муниципального образования «Коношское» путем использования наряду с другими транспортными средствами не менее одного транспортного средства с низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; обеспечить: дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме; посадку в транспортное средство и высадку из него с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; провоз собак-проводников при наличии специального документа; перевозку кресел-колясок пассажиров из числа инвалидов; оснащение транспортного средства надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

 

 

В объяснениях по жалобе Заказчик пояснил, что согласно решению Коношского районного суда Архангельской области от 12.11.2021 по делу № 2а-3 81/2021 администрация муниципального образования «Коношское» в срок до 17.11.2023 обязана организовать транспортное обслуживание населения с ограниченными возможностями при перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам общего пользования на территории муниципального образования «Коношское» путем использования наряду с другими транспортными средствами не менее одного транспортного средства с низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; обеспечить: дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, ознакомление с правилами перевозки пассажиров, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажира из числа инвалидов форме; посадку в транспортное средство и высадку из него с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; провоз собак-проводников при наличии специального документа; перевозку кресел-колясок пассажиров из числа инвалидов; оснащение транспортного средства надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.

На основании указанного решения Коношского районного суда Архангельской области данное требование к перевозчику установлено Заказчиком в Извещении.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Заказчик установил требования к оказанию услуг, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС и в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки установлено следующее.

Пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в том числе установлено, что заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 5 таблицы Описания объекта закупки требование об организации транспортного обслуживания населения с ограниченными возможностями с пометкой «Важно!!» указано только в строке для маршрута № 109.

Вместе с тем, в заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное требование относится также и к остальным маршрутам (№ 1 и № 103).

Следовательно, описание объекта закупки не соответствует потребности Заказчика и требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ «О контрактной системе», и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В силу части 4 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если ФЗ «О контрактной системе» предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с частью 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.

Вместе с тем подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиция 38 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 млн. рублей.

Частью 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.

В соответствии с Извещением объектом закупки является организация транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам на пассажирских муниципальных маршрутах регулярных автобусных перевозок № 1, № 103, № 109 в городском поселении «Коношское» Архангельской области.

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 7 926 521,98 руб.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что в Извещении установлено требование к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе»: «Требования в соответствии с позицией 38 раздела VIII приложения к ПП РФ от 29.12.2021 № 2571. Соответствие участника закупки одному из следующих требований: 1) наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым или нерегулируемым тарифам. При выполнении таких работ максимальное количество транспортных средств должно составлять не менее 50 процентов от количества транспортных средств, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), класс транспортных средств не должен быть ниже класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке); 2) наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта транспортных средств, количество которых должно составлять не менее количества транспортных средств, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке), класс транспортных средств не должен быть ниже класса, установленного в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).

Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае соответствия требованию, предусмотренному пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции, - исполненный договор или свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В случае соответствия требованию, предусмотренному пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции, - инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии транспортных средств в собственности), договоры аренды, субаренды, лизинга, безвозмездного пользования или иные информация и документы, подтверждающие факт наличия у участника закупки транспортных средств на ином законном основании».

Принимая во внимание объект рассматриваемой закупки, начальную (максимальную) цену контракта, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик нарушил нормы ФЗ «О контрактной системе», неправомерно установив требования позиции 38 Приложения к Постановлению № 2571.

Таким образом, Заказчик нарушил требования части 6 статьи 31 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 11 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе» не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;

б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 указанного Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно извещению, дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке – 12.07.2023.

Согласно материалам дела, комиссия, созданная Заказчиком, рассмотрела единственную заявку на участие в закупке и 12.07.2023 составила протокол.

Однако, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в ЕИС не размещен.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 11 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу МУП «Ерцевские теплосети» муниципального образования «Коношский муниципальный район» необоснованной.

2. Признать Заказчика - Администрацию муниципального образования «Коношское», нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 11 статьи 48 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, комиссии, созданной Заказчиком, оператору электронной площадки - АО «Сбербанк-АСТ», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

Ю.А. Поддубная

Связанные организации

Связанные организации не указаны