Решение б/н внести изменения от 29 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 2юл-24

029/07/3-122/2024

Заказчик (Организатор закупки):

ГАПОУ Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

164515, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Советских Космонавтов, д.18

E-mail: vronivis1978@gmail.com

Уполномоченное учреждение:

ГАУ АО «Региональный центр по организации закупок»

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: info@rcoz.ru, vdv@rcoz.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО «СтройЭнергоРесурс»

454128, г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 30-А, кв. 65

E-mail: ooo_ser174@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: директора Рулёва А.В. (приказ от 24.08.2016 №1-к, решение от 16.08.2021 №3), Рулёвой О.К. (доверенность от 19.01.2024);

Заказчика: Левинского Р.Н. (распоряжение от 30.06.2023 №194-л);

Уполномоченного учреждения: Касаткина В.В. (доверенность от 22.02.2024 № 02);

УСТАНОВИЛА:

14 февраля 2024 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО «СтройЭнергоРесурс» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГАПОУ Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» (далее – Заказчик, ГАПОУ АО «СТСИ»), Уполномоченного учреждения – ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение, ГАУ АО «РЦОЗ»), при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение монтажных работ по оснащению объекта (территории) системами охранной сигнализации ГАПОУ АО «СТСИ» (извещение №32413254251).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ГАПОУ Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Учреждении принято Положение о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного профессионального образовательного учреждения Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», утвержденное Наблюдательным советом ГАПОУ АО «СТСИ» (Протокол от 10.01.2024 г. №01/24) (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

06.02.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение №32413254251 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документация о закупке на право заключения договора на выполнение монтажных работ по оснащению объекта (территории) системами охранной сигнализации ГАПОУ АО «СТСИ» (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 5 935 690,00 рублей.

Заявитель в жалобе указывает, что в документации о закупке неправомерно установлено требование о предоставлении копии лицензии МЧС России, что ограничивает конкуренцию и возможность участия в закупки. Заявитель считает, что проект, технического задание и состав работ не предусматривают требование по монтажу пожарной сигнализации.

В силу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки и условиям определения победителя закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из указанного следует, что основным критерием законности и обоснованности тех или иных установленных требований к товару, порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки взаимосвязано с обеспечением со стороны Заказчика применения указанных требований, порядка оценки и сопоставления заявок в равной степени ко всем участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках», Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В подпункте 9 пункта 101 раздела 3 «Документация о проведении конкурентной закупки» Положения о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Согласно извещению предметом закупки является выполнение монтажных работ по оснащению объекта (территории) системами охранной сигнализации ГАПОУ АО «СТСИ».

При этом, в извещении о закупке установлен код ОКПД2 43.21.10.140 – работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации.

Подпунктом 1 пункта 18 раздела I документации о закупке установлено требование к участникам закупки о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: наличие необходимых лицензий, свидетельств, сертификатов, разрешений в случае, если требование предоставления таких лицензий, свидетельств, сертификатов, разрешений установлено в пункте 19 «Требования к содержанию и составу заявки на участие» документации о закупке.

Пунктом 19 раздела I документации о закупке определено, что вторая часть заявки должна содержать сведения (форма 2) и документы об участнике, подавшем заявку (если на стороне участника закупки выступает одно лицо) или сведения и документы о лицах, выступающих на стороне одного участника (по каждому из указанных лиц в отдельности) (если на стороне участника выступает несколько лиц), в том числе:

2.7. копия действующей лицензии МЧС России.

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

или копия выписки из реестра лицензий, соответствующая требованиям к выписке, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», с перечнем видов услуг, указанных в настоящем пункте.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 3 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Постановление № 1128) установлено, что лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к указанному Положению.

Приложением к указанному Положению установлены виды работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что согласно локально-сметному расчету, являющегося неотъемлемой частью документации о закупке в состав работ входит, в том числе: монтаж охранно-пожарных приборов таких как С2000-М, С2000-КДЛ, С2000-БКИ, С2000-ПП, источника питания охранно-пожарной автоматики РИП-24, а также шкафа пожарной сигнализации ШПС-24, (шкаф пожарной сигнализации). Данное оборудование относится к средствам пожарной автоматики по ГОСТ 53325-2012, что подтверждается сертификатом на данное оборудование.

Комиссии Архангельского УФАС России, проанализировав документацию о закупке, Техническое задание, проектную документацию (РАБОЧАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ М0254-ОС), локально-сметный расчет, установила следующее.

Оборудование, перечисленное представителем Заказчика (приборы С2000-М, С2000-КДЛ, С2000-БКИ, С2000-ПП, источник питания охранно-пожарной автоматики РИП-24, шкаф пожарной сигнализации ШПС-24) может применяться как в составе системы пожарной сигнализации, так и в составе системы охранной сигнализации.

В соответствии с частью 1 «Область применения» ГОСТ 53325-2012 «Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний» указанный стандарт распространяется на технические средства пожарной и охранно-пожарной автоматики (пожарные извещатели, источники бесперебойного питания технических средств пожарной автоматики, пожарные оповещатели, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, изоляторы короткого замыкания, выносные устройства индикации, устройства контроля работоспособности шлейфов, системы передачи извещений о пожаре) и устанавливает общие технические требования и методы их испытаний. Требования настоящего стандарта к техническим средствам охранно-пожарной автоматики распространяются на функции пожарной автоматики. В случае применения настоящего стандарта к комплексной системе пожарной автоматики его требования распространяются на каждый компонент системы.

ГОСТ 53325-2012 содержит основные определения элементов системы пожарной автоматики, их классификацию.

Такие приборы, как С2000-М, С2000-КДЛ, С2000-БКИ, С2000-ПП, источник питания охранно-пожарной автоматики РИП-24, шкаф пожарной сигнализации ШПС-24, в ГОСТ 53325-2012 не поименованы.

Согласно пунктов 2.1 и 2.2 части 2 «Основные технические решения» проектной документации Здания техникума оборудуются адресной охранной сигнализацией ИСО «Орион». Работы по монтажу средств охранной сигнализации должны осуществляться в соответствии с ГОСТ Р 50776-95, нормативными и методическими документами ГУВО Росгвардии, нормативно-техническими и эксплуатационными документами на средства обнаружения конкретных типов. Техническими средствами охраны (ТСО) должны оборудоваться все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и другие проемы), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.

При этом, проектная документация не содержит требований к монтажу элементов систем пожарной сигнализации. В локально-сметном расчете также не содержится видов работ по монтажу элементов систем пожарной сигнализации.

Кроме того, как подтвердил представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, система пожарной сигнализации уже установлена в техникуме. В данной же закупке устанавливается система охранной сигнализации.

Следовательно, для выполнения работ, являющихся предметом аукциона на выполнение монтажных работ по оснащению объекта (территории) системами охранной сигнализации ГАПОУ АО «СТСИ», не требуется наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В связи с вышеуказанным, в подпункте 2.7 пункта 19 раздела I документации о закупке неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе копии действующей лицензии МЧС России с видом работ «монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

Таким образом, Заказчик, Уполномоченное учреждение нарушили пункты 2 и 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Объектом капитального строительства, согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено указанной статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций

В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.

Подпунктом 10 пункта 18 раздела I документации о закупке установлено требование к участникам закупки: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Сведения об участнике закупке должны содержаться в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, при этом: уровень ответственности участника закупки по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, должен быть не менее цены, предложенной участником закупки; уровень ответственности участника закупки по обязательствам по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым участником закупки внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, должен быть не менее цены, предложенной участником закупки. В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 935 690,00 рублей, что не превышает десяти миллионов рублей, следует, что участники закупки не должны быть членами саморегулируемых организаций для участия в рассматриваемой закупке.

Кроме того, виды работ, указанные в проектной документации и локально-сметном расчет, не относятся к строительству или капитальному ремонту.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России согласился с данным доводом жалобы, пояснил, что в заявке Заказчика на осуществление закупке отсутствовало требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. В опубликованной ГАУ АО «РЦОЗ» документации об аукционе заявка Заказчика изменена.

В письме ГАУ АО «РЦОЗ» от 20.02.2024 № 15 в адрес Заказчика указано, что допущена техническая ошибка в части установления дополнительных требований к участникам закупки, а именно: участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

Таким образом, Уполномоченное учреждение нарушило пункты 2 и 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СтройЭнергоРесурс» обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГАПОУ Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», нарушившим пункты 2 и 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

3. Признать Уполномоченное учреждение - ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок», нарушившим пункты 2 и 4 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

4. Заказчику, Уполномоченному учреждению, закупочной комиссии, созданной Уполномоченным учреждением, оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».

5. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны