Решение №05-03/6686 без аннотации от 24 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 029/01/15-748/2020

Ответчики:

Глава МО «Савинское»

164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. 40 лет Победы, д. 14

Администрация МО «Савинское»

164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. 40 лет Победы, д. 14

 

Заинтересованное лицо:

ООО «ЖКХ Савинский»

164288, Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Октябрьская, д. 9, оф. 5

       
       
 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Архангельск

 

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Стульников Н.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев материалы дела № 029/01/15-748/2020, возбужденного в отношении главы МО «Савинское» и администрации МО «Савинское» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии:

от заинтересованного лица – <...>

УСТАНОВИЛА:

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения материалов, поступивших из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, Архангельское УФАС России выдало главе МО «Савинское» и администрации МО «Савинское» предупреждение от 16.05.2019 № 08ш-2019 (исходящий номер <...> -03/2147) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению необходимо было принять меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- Главе МО «Савинское» в срок до 25.11.2019 внести необходимые изменения или отменить пункт 4.1 постановления главы МО «Савинское» от 31.01.2019 № 34 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Савинское»;

- Администрации МО «Савинское» в срок до 25.11.2019 принять меры по прекращению заключенного с ООО «ЖКХ Савинский» без проведения торгов договора аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019, обеспечив возврат соответствующего муниципального имущества в казну.

С учетом определения Архангельского УФАС России от 27.11.2019 срок выполнения данного предупреждения по ходатайству администрации МО «Савинское» от 25.11.2019 № 3142 был продлен до 01.06.2020.

В последующем 29.05.2020 в Архангельское УФАС России снова поступило ходатайство администрации МО «Савинское» о продлении срока выполнения предупреждения от 16.05.2019 № 08ш-2019.

Вместе с тем, необходимость передачи муниципального имущества с учетом статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, возникла более года назад (еще до момента вынесения предупреждения от 16.05.2019 № 08ш-2019).

С момента возникновения данной необходимости у органов местного самоуправаления МО «Савинское» было достаточно времени для проведения всех необходимых для этого мероприятий.

Учитывая изложенное, основания для удовлетворения ходатайства администрации МО «Савинское» о продлении срока выполнения предупреждения от 16.05.2019 № 08ш-2019 отсутствовали.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Принимая во внимание, что предупреждение от 16.05.2019 № 08ш-2019 (исходящий номер <...> -03/2147) в установленный срок не выполнено, в отношении главы МО «Савинское» и администрации МО «Савинское» в июне 2020 года было возбуждено дело № 029/01/15‑748/2020 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Дело было назначено к рассмотрению на 11.08.2020, к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ООО «ЖКХ Савинский».

В рамках дела № 029/01/15-748/2020 глава МО «Савинское» и администрация МО «Савинское» представили пояснения (письмо от 29.07.2020 № 1306), в которых указали следующее.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения городского, сельского поселения является организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Письмом от 03.10.2018 № 1587 ООО «Савинскжилсервис» уведомило администрацию МО «Савинское» о расторжении договора аренды № 220814/0161749/01 от 06.10.2014.

Администрацией МО «Савинское» были направлены запросы в организации (ООО «Комгаз», ООО «ПрофСавинск», ООО «СавинскБетон», ООО «Природа», ООО «Успех», ООО «Формат», ООО «Уют-2», МУП «Водоканал»). На официальном сайте МО «Савинское» в рамках мониторинга была размещена информация с предложением заключить договор аренды на объекты водоснабжения и водоотведения. От МУП «Водоканал» и ООО «Комгаз» были получены официальные отказы от заключения договора. О своей готовности заключить соглашение сообщило ООО «ЖКХ Савинск».

В связи с невозможностью оставить население муниципального образования без услуги по водоснабжению и водоотведению Постановлением № 34 от 31.01.2019 на территории МО «Савинское» был введен режим повышенной готовности, в рамках которого в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и был заключен договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуги по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям на территории муниципального образования «Савинское» Плесецкого района Архангельской области, от 01.02.2019 № 02/2019 ВСиВО.

08.10.2019 Плесецкий районный суд вынес решение по иску прокурора Плесецкого района по делу № 2а-816/2019 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Савинское», выразившегося в непринятии всех необходимых мер для заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории муниципального образования «Савинское».

Суд возложил на администрацию муниципального образования «Савинское» обязанность в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения.

За исх. № 3088 от 19.11.2019 администрацией МО «Савинское» в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области было направлено заявление о подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения с перечнем передаваемого имущества, внесенного в проект концессионного соглашения, ведомостью казны имущества и проектом задания и мероприятий.

24.01.2020 из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области были возвращены материалы по подготовке конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения в связи с выявленными замечаниями (вх. 76 от 24.01.2020).

Ответчики обратили внимание, что аналогичное решение Плесецкий районный суд вынес 18.10.2018 по признанию незаконным бездействия администрации муниципального образования «Савинское», выразившегося в непринятии действенных мер к заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения на территории муниципального образования «Савинское».

С момента вынесения решения суда началась работа по подготовке, так 23.11.2018 было направлено первое письмо по согласованию проекта концессионного соглашения. Все это время проводилось согласование документации, и только 14.10.2019 администрация МО «Савинское» объявила конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Савинское» Плесецкого муниципального района Архангельской области (извещение № 141019/161749/01).

Таким образом, по мнению ответчиков, расторгать договор с ООО «ЖКХ Савинский» нецелесообразно, так как есть только одна ресурсоснабжающая организация, готовая снабжать население водой. Подготовка документации для заключения концессионного соглашения и процедура его подписания занимают очень длительный период времени.

 

В пояснениях, представленных заинтересованным лицом (письмо от 27.07.2020 № 236), ООО «ЖКХ Савинский» указало, что, вступая в правоотношения с администрацией МО «Савинское», общество полагало, что договор аренды объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, предназначенных для оказания услуги по холодному водоснабжению и водоотведению потребителям на территории муниципального образования «Савинское» Плесецкого района Архангельской области, № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019 был заключен с соблюдением требований антимонопольного законодательства.

 

11.08.2020, рассмотрев дело № 029/01/15-748/2020, комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) главы МО «Савинское» и администрации МО «Савинское», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, Архангельским УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела № 029/01/15-748/2020 на 17.09.2020. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-748/2020, а также было предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 029/01/15-748/2020 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

В письме от 16.09.2020 № 1606 ответчики поддержали ранее изложенную позицию, указав, что в настоящее время ООО «ЖКХ Савинск» готовит пакет документов для выхода с инициативной концессией. ООО «ЖКХ Савинск» письменных пояснений не представило.

17.09.2020 дело № 029/01/15-748/2020 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.

Между муниципальным образованием «Савинское» и ООО «ЖКХ Савинский» был подписан договор аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019.

Согласно договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019 ООО «ЖКХ Савинский» для использования в целях оказания жилищно-коммунальных услуг (водоотведение и водоснабжение) были переданы права владения и пользования в отношении нижеперечисленного муниципального имущества:

- здание насосной станции с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:958, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское», у р. Пярга;

- временный водозабор из 4-х скважин с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:6239, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское», у р. Пярга;

- водозаборное сооружение с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:6240, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское», у р. Пярга;

- земельный участок с кадастровым номером 29:15:061201:4275, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское», у р. Пярга;

- сеть водоснабжения жилого поселка, кадастровый номер <...> :15:061201:6273, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское», у р. Пярга;

- здание производственного корпуса очистных сооружений с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:5978, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- здание решеток, кадастровый номер <...> :15:061201:5961, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- блок емкостей с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:000000:3819, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- здание доочистки с оборудование, кадастровый номер <...> :15:061201:5969, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- контактный резервуар с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:000000:3812, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- иловые площадки, кадастровый номер <...> :15:000000:3818, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- здание насосной станции перекачки с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:000000:3824, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- здание «хлораторной», кадастровый номер <...> :15:061201:5976, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- здание трансформаторной подстанции 6/0,4 кВт с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:5963, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- земельный участок с кадастровым номером 29:15:061201:4276, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское» п. Савинский, общей площадью 8657 кв.м

- канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:6238, расположенная по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Октябрьская, строение 1А;

- канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, кадастровый номер <...> :15:061201:6234, расположенное по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, п. Савинский, ул. Цементников, строение 10А;

- канализационные сети жилого поселка, кадастровый номер <...> :15:061201:6278, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- напорный коллектор, кадастровый номер <...> :15:061201:6245, расположенный по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- наружные сети водопровода по ул. Октябрьская, кадастровый номер <...> :15:061201:6486, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

- наружные сети канализации по ул. Октябрьская, кадастровый номер <...> :15:061201:6489, расположенные по адресу: Архангельская область, Плесецкий район, МО «Савинское»;

Рассматриваемый договор аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019 был подписан на основании постановления главы МО «Савинское» от 31.01.2019 № 34 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Савинское», в соответствии с пунктом 4.1 которого администрации МО «Савинское» было поручено заключить с ООО «ЖКХ Савинский» договор аренды муниципального имущества для оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения населению, организациям на территории МО «Савинское».

Торги при этом не проводились.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

Частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Закон о водоснабжении и водоотведении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Объекты водоснабжения и водоотведения, переданные администрацией МО «Савинское» ООО «ЖКХ Савинский» по договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019, заключенному на основании постановления главы МО «Савинское» от 31.01.2019 № 34, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения МО «Савинское».

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию вышеназванных объектов водоснабжения и водоотведения превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования указанными объектами должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако, объекты водоснабжения и водоотведения были переданы ООО «ЖКХ Савинский» по договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019, торги не проводились.

В соответствии с частью 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Как следует из пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожной является сделка, которая недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Необходимо также отметить, что Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Учитывая изложенное, доступ на рынок водоснабжения и водоотведения для ООО «ЖКХ Савинский» был предоставлен без соблюдения установленных требований, то есть незаконно, притом что объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 05.04.2011 № 14686/10) достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В данном случае, учитывая квалификацию вменяемого ответчикам нарушения, руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Архангельское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-748/2020.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Поскольку в рассматриваемой ситуации целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие неправомерного нахождения в пользовании ООО «ЖКХ Савинский» предназначенного для водоснабжения и водоотведения муниципального имущества МО «Савинское», переданного обществу администрацией МО «Савинское» по договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019 на основании постановления главы МО «Савинское» от 31.01.2019 № 34, временной интервал был определен с 31.01.2019 по дату исследования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

Географические границы рынка водоснабжения и водоотведения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения, сетей канализации. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна, в виду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроков окупаемости.

Учитывая изложенное, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей на территории МО «Савинское».

Доступ на рынок услуг водоснабжения и водоотведения обусловлен приобретением права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для этих целей.

В данном случае товарным рынком является рынок оказания услуг по водоснабжению и водоотведению на территории МО «Савинское».

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно‑коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на соответствующий рынок, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

Таким образом, решение о передаче муниципального имущества (объекты водоснабжения и водоотведения) без проведения торгов ООО «ЖКХ Савинский» и дальнейшая непосредственная передача этого имущества обществу во исполнение указанного решения ограничили возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий рынок оказания услуг в МО «Савинское».

В данном случае причины, по которым объекты водоснабжения и водоотведения были переданы ООО «ЖКХ Савинский» (в том числе временно, в связи с ведением на территории муниципального образования режима повышенной готовности) не имеют правового значения для установления признаков нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не может быть также принят во внимание довод о том, что, признав решением от 08.10.2019 по делу № 2а-816/2019 незаконным бездействие администрации МО «Савинское», выразившееся в непринятии всех необходимых мер для заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории муниципального образования «Савинское», Плесецкий районный суд возложил на администрацию муниципального образования «Савинское» обязанность в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу данного решения суда организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения либо заключить концессионное соглашение с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, в отношении объектов водоснабжения.

Согласно информации с сайта Плесецкого районного суда Архангельской области данное решение от 08.10.2019 по делу № 2а-816/2019 вступило в законную силу 12.11.2019. Шесть месяцев истекли 12.05.2020.

Определением Архангельского УФАС России от 27.11.2019 срок выполнения предупреждения № 08ш-2019 был продлен до 01.06.2020, что согласуется с вышеназванным сроком.

Кроме того, предупреждение Архангельского УФАС России № 08ш-2020 было выдано главе МО «Савинское» и администрации МО «Савинское» еще 16.05.2019, а непосредственно сам договор аренды № 02/2019-ВСиВО был заключен 01.02.2019.

Таким образом, необходимость передачи рассматриваемого муниципального имущества с учетом статьи 41.1 Закон о водоснабжении и водоотведении, которой установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, возникла более года назад.

Ссылка на то, что ранее администрацией МО «Савинское» направлялись соответствующие запросы ряду организаций (ООО «Комгаз», ООО «ПрофСавинск», ООО «СавинскБетон», ООО «Природа», ООО «Успех», ООО «Формат», ООО «Уют-2», МУП «Водоканал»), а на официальном сайте МО «Савинское» в рамках мониторинга была размещена информация с предложением заключить договор аренды на объекты водоснабжения и водоотведения, также не может быть принята во внимание, поскольку данные действия не свидетельствуют о соблюдении требований действующего законодательства и не могут являться равноценной заменой прямо предусмотренных этим законодательством процедур.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, пункт 4.1. акта органа местного самоуправления МО «Савинское» − постановление, подписанное главой МО «Савинское», от 31.01.2019 № 34 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Савинское» свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Действия администрации МО «Савинское» по передаче ООО «ЖКХ Савинский» по договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019 объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся собственностью МО «Савинское», на основании постановления от 31.01.2019 № 34 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Савинское» свидетельствуют о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать главу МО «Савинское» и администрацию МО «Савинское» нарушившими требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при издании главой МО «Савинское» постановления от 31.01.2019 № 34, во исполнение которого администрация МО «Савинское» передала муниципальное имущество (объекты водоснабжения и водоотведения) без проведения торгов ООО «ЖКХ Савинский» по договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019.

2. Выдать главе МО «Савинское» и администрации МО «Савинское» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем устранения его последствий, а именно:

- Главе МО «Савинское» в срок до 01.04.2021 внести необходимые изменения или отменить пункт 4.1 постановления главы МО «Савинское» от 31.01.2019 № 34 «О введении режима повышенной готовности по предупреждению чрезвычайной ситуации на территории МО «Савинское»;

- Администрации МО «Савинское» в срок до 01.04.2021 принять меры по прекращению неправомерного пользования ООО «ЖКХ Савинский» предназначенным для оказания услуг водоснабжения и водоотведения муниципальным имуществом, переданным обществу по договору аренды № 02/2019-ВСиВО от 01.02.2019, возвратив соответствующее муниципальное имущество в казну.

Информацию об исполнении предписаний представить в срок до 01.04.2021.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства по статье 14.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

А.Ю. Шахов

Н.С. Стульников

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны