Решение б/н необ от 31 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 329мз-23

029/06/42-1006/2023

Заказчик:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "УСТЬЯНСКИЙ РАЙОННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР"

165210, Архангельская область, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 43

E-mail: muk_ocdk@mail.ru

Уполномоченный орган :

АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

165210, Архангельская область, Устьянский р-н, Октябрьский рп, ул. Комсомольская, д. 7

E-mail: zakaz-ustadm@yandex.ru

Оператор электронной площадки:

АО «ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА»

117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

E-mail: ko@roseltorg.ru

Заявитель:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕХПОСТАВКА+"

450038, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Машиностроителей, д. 21, помещ. 1, ком. 38

E-mail: ufa.techpostavka@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 октября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Мусина Р.А. (доверенность от 02.02.2023);

Заказчика: Сухопаровой Е.Н. (доверенность от 25.10.2023 № 26);

Уполномоченного органа: Ширшовой С.Е. (доверенность от 25.10.2023 № 7503).

УСТАНОВИЛА:

20 октября 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Техпоставка+" (далее – Заявитель) на действия заказчика – МБУК "Устьянский районный культурный центр" (далее – Заказчик, МБУК «УРКЦ»), Уполномоченного органа – администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку и монтаж комплекта кинооборудования предназначенного для переоборудования кинозала для показа национальных фильмов в МБУК "УРКЦ" (извещение № 0124300006423000292).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 25.10.2023 № 7515.

Заказчик письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

10.10.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru (далее – сайт ЕИС) размещено извещение № 0124300006423000292 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку и монтаж комплекта кинооборудования предназначенного для переоборудования кинозала для показа национальных фильмов в МБУК "УРКЦ" (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 9 000 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка».

16.10.2023 внесены изменения в Извещение.

Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не применены коды ОКПД2 26.40.31.190, 26.40.43.110, неправомерно объединены в один лот товары как входящие в перечень товаров, на которых распространяется положения Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 617, так и не входящие в него.

В силу пункта 5 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе», при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 указанного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Согласно части 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 (далее – Постановление № 145) установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145.

В соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Действующим законодательством Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Так же, ФЗ «О контрактной системе» не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2).

Заказчики самостоятельно определяют код по ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (письмо ФАС от 13.03.2019 № ИА/19176/19).

Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016
№ Д28и-1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Объектом закупки является поставка и монтаж комплекта кинооборудования предназначенного для переоборудования кинозала для показа национальных фильмов в МБУК "УРКЦ".

Согласно Извещению Заказчиком для закупаемого товара определен следующий код ОКПД2 – 26.40.51.000 «Части и принадлежности звукового и видеооборудования».

Из содержания файла «Описание объекта закупки», являющегося неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки) следует, что к поставке необходим комплект «Кинозал для показа национальных фильмов в МБУК "УРКЦ"», состоящий из следующих комплектующих товаров:

Цифровой кинопроектор - 1 штука,

Аксессуары для кинопроектора - 1 штука,

Сервер воспроизведения - 1 штука,

Комплект: проекционный 3D экран с рамой для натяжения полотна - 1 комплект

Пассивная система для 3Д показа - 1 штука

Звуковой процессор для цифрового кинопоказа - 1 штука

Заэкранная акустическая система - 3 штуки

Усилитель мощности тип1 - 3 штуки

Усилитель мощности тип2 - 2 штуки

Пассивный сабвуфер - 2 штуки

Акустическая система окружения - 12 штук

Источник бесперебойного питания для цифрового оборудования - 1 штука

Кабель акустический - 1 комплект

Система тифлокомментирования - 1 комплект

Билетный программно-аппаратный комплекс - 1 комплект.

Также в Описании объекта закупки установлено, что поставляемые части оборудования должны быть совместимы друг с другом и должны обеспечивать функционирование кинопоказа в соответствии с действующими требованиями и стандартами кинозалов.

Из доводов жалобы Заявителя следует, что, по его мнению, необходимо определять коды ОКПД2 каждой позиции описания объекта закупки, в том числе:

Звуковой процессор для цифрового кинопоказа, Заэкранная акустическая система, Акустическая система окружения – 26.40.31.190 «Аппаратура для воспроизведения звука прочая».

Усилитель мощности тип1, Усилитель мощности тип2, Пассивный сабвуфер – 26.40.43.110 «Усилители электрические звуковых частот».

Представители Заказчика и Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили следующее.

Приобретаемый товар является единым комплексом, содержащим оборудование, которое связано между собой функционально и технологически. Закупка осуществляется на основании договора № 41/5-3 от 23.07.2023 о предоставлении средств на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с созданием условий для показа национальных фильмов в населенных пунктах Российской Федерации с численностью населения до 500 тыс. человек, заключенного между Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, и МБУК «ОЦДК» (реорганизовано в МБУК «УРКЦ» на основании Распоряжения управления культуры, спорта, туризма и молодежи Устьянского муниципального округа Архангельской области от 12.05.2023 № 62 «О реорганизации МБУК «Устьяны» и МБУК «ОЦДК» в форме слияния»). Предметом данного договора является предоставление Фондом Получателю средств, источником финансового обеспечения которых является целевая субсидия на модернизацию кинозалов в рамках национального проекта «Культура», полученная Фондом из федерального бюджета в 2023 году (на финансовое обеспечение и (или) возмещение расходов, связанных с созданием условий для показа национальных фильмов в кинозале, расположенном по адресу: Архангельская область, Устьянский район, р.п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 43.

В пункте 5.3. договора № 41/5-3 от 23.07.2023 определено, что значением результата предоставления средств в рамках настоящего договора (показателем результативности) является 1 (один) кинозал, запущенный в работу, переоборудованный за счет средств целевой субсидии.

В случае разделения закупки, возникает невозможность установить параметры совместимости оборудования и уровень ответственности за монтаж, пусконаладочные работы, функционирование, техническое и гарантийное обслуживание кинозала, как целостной системы. Для деятельности МБУК «УРКЦ» является важным одновременное поступление товаров, объединенных в единый комплекс. Кроме того, на учет будет ставиться кинозал как единый комплекс.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Заказчиком приобретается комплект кинооборудования предназначенного для переоборудования кинозала для показа национальных фильмов, образующий собой единый комплекс - кинозал, а не отдельные товары. В закупку также включен монтаж данного комплекса.

При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (пункт 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений.

Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - кинооборудования предназначенного для переоборудования кинозала для показа национальных фильмов, без которых использование функционирование кинозала невозможно, такое объединение соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Исходя из изложенного, коды ОКПД2 26.40.31.190, 26.40.43.110 предложенные в доводах жалобы Заявителя не соответствует объекту закупки.

На основании пункта 15 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 ФЗ «О контрактной системе».

В силу части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительством принято Постановление от 30.04.2020 № 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), которое вступило в силу с 01.05.2020.

Согласно пункту 1 Постановления № 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).

Заказчиком не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением № 617.

Как ранее было отмечено, Заказчиком использован ОКПД2  26.40.51.000, отвечающий объекту закупки.

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что указанный ОКПД2 не включен в перечень, предусмотренный Постановлением № 617.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки установлено следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее, чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Как подтверждается сведениями сайта ЕИС, 13.10.2023 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 13.10.2023 №РИ1.

Данные разъяснения не содержат предмета запроса о даче разъяснений положений Извещения.

Таким образом, Уполномоченный орган нарушил часть 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ТЕХПОСТАВКА+" необоснованной.

2. Признать Уполномоченный орган - администрацию Устьянского муниципального округа Архангельской области, нарушившим часть 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, в связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны