Решение №04-05/6055/23 см. файл от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 336оз-23

029/06/33-1051/2023

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Региональная диспетчерская служба»

163002 г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 32

E-mail: zakup@112ao.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ИП Шлейко Людмила Григорьевна

E-mail: iCool1967@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

09 ноября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: слушатель Бедриной О.Н.;

Уполномоченного органа: Сысоевой С.А. (доверенность от 16.01.2023 № 80-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

01 ноября 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Шлейко Людмилы Григорьевны (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области «Региональная диспетчерская служба» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров (извещение № 0124200000623007052).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения об осуществлении закупки, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.11.2023 № 416/2023.

Уполномоченный орган направил объяснение по жалобе от 07.11.2023 № 314-05-767.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

24.10.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623007052 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 857 239,76 руб.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик установил в Извещении код товара по КТРУ – 28.25.12.130-00000010 и дополнительные характеристики товара и при этом не обосновал их применение.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если ФЗ «О контрактной системе» предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Для товара «Кондиционер бытовой» с кодом КТРУ 28.25.12.130-00000010 в каталоге содержится описание товара, а также обязательные и необязательные для применения характеристики.

Извещение, а также документ «Описание объекта закупки» содержит таблицу, в которой установлены характеристики товаров в соответствии с характеристиками, указанными в разделе «Описание товара, работы, услуги» КТРУ, и дополнительные характеристики.

Вместе с тем, в столбце «Наименование товара, работы, услуги. Дополнительная информация» таблицы Заказчик обозначил: «Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: дополнительная информация указана Заказчиком в связи с необходимостью приобретения товара, оказания услуг, выполнения работ, соответствующих потребности Заказчика, для осуществления Заказчиком своей деятельности с учетом специфики функционирования учреждения Заказчика и эффективного расходования бюджетных средств».

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что, по своей сути, указанное обоснование использования дополнительных характеристик не раскрывает необходимости использования всех установленных дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, ввиду чего не может считаться надлежащим исполнением пункта 6 Правил.

Кроме того, в своих объяснениях по жалобе (письмо от 07.11.2023 № 416/2023) Заказчик обосновал применение каждой дополнительной характеристики отдельно.

Исходя из вышеизложенного, в Извещении отсутствует надлежащее обоснование, предусмотренное пунктом 6 Правил.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 6 Правил и часть 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.11.2023 на участие в закупке было подано 5 заявок, 4 из которых были признаны соответствующими требованиям Извещения.

Вместе с тем у Комиссии Архангельского УФАС России отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик в Извещении нелогично установил, что по характеристике «Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)» участникам закупки необходимо указать неизменное значение «не ниже А», в то время как класс энергоэффективности имеет конкретное значение.

Извещение, а также документ «Описание объекта закупки» содержит таблицу, в которой в том числе установлена характеристика «Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)»:

Наименование товара, работы, услуги. Дополнительная информация

Коды

Характеристики товара, работы, услуги

 

1

2

3

4

5

6

 

Кондиционер бытовой

КТРУ: 28.25.12.130-00000010

ОКПД2

     

Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)

не ниже А

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

     
 

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что данная характеристика установлена Заказчиком в соответствии с КТРУ, но не является обязательной для применения.

Вместе с тем, в письменных пояснениях Заказчик указал, что установил характеристики товара в соответствии со своей потребностью.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

В пункте 7 раздела II документа «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению», являющегося неотъемлемой частью Извещения, Заказчик и Уполномоченный орган указали: «Значения характеристик, предлагаемых участником закупки, указываются в соответствии с инструкцией по заполнению характеристик, содержащейся в структурированной форме извещения об осуществлении закупки».

Приказом Росстандарта от 20.09.2012 № 392-ст утвержден и введен в действие для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 55012-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Энергетическая эффективность. Кондиционеры бытовые и аналогичные. Показатели энергетической эффективности и методы определения» (далее – ГОСТ Р 55012-2012), в котором установлены классы энергетической эффективности кондиционеров, расчет индекса экономичности энергопотребления и содержание этикетки энергетической эффективности, прилагаемой к каждому кондиционеру.

Комиссией Архангельского УФАС России в ходе анализа содержания ГОСТ Р 55012-2012 установлено, что в данном документе содержится указание на единственное возможное значение класса энергетической эффективности кондиционеров со значением «не ниже А», а именно: класс А.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком при описания объекта закупки положения ФЗ «О контрактной системе» не нарушены, поскольку требования к товару установлены исходя из потребности Закзчика, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к содержанию, составу заявки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Шлейко Людмилы Григорьевны обоснованной в части первого довода.

2. Признать Заказчика - ГКУ Архангельской области «Региональная диспетчерская служба», Уполномоченного органа – Контрактного агентства, нарушившими пункт 6 Правил и части 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер», предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, в связи с тем, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты закупки.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны